Особенности организации профориентационной работы в урочной системе в Межшкольном УПК г. Темиртау

Разделы: Школьная психологическая служба


Как известно, старший подростковый возраст является тем возрастным этапом развития, который наиболее благоприятен для осознания самого себя, своих индивидуальных особенностей, построения более или менее чётких планов на ближайшее и отдалённое будущее. Этот этап можно назвать готовностью к самоопределению. Самоопределение означает определение себя в мире, своего места в обществе. Оно предполагает, что перед человеком открываются безграничные возможности самореализации, свобода выбора своего пути в жизни. Но выбор – это всегда сложно. Как отмечает профессор психологии, академик РАО И.В.Дубровина, само слово “самоопределение” заключает в себе значение предела, то есть ограничения, и может пониматься как самоограничение. Человек сам определяет границы своего выбора. Выбирая, кем быть, он отказывается от возможности “пройти” другие жизненные пути, может быть, и привлекательные, но оставшиеся за чертой сделанного выбора [5].

Не имея ещё ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьёзных выборов для большинства школьников. Часто учащиеся испытывают серьёзные затруднения в выборе такого рода. Но, решая эту проблему, они приобретают ценный жизненный опыт и новые способности – способности выбирать и осуществлять свой выбор [2].

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор, необходимо знать мир профессий, знать, какие требования предъявляет профессия к человеку, надо изучить самого себя: свои личностные особенности, особенности мышления, нервной системы, характера и т.д. В получении знаний о себе и о мире профессионального труда может помочь направление “Профориентация для старшеклассников”, которое успешно работает с 2004 года в Межшкольном учебно-производственном комбинате г.Темиртау.

В зависимости от требований времени с 2005-2006 уч.г. по 2008-2009 уч.г. сформировывались разные варианты программ профориентационной направленности:

  • Программа “Экскурс в профессию” для учащихся 8-х классов СШ № 19, 24.
  • Программа активного профессионального самоопределения “Успешная карьера” для учащихся 11-х классов Межшкольного УПК.
  • Программа курса по выбору “Карьера молодого человека” для учащихся 10-го класса Межшкольного УПК.
  • Программа курса “Основы построения карьера” для учащихся 10-11-х классов Межшкольного УПК.
  • Программа “Учусь выбирать” для учащихся 6-7-х классов частной школы “Престиж”.

Целью данных программ является создание условий для развития профориентационной культуры учащихся. В этом их основное сходство. Различие можно выделить в постановке задач, организации режима занятий, результата обучения.

В программе “Экскурс в профессию” для учащихся 8-х классов СШ № 19, 24 ставились следующие задачи:

  1. Развивать представления и понятия, связанные с миром профессий.
  2. Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
  3. Способствовать процессу активизации самопознания, развития навыков и умений по целеполаганию и планированию.

Организация занятий в режиме 1 час в неделю продолжительностью 8 часов.

Результат обучения – психологическая и профориентационная адаптация учащихся, принимающих участие в профориентационных цикличных пробах в Межшкольном УПК.

В программе активного профессионального самоопределения “Успешная карьера” для учащихся 11-х классов ставились следующие задачи:

  1. Сформировать психологическую готовность старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.
  2. Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
  3. Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

Организация занятий в режиме 1 час в неделю продолжительностью 8 часов.

Результат обучения – уверенная личность, готовая сделать профессиональный выбор.

В программе курса по выбору “Карьера молодого человека” для учащихся 10-го класса ставились следующие задачи:

  1. Развивать представления и понятия, связанных с миром профессий.
  2. Способствовать развитию мотивов самопознания и личностного роста.
  3. Развивать умение выделять профессионально важные качества профессий.
  4. Развивать представление о профессиональном образовании, различных вариантах образовательного маршрута, становление карьеры.

Организация занятий в режиме 1 час в неделю продолжительностью 35 часов одногодичный курс.

Результат обучения – развитие профориентационной культуры, формирование психологической готовности к труду.

В программе курса “Основы построения карьеры” для учащихся 10-11-х классов ставились следующие задачи:

  1. Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счёт расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

  2. Повысить уровень информационной компетенции учащихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями в области профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
  3. Повысить уровень коммуникативной культуры учащихся за счёт развития социального интеллекта, овладение способами и приёмами конструктивного взаимодействия с окружающими.
  4. Развивать навыки самоменеджмента.

Организация занятий в режиме 3 часа в неделю продолжительностью 210 часов двухгодичный курс.

Результат обучения – развитие психологической, информационной, коммуникативной компетентности, развитие навыков самоменеджмента.

В программе “Учусь выбирать” для учащихся 6-7-х классов ставились следующие задачи:

  1. Развивать представления и понятия, связанные с миром профессий.
  2. Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
  3. Способствовать процессу активизации самопознания и саморазвития.

Организация занятий в режиме 1 час для каждого класса в месяц продолжительностью 9 часов.

Результат обучение – развитие элементарной профориентационной культуры.

Форма работы с учащимися имела два направления – сообщение новых знаний с практическими упражнениями и комбинированный тип урока с использованием элементов социально-психологического тренинга.

В процессе изучения даются сведения по психологии личности, чтобы всё последующее изучение материала воспринималось учащимися с личных позиций заинтересованного человека, а не стороннего наблюдателя. Материал подобран и преподносится такими методами, чтобы возбуждать интерес учащихся, и нести активный характер.

На занятиях предполагается свободный обмен мнениями, активное участие в обсуждениях, заявление собственной позиции, что является предпосылками к развитию конструктивного взаимодействия и коммуникативности. Занятия проходят на высоком эмоциональном подъёме, так как знания являются полезными, своевременными и современными.

Организация профориентационной работы в урочной системе позволяет избежать бессистемности и удовлетворить все запросы учащихся в развитии профориентационной культуры, определяющей весь дальнейший жизненный путь человека.

Литература

  1. Меттус Е.В., Турта О.С., Литвина А.В. Учимся выбирать профиль обучения / для учащихся /7-11 классов/ - СПб.: КАРО, 2006
  2. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М..: ВАКО, 2005.
  3. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения).
  4. Тесты по профориентации для учащихся / сост. А.А.Аркадьев. – Минск: Соврем. шк., 2008
  5. Шевченко М.Ф. Тренинг “Профориентация для старшеклассников”. – СПб.: Речь, 2007.