Сценарий внеклассного мероприятия "Храни огонь родного очага"(Встреча со сторожилами села)

Разделы: Внеклассная работа


Сценарий вечера.

Вступительное слово ведущего.

Перекличка учащихся:

- Родина! Что это значит?
- Это цветы, что растут в нашем крае.
- Это река, что в горах наших скачет.
- Это заря, что горит, не сгорая:
- Родина - это глаза моей мамы,
Полные слез или в искорках смеха.
- Родина - это закат над полями,
Гор наших милых звонкое эхо.
- Родина - слова не знаю чудесней,
В нем - наши сказки и славные были.
- Дедов далекие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
- Родина - это земля у порога,
Где ты впервые узнал свое имя.
- Родина - это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другими!

Ведущий. Мы приглашаем вас сегодня пройти по дорогам нашей Родины, прикоснуться к ее истории, полюбоваться ее красотой, познакомиться с чудесными людьми, живущими здесь.

  • К нам на встречу пришли:
  • Клопова Евдокия Васильевна
  • Самылкина Елена Павловна
  • Наумова Мария Яковлевна
  • Васянкина Мария Федоровна
  • Желудова Анна Георгиевна
  • Захряпин Владимир Павлович

(о каждом госте зачитывается небольшой рассказ без называния имени, дети должны догадаться, о ком идет речь)

И сейчас мы вместе с нашими гостями отправимся в необычное путешествие, потому что это будет путешествие в наше прошлое.

1-ая ученица. На левом берегу реки Теши, богатой в прошлом рыбой, среди лесов, обильных разнообразной дичью, раскинулось село Гремячево.

В народе бытует легенда о происхождении названия нашего села. В 1552 году Иван Грозный со своей свитой, совершая поход на Казань, проезжал через нашу местность. При этом он, как гласит легенда, наделял названиями села, по которым лежал его путь. Так, например, за селом Теплово есть в лугах болотистая низина, в которой якобы увязла царская карета. Иван Грозный назвал это место "лихим", и сейчас до сих пор называется оно Лихое.

Следующее селение, в котором русский царь и его спутники обогрелись и отдохнули, он назвал Тепловым. В нашем селе царь увидел много родников, которые с гремучим говорком выбегали из-под горы, за что село и получило название Гремячево.

2-ая ученица.

Край родниковый, луг зеленый
С утренней росою
Не могу налюбоваться
Я твоей красою.
Выйди в поле - и не видно
Ни конца, ни края.
Ходит волнами пшеница,
С ветерком играя.
Тропки, ласковые травы,
Ручеек, что к сердцу прямо
Песенкой стучится:
На денек лишь вас покину -
Сразу заскучаю,
А вернусь, цветочек каждый,
Как родной встречаю.
А бывало, после дальней
Возвращусь дороги -
Лес развеет, успокоит
Все мои тревоги.
Дом родной, земля родная,
Сторона лесная,
Как бы жить без вас могла я,
Даже и не знаю.

Ведущая. Вопросы к гостям:

- Анна Георгиевна! Я знаю, что Вы не коренной житель Гремячева, но Вы уже давно живете здесь. Возникало ли у Вас когда-нибудь желание уехать отсюда? Что для Вас значит Гремячево?

- Татьяна Михайловна! Не жалеете ли Вы, что всю жизнь прожили в Гремячеве?

- Послушайте, что наши ребята пишут о своем поселке.

Анализ сочинений учащихся.

Ведущая. Как видите, ребята тоже небезразличны к своей Родине, и им хочется узнать о ней как можно больше. Вы можете помочь им в этом? Наверняка вы слышали от своих бабушек или мам истории, которые нигде не записаны, а передаются из уст в уста. Истории о нашем крае, о нашем селе. Нам бы очень хотелось услышать их.

(рассказы старожилов)

Ведущая. Понятие "Родина" имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился и рос, где познал первые радости и неудачи. Но в самые критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а родину своего детства, то, что окружает нас ежедневно, и чего порой мы не замечаем. Мы должны бережно относиться к своей родине и всегда помнить слова А.С. Пушкина: "Клянусь честью, ни за что на свете не хотел бы я переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории своих предков".

3-ая ученица.

Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие -
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли,
Как ни болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!
И если враг задумает отнять
И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учили в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять,
Ты будешь знать, за что тебе стоять!

Ведущая. У нас сегодня в гостях ансамбль "Сударушка", и мы сейчас услышим в их исполнении песню "Родительский дом".

(звучит песня)

Ведущая. Для каждого человека Родина - это, прежде всего, его родной дом. Именно здесь начинается познание этой сложной и тяжелой науки под названием жизнь. Именно здесь маленький человечек учится говорить первые слова, такие священные и добрые: мать, отец, Родина. Трудная штука - жизнь, но как бы ни была она трудна, память о родительском доме, о том, что тебя всегда там ждут и с ответной любовью встретят, скрашивает все невзгоды и неприятности. Как хорошо под крыло родительского дома прийти с дороги дальней, бесконечной! Снова стать беспечным малышом и ощутить тепло дома, того дома, в котором живет твой отец, твоя мать, того дома, где началась твоя жизнь. Пусть ты далеко от родного дома, но незримые нити памяти всегда связывают тебя с ним. Тоска по родному уголку всегда присутствует в твоей душе, и не нужно ее пытаться заглушить, не нужно стараться забыть дом своих родителей. Человек, который не хочет помнить своего родительского дома, постепенно превращается в нечто похожее на зомби, бездушного, жестокого зверя.

К счастью, наши ребята знают и помнят своих предков и составляют свои родословные.

(Две ученицы показывают родословное древо своих семей и рассказывают о своих предках.)

Ведущая. Не упускайте возможности задуматься об истории своей семьи, ведь в прошлом можно отыскать много интересного и полезного. Семейные предания могут стать поводом для нового взгляда на себя, предметом гордости за свою семью. Не думайте, что родословная - привилегия потомственных аристократов, это наследственное богатство дано каждому из нас. Жизнь человеческая коротка, с нами могут уйти достоверные факты, имена, а чтобы этого не случилось, и надо вести семейный дневник, семейную летопись, запоминать и записывать истории, рассказанные вашими бабушками и дедушками, как это делают некоторые из вас.

(зачитываются сочинения - семейные летописи)

Ведущая. Продолжателем рода считается мужчина: дед, отец, сын. Но не будем забывать и о важной роли матери, жены, хранительнице домашнего очага. И в преддверии замечательного праздника 8 марта мы дарим всем мамам и бабушкам песню о маме.

(звучит песня о маме)

Ведущая. А сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете наших гостей. Тот, кто первым отгадает, о ком идет речь, сможет задать вопрос нашему гостю.

(зачитываются рассказы-биографии о старожилах, составленные по их ответам на анкету, для каждого старожила исполняется, как подарок, его любимая песня или танец)

Инсценировка стихотворения С. Викулова "Возле дома на скамейке".

- Здравствуй, бабуля!
- Здорово, сердешный.
Чей ты? Узнать-то тебя не могу.
- Да не узнаешь: В гостях я, не здешний
Вот в магазин за буханкой бегу.
Ушку сварганил: поудил немного.
- Есть ли хоть рыбка-то?
- Рыбки полно!
- Как ты меня-то заметил с дороги?
- Да не сегодня заметил - давно.
Всё ты сидишь на скамейке у дома
в поле глядишь, подперевшись рукой:
Не завелось ли чего-то худого, думаю:
Мало ли: возраст такой:
Думаю, дай-ка ее я спытаю:
может, нужда:
- Да какая нужда!
Я тут не просто сижу -
я - летаю,
милый ты мой, в молодые года.
Жизнь вспоминаю:
Дивлюся порою:
Господи, кем только я не была!
Девкой, невестой, женою, вдовою, матерью:
Шила, варила, мела:
Бабьим делам ни конца и ни края:
Но ни одно не валилось из рук!
Мало! И лошадью - тоже была я,
в борону, помню, впрягалась и в плуг.
Лямку на грудь - и по семь да по восемь
в борозду: "Эй, пристяжные, ровней!" -
шутим, бывало, сквозь слезы и просим
Бога, чтоб нам возвернул лошадей,
и мужиков и парней - отгремела,
отполыхала война-то: пора:
Мельницей - тоже была я: вертела
жернов в глухом закуточке двора.
Да и другие:
Под каждою крышей
меленки пели на сорок ладов:
Я и теперь еще вроде бы слышу
музыку этих военных годов.
Помню, достанешь лепешки-т из печки -
сыплются: мучка с травой пополам.
"Ешьте, робята!"
фуфайку на плечи
и на своих на двоих - по полям!
Утром я - жатка,
в обед - молотилка,
а через день - все работы подряд -
стогометатель я,
льнотеребилка,
да и доильный к тому ж аппарат.
Вот я теперь и гляжу на поля-то,
и вспоминаю:
- А сколько Вам лет?
- Сколько?
Да вроде бы семьдесят пятый:
Все собираюсь зайти в сельсовет,
пусть по бумагам взглянут:
- А хотите,
я вам на ушку плотвы наловлю?
- Что ты! Не надо, мой ангел-хранитель,
пензия скоро: консервы куплю.

Ведущая. Дорогие наши гости, скажите, какое ваше самое яркое впечатление из детства?

(ответы старожилов)

Ведущая. Уж, коль мы заговорили о детстве, скажите, заглядывали ли вы в сундуки к своим бабушкам, когда были девочками? Любили ли вы рядиться в их платья?

Ведущая. В нашем школьном музее тоже есть "бабушкин сундучок". Давайте посмотрим, что в нем лежит?

(девочки достают вещи своих бабушек и прабабушек, надевают их и демонстрируют)

Ведущая. А сейчас проведем викторину "Что бы это значило?"

(Показываются музейные экспонаты - предметы старинного быта: веретено, ступа, гребень для чесания шерсти, прялка, фонарь, туески и т.д., дети отгадывают, как называется предмет, его назначение. Старожилы оценивают ответы.)

Ведущая. Очень многих ребят интересует вопрос, какая была раньше молодежь? Приходилось ли вам в молодости слышать от бабушек слова: "А вот в наше время молодежь совсем другая была!"

(ответы старожилов)

Ведущая. (обращается к детям). Не обижайтесь, когда порой слышите слова упрека в свой адрес от старших. Это не придирки, не брюзжание стариков. Они прожили очень трудную жизнь, и их устами говорит опыт. Мы, молодые, должны быть благодарны им за то, что они заботятся, думают о нас, наш долг - всегда о них помнить. Ведь им от нас не надо ни подарков, ни нарядов, а только внимание и чуткость. Придите вечером к своим бабушке, дедушке, маме, обнимите их, спросите, как они себя чувствуют, загляните им в глаза. Даже этого им будет достаточно.

Только торопитесь. Не опоздайте. Время бежит очень быстро, и иногда мы слишком поздно понимаем, как мало мы успели сделать для тех, кто нам всех дороже.

Ученица.

Спасибо вам, старые люди,
В глухих деревнях и столицах
За праздники ваши и будни,
За ваши прекрасные лица!
За ваши крестьянские руки,
Что ноют в часы не погоды,
За подвиги ваши и муки
В военные черные годы!
Возвышенней нет и счастливей
В служении высшему долгу,
Чем верность кормилице-ниве
И верность родимому дому,
И первые вы на покосах
Страде подставляете плечи,
И первые вы на погостах,
Грустя, зажигаете свечи:
Ничто не проходит бесследно,
Ничто не бывает бесцельным.
Россию - святое наследье
Оставите вы поколеньям.
Был путь ваш и долог и труден.
Но нет! Не растрачены силы!
Спасибо вам, старые люди,
За то, что храните Россию!

Ведущая. Сегодня - среда на масляной неделе, и называется этот день "лакомка". Готовясь к нашей встрече, ребята узнали, что есть очень много рецептов блинов, оформили красочный альбом.

А у вас есть какой-то особый рецепт, дорогие наши бабушки? Поделитесь с нами. Расскажите, как раньше справляли Масленицу.

(вносят самовары, блины, угощения, всех приглашают к столу)

Ведущая. От теплого чая потеплело внутри. Но еще больше потеплело сегодня на душе от того, что мы вместе, от нашего общения.

Вечер заканчивается песней "Изгиб гитары желтой".

Приложение.