Использование информационных технологий в дошкольном образовании

Разделы: Работа с дошкольниками


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №72" расположено в экологически чистом районе г.Чебоксары Чувашской Республики, недалеко от берега Волги. Здание дошкольного учреждения окружено высокими зелёными деревьями, на территории детского сада произрастают различные кустарники, плодовые деревья, цветы и травы. Имеется летний бассейн.

 

 Свежий речной воздух, близкое расположение лесных насаждений, район, застроенный 3-х -4-х этажными зданиями, удаление от основной магистрали - все эти факторы способствуют более тесному общению детей, посещающих наш детский сад, с природой, делают пребывание в детском саду комфортным и интересным.

Учитывая факт благоприятного, с экологической точки зрения, расположения нашего дошкольного учреждения, педагогический коллектив работает в направлении экологического образования ребёнка-дошкольника.

Успешной реализации задач экологического образования способствует экологизация развивающей среды детского сада и его территории, с точки зрения создания условий для познавательного, эколого-эстетического развития и оздоровления ребёнка.

В своей работе мы опираемся на исследования учёных Л.И.Новиковой, Н.А.Ветлугиной, С. Л. Новосёловой, В.А.Петровского С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой в области организации окружающей среды и её влияния на становление человеческой личности.

Коллектив детского сада в течение нескольких лет работает над проблемой экологического образования дошкольников. В ходе работы над проектом "Экологизация развивающей предметной среды в ДОУ" в дошкольном учреждении был создан экологический класс - для более близкого и активного общения воспитанников детского сада с природой, в группах создана экологическая предметно - развивающая среда, которая видоизменяется в зависимости от интересов и масштаба знаний ребенка.

Экологический класс функционирует в течение всего времени пребывания детей в детском саду. Днём здесь проводятся познавательные занятия с воспитанниками, циклические наблюдения за ростом растений, поведением животных. Вечером в экологическом классе организуются игры, релаксация, посещение библиотечной зоны, труд в природе.

В экологическом классе созданы следующие зоны:

 - Зона обучения.

 

- Зона библиотеки и коллекций.

- Живой уголок.

 

 - Мини-лаборатория.

 

 - Зона релаксации и зона игр.

 

Педагоги нашего детского сада организуют разнообразные виды экологической деятельности с воспитанниками:

- Основной - это наблюдение, благодаря которому дети наблюдают за животными, растениями, сезонными явлениями природы. Это помогает понять закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояния от сезонно меняющихся факторов внешней среды.

- Большое значение имеет практическая деятельность. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке ДОУ позволяет приобрести детям умение, правильные способы практического взаимодействия с природой.

- Особое внимание уделяется такой форме работы, как занятия комплексного, обобщающего, первично-ознакомительного и углубляюще-познавательного типа, на которых у детей формируются различные представления о явлениях природы, понимании взаимосвязей в ней, закономерных процессов.

Для проведения интересного познавательного занятия необходим разнообразный демонстрационный материал, для того, чтобы дети наглядно могли видеть объекты природы, которые невозможно наблюдать непосредственно в ближайшем окружении, циклы развития растений, схемы и т.п. Часто педагоги ДОУ остаются неудовлетворенными результатами своей работы с детьми на занятиях, и причина этого кроется в отсутствии необходимого демонстрационного материала природоведческого характера.

Анализ материально-технической базы дошкольного учреждения показал следующее:

- Для приобретения демонстрационного материала по ознакомлению с природой необходимы большие материальные затраты.

- Отсутствие помещения, для хранения большого количества иллюстративного материала.

- Отсутствие многих необходимых иллюстраций в продаже.

- Неудобство в использовании большого количества иллюстраций на одном познавательном занятии.

- Быстрый износ бумажных иллюстраций.

Решение проблемы: использовать в воспитательно-образовательной работе с детьми информационные компьютерные технологии, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования.

Применение информационных технологий в сфере дошкольного образования позволит педагогам изменить содержание, методы и организационные формы обучения, будет способствовать развитию их информационной компетентности.

Осуществляя работу в направлении информатизации образовательного процесса в ДОУ, коллективом нашего дошкольного учреждения разработан проект "Использование информационных компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с природой", целью которого является создание методических пособий по ознакомлению с природой, способствующих формированию у ребёнка основ экологического образования, на основе сочетания традиционных форм работы и новых технических возможностей, внедрение информационных технологий в педагогический процесс.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

- Обеспечить высокое качество воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с природой на основе использования информационных технологий, новых форм и методов работы по экологии.

- Обеспечить научно-методическое и материально-техническое сопровождение работы по экологии в деятельности педагогов дошкольного учреждения.

- Сделать родителей активными участниками экологической работы организованной в ДОУ.

- Установить сотрудничество с общественными, государственными, частными организациями для взаимодействия по всевозможным аспектам экологизации и информатизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Создание материально-технической базы способствующей успешной информатизации воспитательно-образовательного процесса: оснащение дошкольного учреждения информационными технологиями: персональными компьютерами (в т.ч. ноутбуком), проектором, демонстрационным экраном, цифровыми фото и видео камерами, цветным принтером), сенсорной доской.

Всё это поможет создавать иллюстративный материал и методические пособия, учебные фильмы по экологии на электронных носителях самим педагогам, привлекать к созданию электронных пособий родителей воспитанников или приобретать материалы на электронных носителях, находить в сети Интернет, а затем демонстрировать данный материал на познавательных занятиях.

2. Создание творческой группы педагогов для развития инновационной деятельности, разработки методического обеспечения и организации работы с целевыми группами по реализации проекта.

Творческий коллектив квалифицированных педагогов, владеющих ИКТ, под руководством старшего воспитателя будет решать следующие задачи:

1) Осуществлять работу по созданию серии учебных презентаций по экологии с помощью программы PowerPoint (с использованием дополнительных программ Photoshop , Exel), которые будут состоять из:

- Плана-конспекта занятия, в котором указывается с какой целью, для решения каких задач будет использовано экранное средство (видеопроектор), в какой части занятия наиболее целесообразно показать этот материал.

- Учебных слайдов, которые будут демонстрироваться во время занятий через видеопроектор.

- Дидактических пособий разработанных в графическом редакторе, с целью дальнейшего использования их на познавательных занятиях в соответствии с планом-конспектом занятия.

2) Организовывать систему сопровождения и поддержки педагогов, которые используют и хотят использовать в работе ИКТ;

3) Делать доступным положительный опыт организации обучения и использования средств ИКТ для поддержки образовательно-воспитательного процесса за счет создания электронного банка данных (приемы, формы, методы:)

4) Проводить работу по созданию медиатеки в ДОУ.

3. Обучение педагогов работе на персональном компьютере, с целью подготовки специалистов, владеющих современной вычислительной техникой в различных аспектах: от подготовки к занятию при создании текстового и иллюстративного материала с помощью ПК до повышения профессионального уровня посредством глобальных коммуникационных систем.

Работа с педагогами будет проходить в следующих направлениях:

- Обучение педагогов на специальных компьютерных курсах;

- Организация семинаров-практикумов в детском саду, в близ лежащей школе по следующим темам: "Изучаем "Microsoft office", "Создание слайдов в программе "Power Point", "Изучаем Photoshop", "Использование ИКТ на познавательных занятиях" и др.

- Организация работы по поиску и отбору фото и видеоматериала, иллюстраций природоведческого характера в Интернете, в музеях, в библиотеках, в экологических центрах, во время экскурсий в природу и т.п.

4. Налаживание связей с общественностью и прежде всего с родителями, членами Попечительского совета.

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками.

Поэтому в ходе работы по реализации проекта мы планируем:

1. Привлекать родителей к участию в акциях:

- "Ярмарка родительских идей" (Родителям предлагается домашнее задание: заполнить карточку с ФИО и изложить суть идеи организации работы по экологии в детском саду.),

- "Парад семейных коллекций" (Сбор и оформление коллекций фотографий, видеоматериалов снятых родителями во время прогулок в парке, в лесу на природу, для дальнейшей переработки и создания электронных пособий, слайдов для детей).

2. Организовать ежемесячную работу семейного клуба "Защитники природы", где будут проводиться семейные фотовыставки, выставки совместных с детьми рисунков, аппликаций, и т.п., демонстрироваться видеофильмы и презентации природоведческого содержания, проходить театральные детские представления и др.

3. Размещать информацию по работе над проектом, с целью информированности общественности, на сайте ДОУ, в средствах массовой информации, на информационных стендах детского сада, в номерах газеты, выпускаемой в дошкольном учреждении для родителей воспитанников.

5. Налаживание сотрудничества с музейными, библиотечными, экологическими центрами, со школой.

Для реализации нашего проекта необходимо привлечение работников краеведческого музея, детских библиотек и экологических центров, учителей природоведения и информатики к сотрудничеству по следующим направлениям:

- сбор фотографий и видеоматериала природных объектов,

- проведение эколого-просветительских мероприятий для дошкольников, их родителей и педагогов (конкурсы, вечера, выставки, просмотры фильмов);

- обучение педагогов на базе близ лежащей школы работе на персональном компьютере.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- Динамика изменения в позитивную сторону качества знаний и представлений воспитанников по экологии.

- Информатизация воспитательно-образовательного процесса.

- Повышение качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий.

- Повышение эффективности экологопедагогической работы в ДОУ за счёт роста профессионального мастерства педагогов, обновления форм и методов работы с детьми, компетентности при использовании ИКТ.

- Планирование занятий с ИКТ. Увеличение количества педагогов, которые будут осознанно и обоснованно использовать мультимедийные технологии.

- Накопление творческого инновационного материала по ознакомлению дошкольников с природой.

- Увеличение количества родителей, удовлетворенных качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, подтверждённое итогами анкетирования.

- Повышение имиджа ДОУ в районе, а затем и в городе.