Урок обучения грамоте "Наукой свет стоит, ученьем люди живут". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: урок чтения (обучение грамоте в 1-м классе)

Педагогические технологии: проблемно-диалогическая, информационно-коммуникационная, игровые, здоровьесберегающие.

Модель: личностная

Форма урока: урок-диалог

Формы обучения: общеклассная, индивидуальная, групповая

Цель урока: формирование и развитие у школьников интереса к чтению, к использованию в процессе работы с учебной информацией средств ИКТ через создание образовательно-воспитательных ситуаций.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с согласным звуком[ц] и буквой ц;
  2. Развивать интерес к чтению.
  3. Формировать интерес к современным ИКТ, усваивать учебную информацию с помощью компьютерных программ;
  4. Формировать навыки работы в коллективе, навыки самостоятельной индивидуальной работы;
  5. Развивать речь, воображение, память, фантазию; навыки правильного, быстрого, осознанного, выразительного чтения; навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, познавательные игры, методы самостоятельной работы, элементы исследовательского метода.

Средства обучения: ИКТ, персональный компьютер.

Приемы преподавания: создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), беседа, самостоятельная работа с элементами исследования, игра, показ действия.

Приемы учения: выполнение логических операций, воспроизведение знаний и способов деятельности, рассказ, осмысление учебного материала, воспроизведение информации, просмотр информации, прослушивание информации, самостоятельное обобщение по частным вопросам, решение познавательных задач.

Главные принципы: сотрудничество, творческий подход.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, электронный учебник, “Букварь”, тетрадь.

Музыкальное оформление: мелодия из кинофильма “Приключения Буратино”.

Раздаточный материал: полоски из бумаги, клей.

Примечание: урок проводится в кабинете, где каждый ребенок индивидуально сможет работать с компьютером; в центре должны располагаться парты для выполнения письменных заданий.

Ход урока

I. Организационное начала урока

Учитель:

Посмотри-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?

Учитель: Ребята, нам пришло письмо. Давайте откроем, прочитаем и узнаем, кто его написал.

(Тихо звучит мелодия из кинофильма “Приключения Буратино”.)

Дорогие ребята!

Вы знаете, что я очень люблю своего друга Буратино (на доске появляется картинка Буратино) и хочу помочь ему научиться читать и писать. Но он никак не хочет меня слушать. Все делает не так как я ему говорю. Может быть у вас получится? Помогите, пожалуйста, мне.

С уважением ……

Учитель: Ребята, от кого это письмо?

Дети: Это письмо от Мальвины.

Учитель: Вы согласны помочь Мальвине заняться обучением Буратино?

Дети: Мы согласны помочь Мальвине.

II. Актуализация знаний

Учитель: Первая страница нашего урока – “Звуковая”. Кого мы можем здесь встретить?

Дети: На этой странице мы можем встретить звуки.

Учитель: Какие бывают звуки?

Дети: Речевые и неречевые.

(На магнитофоне учитель включает кассету с записью речевых и неречевых звуков)

Учитель: На какие две группы можно разделить речевые звуки?

Дети: Речевые звуки можно разделить на гласные и согласные.

Учитель: Что вы знаете о гласных звуках?

Дети: Гласные звуки могут быть ударными и безударными, они образуют слог.

Учитель: Что можете рассказать о согласных звуках?

Дети: Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, могут быть твердыми и мягкими.

Учитель: Как на письме обозначаются звуки?

Дети: На письме звуки обозначаются значками – буквами.

III. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Для чего необходимо знать буквы?

Дети: Если мы будем знать все буквы, то научимся читать и писать. А значит, многое сможем узнать.

Учитель: У мамы – ежихи день рождения, и ее трое маленьких ежат пошли в сад, чтобы сорвать цветы и подарить их маме. Отгадайте, какие цветы они сорвали. (Загадки написаны на интерактивной доске. Отгадки спрятаны. После того, как дети дали ответ, один из учеников подходит к доске и открывает слово – отгадку).

На зеленом шнурочке Белые звоночки. (Ландыши) Стоит в саду кудряшка- Белая рубашка. Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)
Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет. (Колокольчик)  

Учитель: Когда пришли ежата домой, мама-ежиха увидела подарок и очень обрадовалась. Уж больно красивые были цветы! Ей стало жалко, что они завянут и решила посадить их в предмет, в названии которого два слога, первый звук [г]. О каком предмете идет речь?

Дети: Ежиха посадила цветы в горшок.

Учитель: А как называется горшок для цветов?

Дети: Горшок для цветов называется цветочный.

Учитель: Что вы можете сказать про слова цветы и цветочный?

Дети: Слова цветы, цветочный являются однокоренными, корень цвет.

Учитель: С какого звука начинаются эти слова?

Дети: Эти слова начинаются со звука [ц].

Учитель: Кто знает, как правильно называется буква, которая обозначает звук [ц] ?

Дети: Эта буква называется ЦЭ.

(На интерактивной доске появляется “Царство гласных букв” и “Царство согласных букв”)

Учитель: Есть ли в нашем “Царстве” эта буква?

Дети: В нашем царстве этой буквы нет.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему и цель нашего занятия.

Дети: Сегодня мы будем знакомиться со звуком [ц] и буквой Ц.

IV. Первичное усвоение материала.

Физминутка:

Учитель: Буратино по классу развесил картинки. Возьмите по одной картинке, в названии которой встречается звук [ц].

(Дети встают, ходят по классу, выбирают нужные картинки и произносят слова)

Учитель: Назовите слово, в котором звук [ц] стоит в начале слова.

Дети: Звук [ц] стоит в начале слова циркуль.

Учитель: Давайте в тетрадях сделаем схему и звуковой анализ этого слова. Но сначала вспомним стихотворение, помогающее приготовиться к письму.

(На каждом уроке перед тем как приступить к письму, мы с ребятами произносим эти строки.)

Дети:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья, от вас не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

(В рабочих тетрадях дети чертят схему слова, дают характеристику каждого звука и обозначают цветом.)

Учитель: Что вы можете рассказать про гостья нашего урока - звук [ц]?

Дети: Звук [ц] согласный, глухой, твердый.

Учитель: Ребята, я открою вам секрет, что звук [ц] обязательно подружится со звуками [ж], [ш]. Попробуйте отгадать, почему?

Дети: Звуки [ж], [ш], [ц] всегда твердые.

Учитель: Что необходимо знать, чтобы записывать слоги и слова, в которых встречается новый звук?

Дети: Мы должны знать, какой буквой обозначается звук [ц].

(На интерактивной доске появляется буква Ц)

Учитель: Следующая наша страничка “Вообразилия”. Давайте пофантазируем и нарисуем, на что похожа сегодняшняя гостья урока – буква Ц.

(Самостоятельная работа учащихся в тетрадях, после чего они говорят, на что похожа буква.)

Учитель: Из каких элементов состоит буква Ц?

Дети: Буква Ц состоит из трех больших палочек и одной маленькой.

Учитель: На какие изученные печатные буквы похожа буква Ц?

Дети: Буква Ц похожа на буквы И,П,Ш,Щ.

Учитель: Попробуйте в тетрадях из полосок бумаги выложить и приклеить букву Ц.

(Дети самостоятельно под руководством учителя выполняют задание)

Учитель: А теперь давайте подарим эту букву Буратино. Напечатайте ее в тетрадке, которую он держит в руке, но не забывайте про стихотворение, которое помогает нам красиво и правильно писать.

(У каждого ученика в тетради приклеен Буратино с тетрадкой в руках. Дети самостоятельно под руководством учителя выполняют задание)

Учитель: Ребята, а давайте еще подарим Буратино стихотворение про него и движения покажем.

Физминутка (дети по музыку произносят слова и показывают движения).

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

V. Осознанность и осмысленность учебного материала учащимися. Систематизация знаний и умений учащихся.

(На интерактивной доске появляются буквы)

Учитель: Посмотрите, какая интересная страничка “Слияния”! На одной стороне живут согласные буквы, на другой – гласные. Это очень дружные буквы. Посмотрите, а нет ли здесь нашей новой знакомой?

Дети: Здесь есть буква Ц.

Учитель: Давайте ее подружим с гласными буквами.

(На интерактивной доске по ходу стихотворения учитель проводит линии от буквы Ц к гласным)

Учитель: Ц протянуло руку букве А, получилось…

Дети: ЦА.

Учитель: А потом и букве О, получилось…

Дети: ЦО.

Учитель: И, конечно, букве У, получилось…

Дети: ЦУ.

Учитель: Подружилась с буквой И, получилось…

Дети: ЦИ.

(дети хором произносят слоги; может возникнуть затруднение при слиянии ЦИ, но в любом случае учитель обращает внимание, что звук [ц ] всегда твердый).

Учитель: Мы очень хорошо подружили буквы и теперь отправимся дальше, на страницу “Читайкино”. Как вы думаете, кто живет на этой странице?

Дети: На этой странице живут слова.

(Далее идет работа по “Букварю” Р.Н.Бунеева на стр.138)

Учитель: Прочитайте слова первого столбика сначала про себя, а потом все вместе вслух.

Дети: Цапля, цукаты, цыплёнок. (по ходу чтения слова появляются на интерактивной доске)

Учитель: Кто знает, что такое цукаты?

(Вероятнее всего, что дети не смогут объяснить значение этого слова).

Учитель: Цукаты – это целые плоды или корочки, сваренные в сахарном сиропе и подсушенные.

Учитель: На какие две группы можно разбить прочитанные слова?

Дети: Слово цукаты в первую группу, а слова цапля и цыплёнок во вторую, так как это названия птиц. Или слово цапля в первую группу – в нем два слога, а слова цукаты и цыплёнок во вторую группу – в них по три слога.

Учитель: Прочитайте слова второго столбика сначала про себя, а потом все вместе вслух.

Дети: Цирк, циркач, цепи. (по ходу чтения слова появляются на интерактивной доске)

Учитель: Какое из этих слов “лишнее”?

Дети: “Лишнее” слово цепи, так как слова цирк и циркач являются однокоренными.

Учитель: Назовите корень в словах и выделите.

Дети: В этих словах корень цирк. (дети выделяют корень в словах в учебниках, а учитель на интерактивной доске).

Учитель: При помощи чего образовали слово циркач?

Дети: Слово образовали при помощи суффикса ач.

Учитель: Выделите суффикс. (дети выделяют суффикс в слове в учебниках, а учитель на интерактивной доске).

(Далее идет работа по “Букварю” Р.Н.Бунеева стр.139 над стихотворением Даниила Хармса “Добрая утка”)

Учитель: Рассмотрите иллюстрацию на 139 странице. Прочитайте автора, заглавие. О ком будет это стихотворение?

Дети: Это стихотворение будет об утке.

Учитель: Прочитайте стихотворение.

(Сначала жужжащее чтение, а затем вслух).

Даниил Хармс

Добрая утка.
Речку переплыли
Ровно в полминутки:
Цыплёнок на утёнке,
Цыплёнок на утёнке,
Цыплёнок на утёнке,
А курица на утке.
Вопросы по ходу чтения.
После двух строчек:

Учитель: Узнали ли мы о тех, кто переплывал речку?

Дети: О том, кто переплывал речку, неизвестно.

Учитель: А как быстро это сделали?

Дети: Речку переплыли быстро, всего за полминутки.

Чтение до конца.

Учитель: Почему три раза повторяется одна строчка?

Дети: Было три цыпленка и три утенка.

Учитель: Как переплавилась семья курицы на другой берег?

Дети: Цыплята плыли на утятах, а курица на утке.

Учитель: Почему им нужна была помощь утиной семьи?

Дети: Куры не умеют плавать.

Учитель: Прочитайте заглавие. Согласны ли вы с ним?

Дети: Согласны. Утка добрая.

Учитель: Почему только утка добрая, а утята?

Дети: Утка добрая и учит доброте своих утят.

Учитель: О чем это стихотворение?

Дети: Это стихотворение о доброте, взаимовыручке.

Учитель: Давайте прочитаем это стихотворение выразительно.

(Два – три ученика читают стихотворение выразительно.)

Физминутка. Дети встают.

Учитель: Прежде, чем перейти на следующую страничку, покажите Буратино:

Как светит солнышко летом? (Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивают все мышцы ладони)

Как светит солнышко осенью? (Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты)

Как светит солнышко зимой? (Пальцы собираются в щепотку)

VI. Применение знаний и умений. Проверка уровня усвоений знаний и умений.

Учитель: Мальвина нам подарила интересную, необычную страничку. Называется она “Компьютерная”. Как вы думаете, с чем мы сейчас будем работать?

Дети: Мы будем работать с компьютером.

Далее идет работа на компьютере с электронным учебником.

Учитель: Найдите картинку под цифрой 15 и щелкните по ней левой кнопкой мыши.

Открывается страница учебника, на которой даны задания по теме урока. Все слова произносит сказочный герой учебника. Задания выполняются при помощи левой кнопки мыши. После решения каждого задания, ребенку дается оценка его выполнения. Если задание выполнено неверно, герой об этом сообщает ребенку, и он начинает его выполнять сначала.

Задание 1.

- Букв узнали мы немало.

Добрались до буквы Ц.

Есть слова, где Ц вначале,

Есть в середине, есть в конце.

- Посмотри на картинки. Что на них нарисовано? Произнеси все слова. В первую корзинку сложи картинки, названия которых начинаются на Ц, а во вторую те, которые на Ц заканчиваются.

(Дети раскладывают картинки в нужную корзинку).

Задание 2.

- Весной вся природа оживает, все распускается и расцветает.

- На лесной полянке утром

Распустился огонек.

Разноцветный, нежный, хрупкий.

Называется…

- Найди на полянке отгадку.

(Дети находят цветок и “щелкают” по нему)

- Посмотри, какие красивые цветы распустились на нашей полянке! Найди все цветы с буквой Ц на лепестках.

(Дети находят цветы и “щелкают” по каждому)

Задание 3.

- Посмотри, кто пришел полюбоваться на распустившиеся цветы! Это хорек. Давай познакомимся с ним. Как тебя зовут, хорек, замечательный зверек? Испугался, исчез. Может нам цветы помогут узнать как его зовут?

- Щелкни на каждой букве цветка и прочитай имя.

(Дети щелкают мышью на каждой букве цветка и прочитывают имя ЦАП)

Задание 4.

- А теперь давай позовем хорька, может он вылезет из норки. Составь имя хорька с помощью букв из пенала.

(На экране компьютера пенал с буквами. Дети переносят нужные буквы на полянку, составляют слово. Сказочный герой прощается с ребятами).

Упражнения для глаз.

Учитель: Как хорошо и быстро вы справились со всеми заданиями! От вашей работы и цветы распустились, и бабочки по классу разлетелись. Попробуйте “поймать” их своими глазками.

(У учителя в руках две длинные указки, на которых прикреплены бабочки. Учитель показывает различные движения руками, а дети водят глазами за бабочками.)

Учитель: А теперь закройте глаза. Представьте себе, что ваш нос стал длинным как у нашего ученика Буратино. Попробуйте им написать гостью нашего урока – букву Ц.

(На интерактивной доске появляется буква Ц. Дети открывают глаза).

Учитель: Подошло время отправляться нашей гостье в “Царство”. Давайте подскажем дорогу нашей букве Ц. В какое “Царство” мы ее отправим и почему?

Дети: Мы отправим букву Ц в “Царство согласных букв”, потому что она обозначает согласный звук [ц ].

Учитель: На каком этаже и почему будет жить буква Ц?

Дети: Буква Ц будет жить на первом этаже, так как она обозначает глухой согласный звук.

(Учитель на интерактивной доске перемещает букву в “Царство согласных букв”)

VII. Информация о домашнем задании.

Учитель: Буква Ц сейчас знакомится со своими соседями, чтобы вместе с ними прийти к нам на следующий урок. Давайте сделаем для нее сюрприз: найдем дома картинки в названии которых она встречается. Согласны обрадовать букву?

Дети: Мы согласны сделать сюрприз для буквы Ц.

VIII. Рефлексия.

Учитель: Ребята, а смогли ли мы сделать сюрприз для Мальвины? Удалось ли нам научить грамоте Буратино? Если вы считаете, что не все получилось, то напишите букву Ц на левой половине доски. Если вы решили, что сегодня на уроке все получилось, вы смогли преодолеть все трудности, то напишите букву Ц на правой половине доски.

(Дети подходят к интерактивной доске и пишут букву Ц на выбранной половине. “появляется” Мальвина).

Учитель: Ребята, посмотрите, какое радостное лицо у Мальвины! Она довольна вашей работой на уроке и благодарит вас за помощь. И я тоже вами очень довольна! Спасибо за урок!