Страх – основа развития комедийного действия (по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»)

Разделы: Литература


Цели:

Обучающая: прививать интерес к русской классической литературе; раскрыть художественные особенности пьесы, определив, что является основой комедийного действия; показать недостатки и проблемы, поднятые автором в пьесе, связать их с художественными образами, показать злободневность пьесы.

Развивающая: развивать аналитические умения и навыки обучающихся, расширять знания о драматургии, проследить связь литературы и живописи.

Воспитывающая: формировать положительные нравственные ориентации.

Методические приёмы: использование интерактивных форм обучения, чтение отдельных эпизодов комедии, словарная работа, аналитическая беседа.

Оборудование: Фрагменты из кинофильмов: “Инкогнито из Петербурга” и “Ревизор” (В. Петрова, 1952г.), репродукции картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”, В. Парашечкина “Губернский Курск”, ИКТ, иллюстрации П. Боклевского к комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”.

Ход урока

1. Организационный момент. (Проверка готовности обучающихся к началу урока)

П р е з е н т а ц и я (слайды 1-2)

Посмотрите на театральную афишу к спектаклю Н.В. Гоголя “Ревизор” 1836 года. В роли Городничего наш земляк, русский актер г-н Шепкин.

П р е з е н т а ц и я (слайд 3)

(Сообщение обучающегося) Михаил Семенович родился 6 ноября 1788 года в с.Красное Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостных. Как писали его современники: “Игра его, чуждая малейшей фальши, заключавшая в себя бездну чувства, искренности и правды, магически действовала на зрителей”.

П р е з е н т а ц и я (слайд 4) Постановка учебных задач.

2. Вступительное слово учителя.

П р е з е н т а ц и я (слайды 5-6)

В “Ревизоре”, – вспоминал Гоголь, – я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, …все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в комедии “Ревизор”, действие которой происходит в городе N.

  • Что вы можете сказать о месте и времени действия? (Уездный город удален от центра, находится на пути из Петербурга в Саратовскую губернию; время действия – 1831г. (по докладу судьи.)

П р е з е н т а ц и я (слайды 7-9)

  • В уездный город N должен приехать инкогнито с проверкой. Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом ревизора? (Дела в уездном городе идут из рук вон плохо, поэтому надо срочно что-то предпринять: поменять колпаки больным, подмести улицы и т.д.)

П р е з е н т а ц и я (слайд 10)

(Просмотр отрывка “К нам едет ревизор…”. Фрагмент из кинофильма “Инкогнито из Петербурга”.) Итак, все чиновники переполошились, так как за каждым водились какие-то “грешки”. “Надо что-то предпринять!” – решают собравшиеся в доме городничего чиновники. Как они это делают? Понимает ли Хлестаков, за кого его принимают в этом городе, и что происходит в 4 действии комедии? – мы с вами об этом поговорим в ходе урока.

А сейчас запишите в тетрадь тему, эпиграф к сегодняшнему уроку:

  • На доске: "…– основа развития комедийного действия"

(обучающиеся записывают тему урока без первого слова “страх”.)

Хлестакову принадлежит главная
роль в действии. Около него обращаются
все прочие лица, как планеты около солнца.

Ю. Манн

3. Аналитическая беседа с обучающимися.

  • Насколько вы согласны с утверждением исследователя творчества Н.В.Гоголя Юрия Владимировича Манна?
  • Применим ли эпиграф к Хлестакову как главному действующему лицу?
  • Можно ли сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему?
  • Что является основой комедийного действия?

Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в течение урока, и поможет нам в этом анализ 4 действия, которое вы перечитали дома.

  • Какое основное событие происходит в 4 действии?

(Чиновники приходят на приём к Хлестакову).

Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы подготовили домашнее задание. Я думаю, что, правильно отвечая на вопросы, вы успешно справитесь с проверочной работой.

П р е з е н т а ц и я: (слайд 11)

1. Проверочная работа

  1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
  2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
  3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
  4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
  5. Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестакова)
  6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
  7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
  8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостаивает нас… Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
  9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
  10. У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, – так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

Учащиеся отвечают на вопросы по содержанию 4 действия (карточки). (См. приложение №1)

П р е з е н т а ц и я (слайд 12) Правильные ответы. (Учащиеся проверяют самостоятельно.)

П р е з е н т а ц и я (слайд 13) (Учащиеся самостоятельно оценивают свои ответы и передают учителю.)

  • Выполняя домашнее задание, вы должны были найти в пьесе как можно больше разного рода проявлений страха в репликах героев и авторских ремарках. (Учащиеся зачитывают.)

ВЫВОД: состояние страха переходит с одной страницы пьесы на другую, постоянно преследует героев. Так в сцене хвастовства (д.3, явл.6) страх чиновников перед Хлестаковым стал почти паническим. Городничий, подходя к нему и трясясь всем телом, силится выговорить: "А ва-ва-ва...ва". После потрясения, испытанного чиновниками в этой сцене, им и в голову не приходит усомниться в реальности власти Хлестакова.

2. Анализ 4 действия комедии.

Перед нами 4 действие пьесы и настоящий парад чиновников.

  • Создавая своих героев, Гоголь использует ряд художественных приемов, которые усиливают характеристики персонажей. Какой литературный прием использует автор, давая фамилии героям? (Говорящие фамилии: Хлопов (о дураках–ушами хлопает), Ляпкин–Тяпкин (делает как? Тяп-ляп), Земляника (ну и фрукт, ну и ягода!) и т.д.– это довольно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним;

гиперболы: Христиан Иванович Гибнер, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка; Аммос Федорович с почтмейстером, решившие, что приезд ревизора предвещает грядущую войну; сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни.)

гипербола сменяется гротеском: унтер-офицерша, которая "сама себя высекла"; Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский".

  • С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Чтобы представиться “ревизору”. Стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.)

П р е з е т а ц и я ( слайд 14)

Итак, чиновники города N приходят в дом городничего для представления Ивану

Александровичу Хлестакову.

  • Каков он, Хлестаков? Ответы ребят:
      • – пустейший и легкомысленный человек;
      • – глупость во всех его поступках;
      • – никакого соображения;
      • – не упустит того, что плывёт в руки;
      • – способен сыграть любую роль;
      • – самое большое желание – иметь деньги и власть;
      • – слова выскакивают из него произвольно;
      • – он забывает сам, что лжет;
      • – не догадывается, отчего к нему такое внимание;
      • – "без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения".

Давайте вместе проследим, как внешне обычный, невзрачный, пустой, "фитюлька" в благоприятной ситуации перевоплощается в хозяина положения, как подбадриваемый робостью и угодливостью чиновников Хлестаков на наших глазах становится "значительным лицом", ревизором, которому дают взятки.

  • Дайте лексическое толкование слову “взятка” (обучающийся зачитывает по словарю значение слова) – деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

Явление 1 (Чтение по ролям.)

  • Произносит ли кто-то из чиновников слово “взятка” перед тем, как вручить деньги Хлестакову? (Нет.)
  • Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть”?

(Вроде бы и не взятка. Взятка – уголовное дело, открыто об этом не принято говорить.)

  • Откуда у чиновников такая уверенность в том, что приехавший из Петербурга ревизор согласится принять участие в обеде у городничего, не откажется брать явные взятки? (Они знают это по опыту, взятка проникла во все сферы жизни. Взятки берут все, кто только может брать: от квартального до городничего, от сторожа в суде до судьи.)
  • Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело? (Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся.)
  • Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья.)
  • Цель этих взяток? (Защитить,предохранить своё ведомство от ревизий и обезопасить себя.)

П р е з е т а ц и я ( слайд 15)

Явление 3

  • Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. ("Господи Боже! не знаю, где сижу. Точно горячие угли под тобою”, “кулак-то весь в огне”, “вот уж я и под судом”.)
  • Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Испытывает страх, роняет деньги на пол, дрожит.)

П р е з е т а ц и я ( слайд 16)

Явление 4

  • Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 действии? (Почтмейстер. Речь героя – бессвязное бормотание, “вытягивается и придерживает шпагу”, услужлив.)
  • Что испытывает герой? (Страх.)

П р е з е т а ц и я ( слайд 17)

Явление 5

  • Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается от страха. От неожиданных вопросов Хлестакова оробел.)
  • А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет. Заметив робость Хлопова, Хлестаков не может не похвастать: “...в моих глазах, точно, есть что-то такое, что внушает робость”.)

П р е з е т а ц и я ( слайд 18)

Явление 6

Почему Земляника заходит к Хлестакову последним? (Чтобы обезопасить себя. Он последний, его невозможно проверить. Земляника подленько доносит на других чиновников; “для пользы отечества я должен это сделать”, — оправдывает себя трусливый чиновник, зная, что ревизору нужен уличающий материал. Он рассчитывает улизнуть, не дав взятки. Однако Хлестаков, войдя в раж, возвращает Землянику, и добивается своего.)

  • Почему он доносит на своих “друзей”? (Цель доноса: продвижение по службе.)

П р е з е т а ц и я ( слайд 19)

Явление 7

  • Вспомните эпизод, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Это сцена с Бобчинским и Добчинским. Войдя во вкус, Хлестаков даже начинает требовать в грубой форме: "Денег у вас нет?" и “выпроваживает” гостей, довольствуясь шестьюдесятью пятью рублями вместо тысячи.)

Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (дача взяток Хлестакову).

  • Что можно сказать о чиновниках, об их состоянии во время дачи взяток? (Растерянность и трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них дает взятку по-своему, что отражено в речи, действиях чиновников и авторских ремарках. Все они испытывают страх, подобострастны, услужливы.)
  • Почему чиновники, прекрасно понимающие всю пустоту и глупость Хлестакова, изображают полнейшее почтение к нему?

(Чиновники пребывают в таком состоянии души и ума, когда, с одной стороны, охватывает смертный ужас при мысли о разоблачении многочисленных грехов, но, с другой стороны, остается непреодолимое желание жить так, как жили до сих пор. На стыке этих состояний рождается страх перед возможным появлением ревизора. Они испытывают растерянность, трепет перед чиновником из Петербурга. Все возрастающий страх, затмевающий разум, заставляет принять “сосульку, тряпку”, “вертопраха” за ревизора.)

О каких новых свойствах натуры Хлестакова мы узнаем в 4 действии?

П р е з е т а ц и я (слайд 20)

(Он способен сыграть любую роль, даже роль пылкого влюбленного. “Срывать цветы удовольствия” — вот цель его существования. И дамы, тоже стремящиеся показать себя в лучшем свете, притворяются – тем самым подыгрывают Хлестакову.)

ВЫВОД: Создавая образы чиновников, Н.В.Гоголь не только обличил социальные пороки общества, но и его нравственное, духовное состояние. Автор нарисовал картину совершенно разобщенных людей, способных объединиться лишь на время под воздействием общего для всех чувства КАКОГО? (отвечают учащиеся) – страха. В жизни этими людьми руководит высокомерие, чванливость, угодничество, стремление устроиться получше. Люди утратили представление о подлинном смысле жизни. Именно страх перед “значительным лицом” приводит к тому, что чиновники, прекрасно понимающие всю пустоту и глупость Хлестакова, дают ему взятку. Все в нем видят лицо, от которого зависит их дальнейшая судьба.

  • Понял ли это Хлестаков? Ведет ли он игру с окружающими? Понимает ли, что ему дают именно взятку? (Нет, не понимает, так как он знает свое положение (кто он есть) и не может даже представить, что всё вручаемое ему дается с определенной целью. Это он воспринимает как проявление милых нравов этого чудесного города, населенного приятными и учтивыми людьми.)

ВЫВОД: Герой не ведет игру с окружающими и, следовательно, не ведет действие. “Это около него обращаются все прочие лица, как планеты около солнца” (обратить внимание на эпиграф), а действие, в основе которого лежит (что?) страх (отвечают учащиеся), этот всеобщий страх, этот импульс, на котором держится конфликт в комедии, ведет героя.

П р е з е т а ц и я (слайд 21) В тему урока (на доске) вписывается слово С Т Р А Х.

(Записать вывод в тетрадь)

П р е з е т а ц и я (слайд 22)

“Ревизор”-это целое море страха”. Ю Манн. Гоголь не раз указывал, что "самый ужас, страх ожиданий, гроза идущего вдали закона" является основной пружиной действия его комедии.

П р е з е т а ц и я ( слайд 23-24)

3. Опережающее домашнее задание. Знакомство с картиной Карла Брюллова “Последний день Помпеи”.

При прочтении “Ревизора” мы чувствуем, как, начиная с 4 действия, постепенно меняется пафос пьесы – от комического до трагического, трагизм достигает своего апогея именно в финальной сцене.

ПАФОС (обучающийся зачитывает по словарю значение слова, которое записывается в тетрадь) – воодушевление, подъём, энтузиазм.

  • Дома подумайте над вопросом: “Какую сцену в пьесе Н.В.Гоголя “Ревизор” помогла создать картина К. Брюллова “Последний день Помпеи? ”

П р е з е т а ц и я ( слайд 25-29)

  • И еще, мы бы хотели Вас познакомить с картинами нашего художника-земляка В. Парашечкина, на которых изображен старинный Курск. (Сообщение обучающегося)

4. Рефлексия. Заполните карточки "Мои успехи", передайте учителю.

Оцените себя по пятибалльной системе (от “0” до “5”)

Урок оказался для меня полезным

 

Я на уроке испытывал трудности

 

Моя оценка за работу на уроке

 

Урок оказался для меня бесполезным

 

5. Подведение итогов урока. Комментарий отметок.

  • Как вы думаете, ситуация комедии “Ревизор” является характерной только для России эпохи Николая I? (Пьеса до сих пор изучается в школе и идет на сценах театров, значит, злободневна).
  • Что вы понимаете под злободневностью? (Актуальность; проблемы, затронутые автором, не искоренены и сегодня.)
  • Коррупция – (обучающийся зачитывает по словарю значение слова) моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении.
  • Какие же недостатки, осмеянные Гоголем, проявляются в современном обществе?

(Поведение некоторых чиновников предопределено одной-единственной страстью – приобретать: положение в обществе, чины на службе, богатство. Человек постепенно теряет свой человеческий облик. И такая участь ждет всех, кто далек от нравственности, духовных ценностей.)

  • Закон о КОРРУПЦИИ призван обеспечить торжество справедливости.

П р е з е т а ц и я ( слайд 30)

6. Домашнее задание

1. Какую сцену в пьесе Н.В.Гоголя “Ревизор” помогла создать картина К. Брюллова “Последний день Помпеи?” (Для сильной группы обучающихся.)
2. Сочинение-миниатюра на тему: “Что произойдет в уездном городе N с приездом настоящего ревизора?”
3. Перечитать 5 действие. Ответить на вопросы после текста (стр.277).

Использованная литература:

  1. Золотарева И.В., Крылова Т.А. Поурочные разработки по литературе, 8 кл., М.: Просвещение, 2003 г.

Приложение № 1

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Кто первый предложил “подсунуть” ревизору?  

2

Кто первым идет на приём к Хлестакову?  

3

Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…”  

4

Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”?  

5

Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына?  

6

Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”?  

7

“Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова?  

8

Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостаивает нас… Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит?  

9

Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову?  

10

У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, – так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”?  
 

Количество правильных ответов – ______

Отметка -

Проверочная работа Ф.И.__________________________

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4