Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Класс: 4

Цели урока:  

  1. Обобщить знания о грамматических особенностях глагола, о его роли в языке.
  2. Развивать орфографическую зоркость, умение распознавать глагол среди других частей речи, определять род, число, время глагола.
  3. Воспитывать внимание, дружбы, взаимовыручки.

Оборудование: Магнитофон, аудиозапись песни, ИКТ, презентация, макет ключа, рисунки ключей для детей.

Содержание урока Примечание
Орг. Момент
Вот звонок нам дал сигнал:
Русский наш язык настал.
Время нам нельзя терять,
Глагол начнем мы изучать.
Готовность класса
–  Тема нашего урока «Глагол как часть речи», Мы должны сегодня вспомнить о глаголе все, что изучали раньше.
–  Урок у нас будет необычный: мы отправимся в путешествие в страну Глаголию, в город Глагольск и погостим там целый месяц, будем знакомиться с глаголом.
Слайд 1
настрой на урок.
Дорога у нас будет непростая, встретятся трудности, а что нужно для того, чтобы преодолевать трудности? (дружба, взаимовыручка)
–  Правильно только вместе, только дружно можно преодолеть все испытания.
Воспитание дружбы
Каллиграфия
–  Но, чтобы не заблудиться нам нужен клубочек. Василиса Премудрая даст клубочек, если мы угадаем букву. Вот наш путь, сделайте копию карты.
–  Итак отправляемся в путь.
Слайд 2
Выработка кал-го почерка
Словарная работа
–  Впереди река «Словарная», чтобы ее пройти нужно записать словарные слова, подчеркнув орфограммы. (проверка). Слайд 3, 4
Повторить словарь
Орфографическая работа
Следующая остановка – город «Разборск»,Записываем и разбираем предложение. Слайд 5
Синтаксический, морфологический разбор
Обобщение знаний о глаголе.
–  Вот высокие горы, чтобы их преодолеть, нужно вспомнить, что такое глагол, что он обозначает?

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.  
(В. Волина «Веселая грамматика»)
 
Распределить глаголы по значению действий. Слайд 6
Время глагола
–  Продолжаем путь: впереди море. Определить время глагола.

Этот хитренький глагол
Свое время изобрел.
«Ухожу», –  кричит сегодня.
«А вчера, –  кричит, –  ушел»,
«Завтра, –  скажет, –  я уйду!»
Позавидуйте ему.
(«350 развивающих упражнений по русскому языку» составитель Н. Юрьева )
Слайд 7
Род, число.
–  Мы приближаемся к городу «Глагольску», но нам нужен ключ, чтобы в него попасть. Что-то мы еще не вспомнили о глаголе. Как еще изменяется глагол? (по родам и числам).

Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
(А. Плещеев «Весна»)

–  Каждый из вас тоже получает ключ от города, где находятся знания о глаголе.
Слайд 8
Правило НЕ с глаголами
–  А теперь, чтобы войти нужно вспомнить еще одно правило о глаголе. (раздельное написание глагола с частицей не).

Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши,
С глаголами отдельно
Частицу не пиши. 
(В. Волина)
Слайд 9
Итог урока
–  Вот мы с вами и в городе. Там нам предстоит узнать какие бывают глаголы, как еще изменяется, и какие правила мы будем запоминать, чтобы глаголы нас не подвели в правописании.

Что такое глагол?

Часть речи.
Что обозначает глагол?

Действие предмета.
На какие вопросы отвечает?

Что делать? Что сделать?
Как изменяется глагол?

По родам, числам, временам.
Как пишется глагол с частицей не

Не с глаголами пиши раздельно.

Урок окончен. Спасибо за хорошую работу.
Слайд 10

Презентация