Интегрированный урок математики и окружающего мира "Сложение и вычитание в пределах 100. Уравнение"

Разделы: Начальная школа


Интеграционные процессы в образовании – явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиций.

Основная цель обучения на интегративной основе – дать целостное представление об окружающем мире – связана с повышением умственной активности учащихся.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

  • предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
  • логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью интегрируемых предметов на каждом этапе;
  • большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, и имеют определенные преимущества:

  • повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
  • способствуют формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
  • способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
  • позволяют систематизировать знания;
  • обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций;
  • формируют в большей степени общеучебные умения и рациональные навыки учебного труда.

Проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.

Данный урок заключительный по теме «Сложение и вычитание в пределах 100.Уравнение», хотя навыки сложения и вычитания в дальнейшем будут многократно отрабатываться. Умения решать уравнения будут перекликаться в дальнейшем со следующей темой «Проверка сложения и вычитания».

Урок носит интегрированный характер. По содержанию использованы межпредметные связи. Уровень интеграции содержания – средний. Использованы две дисциплины: математика и окружающий мир. Урок направлен на обобщение и закрепление знаний, на совершенствование умений решать задачи и уравнения. Использованы понятийная и мировоззренческая формы организации содержания.

На уроке планировалось:

  1. развивать умения различать уравнения среди других математических выражений, поэтому в одном из видов заданий уч-ся направлены на поисковую деятельность;
  2. расширить представления о решении уравнений, т.е. не только методом подбора, но и на основании знаний о взаимосвязи компонентов.

Одной из «математических» целей урока является отработка умений решать простые и составные задачи, повторение понятия «обратные задачи», показ учащимся способа решения задачи уравнением. А, что касаемо окружающего мира, то основе математических упражнений обобщить и закрепить понятие «экономики». На наглядном примере показать их взаимосвязь.

Задания подобраны с учетом развития познавательного интереса учащихся.

Технологии, использованные на уроке: интегрированные, проблемно-поисковая, опережающего обучения.

Тип урока – по образовательной цели: обобщение и систематизация знаний.

Тема урока:

  • Решение задач. Решение уравнений. (математика)
  • Экономика, её отрасли. (окружающий мир)

Основание цели урока: формирование целостной мыслительной деятельности на основе межпредметных и внутрипредметных связей.

Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях.

Цели урока:

  • закрепить умения детей решать задачи и уравнения;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • обобщить и закрепить понятие «экономика», её отрасли и их взаимосвязь.
  • развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;
  • развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
  • воспитывать уважение к труду, патриотизм, чувства гордости за свою «малую родину»;
  • воспитывать в учениках средствами урока уверенности в своих силах.

Оборудование: вырезанные и наклеенные на большие листы картона изображения электровоза и ярких вагонов разного цвета, карточки с буквами и числами, слова, называющие отрасли экономики.

Ход урока 

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы постараемся объединить свои знания по математике и знания по окружающему миру. На уроке мы закрепим наши умения в решении задач и уравнений. А о чем мы поговорим из области окружающего мира, вы узнаете, найдя значения данных выражений и расставив их в порядке возрастания:

(На доске написаны примеры и стоят карточки с различными вариантами ответов, с обратной стороны написаны буквы. Учащиеся, выходя к доске, решают пример, берут карточку с нужным ответом и выставляют их в линию, затем выстраивают их в порядке возрастания. Затем, перевернув карточки читают получившееся слово).

23 + 7 =            72 + 8 =            90 – 40 =
20 – 5 =   19 + 7 =   38 – 20 =
66 + 4 =   80 – 6 =   50 – 8 =

На доске:

  18     25     26     30     42     50     70     74     80  
Э К О Н О М И К А

Что такое экономика? (это отношения, возникающие между покупателем и продавцом)

– Все, что мы покупаем и продаем – это и есть экономика.

– А за что мы все покупаем? (за деньги) т.е. за каждую вещь мы платим деньги.

– Значит это и есть товарно-денежные отношения.

– А от чего это зависит, что одни вещи стоят дороже, а другие дешевле? (от количества труда, вложенного в их производство)

– Все ли то, что производится можно считать товаром? (да)

– А произведения искусства, стихи и т.д.? (да)

– Почему?

– Может ли экономика существовать без математики? (нет)

– Правильно. Нет. Потому что математика – это основа экономики.

Все товарно-денежные отношения строятся на математике.

Не зная математики, мы не сможем правильно заплатить за товар, не сможем рассчитать, сколько нужно затратить материала и средств для производства какого-либо товара.

– На окружающем мире мы говорили, что все в жизни движется, ничто не стоит на месте. Вода движется в природе, планеты движутся, наука движется вперед, мы с вами движемся – растем. Вот и сегодня мы продвинемся еще немного вперед в своих знаниях и поможет нам вот этот электровоз. (На доске картинка электровоза)

– Где выпускают такие электровозы? (на НЭВЗе)

– Правильно, на Новочеркасском электровозостроительном заводе.

– Чьи родители принимают участие в производстве таких машин?

(Сообщения детей о своих родителях, работающих на заводе)

– У нашего электровоза есть несколько вагонов, но у них нет колес.

– Могут ли они двигаться без колес?

– Мы с вами сможем поставить на колеса все вагоны, если правильно выполним задания, и узнаем что же это за вагоны?

II. Задание. Решите задачу.

В октябре на НЭВЗе выпустили 13 электровозов, а ноябре на 7 электровозов больше. Сколько электровозов выпустили на производстве за два месяца?

(Разбор задачи проводится коллективно с записью условия на доске, решение самостоятельно, с последующей взаимопроверкой).

Решение:

(17 – 7) + 17 = 26 (эл.) – всего.

Ответ: 26 электровозов.

– К какой отрасли экономики относится производство электровозов?

(промышленность)

– Какие еще виды производств относятся к промышленности?

– Мы, верно, выполнили первое задание и можем поставить на колеса первый вагон. (На вагон прикрепляются колеса и название «промышленность»).

III. – Вы наверно догадались, что это за вагоны? (отрасли экономики)

– Поэтому, выполнив следующее задание, мы еще одной отрасли поможем «продолжить движение».

Откройте учебник на стр.71 № 4. Прочитайте задание.

Даны условия:

Купили – 20 шт.            Купили – ? шт.
Израсходовали – 9 шт.   Израсходовали – 9 шт.
Осталось – ?   Осталось – 11 шт.

(Заслушав несколько задач, задание выполняется письменно, по вариантам, с последующей устной проверкой. В тетрадях записывается только решение).

Чем похожи и чем отличаются эти задачи?

– Что можно сказать об этих задачах? (Обратные задачи)

– Что такое обратная задача?

– О какой отрасли экономики говорится в данной задаче? (о торговле)

(на вагон прикрепляются колеса и название «торговля»)

Ребята, скажите, могли бы мы обойтись без этой отрасли экономики? Почему?

Физкультминутка. 

IV. Продолжим путешествовать по отраслям экономики.

Задание. На поле работало несколько комбайнов, к ним добавили еще 6 комбайнов. Сколько комбайнов стало на поле?

– Можно ли решить эту задачу? (нет, не все данные)

Несколько это сколько? (неизвестно)

– Могу я обозначить это буквой? (да). Например d.

– Если комбайнов добавилось 6, то каким действием я должна воспользоваться, чтобы найти сколько стало? (+)

– Что получилось? (буквенное выражение) d+6

Так как d может принимать любые значения, выполните задание:

– Найдите, сколько комбайнов стало на поле:

I вариант – если d равно 25.

II вариант – если d равно 17. d (можно у доски)

Записи учащихся:

Если d = 25, то 25 + 6 = 31
Если d = 17, то 17 + 6 = 23

– О какой отрасли говорили? (с/хозяйство). Чем занимается эта отрасль?

(На вагон прикрепляются колеса и название)

Чем занимаются люди работающие в этой отрасли?

V. – У нас два вагона осталось без колес. Продолжим работу.

– Какой большой спортивный объект открыли в нашем городе? (Ледовый дворец)

Так вот на его строительстве работало 8 различных бригад. Когда добавили еще несколько, их стало работать 13. Сколько бригад добавилось?

(Коллективный разбор задачи)

Можно ли записать решение уравнением?

– Что мы примем за Х?

8 + Х = 13 (Решение уравнения у доски с объяснением)

О какой отрасли экономики говорится в задаче? (строительство)

(прикрепляются колеса и название)

VI. У нас остался всего один вагон без колес?

Может, догадались, какая это отрасль? (транспорт)

Задание. Найдите среди следующих записей уравнения и решите.

30+х 40    60-х = 20  32+ 8 = 40

45-5 = 40  80 – х        х – 8 = 10

(Решение уравнений с последующим объяснением с опорой на знание названий компонентов).

– Как найти неизвестное уменьшаемое? Вычитаемое?

– Почему другие выражения не являются уравнениями?

– Итак, весь наш состав на колесах и может двигаться дальше.

– Если вдруг один вагон поломается, сможет ли наш состав благополучно двигаться дальше?

– А может ли четко работать экономика, без какой-либо отрасли?

– Почему? (Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны)

Итог урока.

– Мы повторили все отрасли экономики. В этих отраслях, трудятся тысячи людей различных профессий, и об этом мы поговорим на следующем уроке окружающего мира.

– Посмотрите на наш яркий состав? Очень хочется, чтоб и в жизни у нас было поменьше мрачных красок. Чтоб наша экономика четко работала. И наша жизнь становилась лучше день ото дня.

– Итак, а что мы с вами повторили сегодня на уроке математики?

– Что понравилось на уроке?

– О чем вы расскажите дома своим родителям?

Подведение итогов, оценивание.

Домашнее задание: стр.71, № 2, 3.

По времени: Математический диктант вида «да», «нет»:

  1. Сумма чисел 5 и 3 равна 9;
  2. Если от 22 отнять 2, то получится 20;
  3. Уменьшаемое 14, вычитаемое 7, разность 7;
  4. Разность чисел 32 и 12, равна 20;
  5. Первое слагаемое 6, второе 6, сумма 13;
  6. Сумма чисел 50 и 10, равна 70;
  7. Если к 12 прибавить 8, то получится 22;
  8. 15 – это 9 и 6;
  9. За числом 49 следует число 51;
  10. Перед числом 40, стоит число 39.

Ответы: - + + + - - - + - +