Музыкальный урок–концерт "Что за прелесть эти сказки!"

Разделы: Литература, Музыка, Внеклассная работа


Цели и задачи:
- Обогащать эмоциональный мир детей через восприятие ярких эмоциональных образов литературных, песенных и инструментальных произведений.
- Прививать любовь к сказкам и их героям.
- Развивать творческие способности, проявлять себя, свой талант и свои знания в области музыки и литературы.
- Видеть в сказке и музыке образ внутреннего и внешнего мира, воспитывать в детях доброту, скромность.
- Повышение интереса к знаниям.

Оформление на доске:
Иллюстрации к сказкам, цветик – семицветик, рисунки учащихся

Цитата на доске:
«Сказка – ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!»
А.С.Пушкин

Ход урока:

  • Вход учащихся под песню «В гостях у сказки»
  • Исполнение песни «Лев и Брадобрей» на слова Николая Олева и музыку Максима Дунаевского из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания».

 Учитель задает детям ряд вопросов:
- Какой праздник напоминает вам сказку, чем он нравится?

Предполагаемые ответы детей:
- Новый год (приход Деда Мороза и Снегурочки, дети в карнавальных костюмах).
- А чем сказка отличается от других произведений?
- В сказке происходят разные чудеса!
- Кто сочиняет сказки?
- Народ, писатели.
- Каких писателей-сказочников вы знаете? (А.С.Пушкин, А.Толстой, К.Чуковский, С.Маршак и др.)
- О чем мечтал народ в сказках?
- О счастливой, свободной жизни.
- Что побеждает в сказках добро или зло? (ответы детей)

*Здесь можно с ребятами разобрать цитату на доске, проанализировать их рисунки.
- Сейчас я вам прочту отрывки из сказок, а вы их узнаете и напомните к какому разделу они относятся: народные или авторские?

*Учитель читает несколько отрывков.
- А сейчас давайте прослушаем музыкальные фрагменты песен, узнав которые, вы помогаете исполнить, затем назвать из какой сказки эта песня?
*Песни могут быть любыми на усмотрение учителя, например: песня черепахи Тортилы, Дуремара, песенку Колобка, гимн Незнайки и его друзей и т.д.

- А сейчас мы будем срывать лепестки с волшебного цветка, читать задание и назвать сказку:
- Ступа прохудилась, надо залатать.
Зря принарядилась, не на чем лететь!
- Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит, добрый ...
- Не лежалось на окошке, покатился по дорожке!
- Пришла она на базар и купила самовар!
- Я хотел купить куклу папе Карло, но лиса Алиса и кот Базилио отняли у меня деньги!
- Кто спал на моей кровати и смял ее?
- Речка, матушка, спрячь меня!
Поешь моего простого киселька!
- Бабушка, какие у тебя длинные уши!
-Я играю на гармошке у прохожих на виду!
- Ребята, а вы заметили, были ли в этих отрывках герои мультфильмов?
- Да, песенка Крокодила Гены из мультфильма «Чебурашка».
*Предлагаю учащимся ее исполнить.
- У нас в гостях музыка из мультфильмов! Вы не просто должны узнать эти песни, но и спеть их!

*Звучат известные детям песни:
Антошка (Антошка),
В траве сидел кузнечик (Приключения Незнайки и его друзей),
Песня разбойников (Бременские музыканты),
Голубой вагон (Шапокляк),
Если добрый ты (День рождения кота Леопольда),
Кабы не было зимы (Каникулы в Простоквашино) и др.

- Посмотрите, ребята, к нам в гости пришла Василиса, она с собой принесла суму с потерянными и найденными вещами, поможем ей их угадать?
- Красная шапочка (Жила девочка, спешила к бабушке, пирожки
несла).
- Яблоко наливное, золотое, вкусное! Нет, нет! Не кусай его, оно ядовитое, осторожно!
- Тут топор, да не простой, а волшебный!
*Предлагаю учащимся посмотреть фрагмент из кинофильмов про Красную Шапочку и Буратино и подпевать вместе с ними.
- А сейчас мы проведем конкурс песен «Строчки рассыпались»

*Дети делятся на несколько команд, в каждой из которых по 4 участника.
Каждой команде раздаются карточки с текстом куплета знакомой песни.
Победит та команда, которая правильно построится, согласно тексту песни
Пропоет ее, например:

  1. Я играю на гармошке
  2. У прохожих на виду
  3. К сожаленью, день Рожденья
  4. Только раз в году!
  • После этого возможен показ фрагментов из мульт - и кинофильмов произведений композиторов – классиков Римского-Корсакова и Чайковского для релаксации:

 «Три чуда» - Сказка о царе Салтане,
«Вальс цветов» - Щелкунчик.
- Посмотрите, к нам пришел… Почтальон Печкин с телеграммами, давайте угадаем от кого они?
- Спасите, нас съел Серый волк!
- Простите, нечаянно разбила яичко!
- Дорогие гости, помогите!
Паука- злодея загубите!
- От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас!
- Все хорошо, только хвост остался в проруби.
*можно пригласить библиотекаря и сделать выставку книг.
*Подведение итогов, исполнение песни «Дорога добра» из мультфильма «Маленький Мук» музыка Марка Минкова, слова Юрия Энтина.

Список использованной литературы:

1. Аникин В.П. «Русские народные сказки», М. Детская литература, 2002.
2. Афанасьева А.Н. «Русские народные сказки», М. Советская Россия, 1981.
3. Булатов М. «Русские волшебные сказки», М. Советская Россия, 1989.
4. «Буратино», сборник детских песен. Выпуск 1, 2, 3.
5. «Волшебный мир сказок», М. Инициатор, 1994.
6. «Русские сказки Восточной Сибири», Иркутск, 1985.