Конспект открытого урока русского языка по теме "Связь слов в предложении" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Закрепить знания о содержании понятий “слово-предмет”, “слово-признак”, “слово-действие”.
  2. Закрепить знания о связи слов в предложении с помощью вопросов.
  3. Развивать навыки работы с деформированным предложением.
  4. Закреплять навыки использования слов с непроверяемыми гласными.
  5. Воспитывать любовь и интерес к родному языку.

ОРГМОМЕНТ

Ребята, сегодня у нас необычный урок. И не только потому, что к нам пришли гости. Уже второй год мы с вами занимаемся русским языком. Вы узнали много важного и интересного. Скажите, а чем мы занимались в последнее время на уроках русского?

И вот сегодня я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие. Кто хочет путешествовать со мной? Отлично, я беру всех.

ЧИСТОПИСАНИЕ

Нам в пути придётся преодолеть такие вот горные кручи:

А затем такие вот волны

Может быть, даже вот такую метель:

 

Никто не передумал идти?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Мы отправимся в удивительный город. Вот как он называется: СЛОВОГРАД. (На доске появляется красивая надпись, изображающая название города). Как вы думаете, кто живёт в этом городе? Правильно, слова. В самом центре города стоит большой красивый дом.

 Угадайте, какие слова в нём живут? (Слова-предметы). Чем они различаются?

(Вопросами: кто? и что?) Давайте запишем в тетрадь 4 слова-предмета.

Недалеко от него стоит ещё один дом.

А кто живёт в нём? (Слова-действия). Приведите примеры слов-действий. Давайте на следующей строчке запишем 4 слова-действия, которые могут относиться к нашим словам-предметам.

И ещё один домик есть в нашем городе.

Смотрите, какой странный! Кто же в нём живет? (Слова-признаки). На следующей строчке давайте запишем подходящие слова-признаки.

В самом центре городе протекает река. Через реку проложен мост.

 

(На доску – изображение моста). Как вы думаете, кто больше всего любит гулять по мосту? (Вопросы). Какие вопросы относятся к словам-предметам? (Кто?Что?) А к словам-признакам? (Какой? Какая? Какое? Какие?) Остались слова-действия (что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? Что делали?...) (Во время ответов над изображением моста можно разместить соответствующие вопросы).

ФИЗПАУЗА

Раздаётся звук колокольчика.

– Как вы думаете, ребята, что это за сигнал? Правильно, пора делать физпаузу. Давайте сегодня сделаем упражнение “Цапля”.

Очень трудно так стоять,
Ногу вниз не опускать,
Не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

(Во время проговаривания стихов дети стоят на одной ноге, руки разведены в стороны. Можно изменить позу и выполнить упражнение ещё раз).

Кстати, каких слов больше всего в этом стишке? На какой вопрос они отвечают?

РАБОТА В ТЕТРАДИ

Вернёмся к нашему мостику. Давайте попробуем составить словосочетания с помощью вопросов, гуляющих по мостику.

– Кто? Что делает?

– Что? Какая?

– Что? Что сделал?

– Кто? Какой?

Записываем, указываем связь стрелкой.

5. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

А сейчас я хочу загадать вам несколько загадок. Приготовьтесь.

– В белых платьицах подружки разбежались по опушке. (Берёза)

– Вьётся лента через лес и доходит до небес. (Дорога)

Заметили, что это за слова?

Дело в том, что в наш город ведёт вот такая дорога.

(На доске появляется новая картинка). Чтобы не было скучно идти – давайте составим пару предложений, используя словарные слова.

Записываем, указываем вопросы.

6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

А теперь представьте, что каждому из вас пришло письмо из города Словограда. (Раздают конверты).

В каждом конверте – приглашение посетить славный город Словоград. Вам нужно только расшифровать предложение, которое находится в вашем конверте и записать его. Какие правила нужно для этого помнить?

– Предложение состоит из слов.

– Слова в предложении связаны по смыслу.

– В предложении от слова к слову можно поставить вопрос.

– Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

– В конце предложения ставится?!...

Читаем предложения, которые получились. Вы заметили, что это за предложения? Правильно, все они взяты из известных стихов, написанных русскими и советскими поэтами для детей.

А что это такое? (Из незаметного места около учительского стола достать картонный ключ, стилизованный под Золотой Ключик) – если времени мало – переходить к итогу урока. Если время есть –

Да это же ключ от Словограда. Если вы правильно выполните следующее задание, он сам растворит нам ворота в Словоград.

7. ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ:

ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ

(Можно использовать любой текст на усмотрение учителя). Можно провести фронтальную проверку записанного текста.

8. ИТОГ УРОКА

– Где мы побывали сегодня на уроке?

– Кто живёт в Словограде?

– Какие слова там живут?

– Чем различаются разные группы слов?

Что ж, ребята, вы справились со всеми заданиями. Это значит, что все вы имеете полное право находиться в славном городе Словограде, и он откроет вам ещё много своих секретов. Ведь в этом городе так много удивительных жильцов. Будем надеяться, что вы и дальше будете так же успешно овладевать родным языком.

9. ОЦЕНКА РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.

10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ