Урок–игра "Земля чудес"

Разделы: География


Цели урока:

  • учащиеся закрепляют знания географической номенклатуры и терминов;
  • учащиеся повышают познавательный интерес к предмету через игровую деятельность;

Оборудование: глобус со стрелкой, поле с секторами, касса букв, магнитная доска, табель по учету ответов участников троек игры, кубик, указка, физическая карта полушарий, политическая карта мира, призы.

Оформление класса: над доской плакат “Земля чудес” парты расставлены по периметру кабинета, в центре класса игровой стол, отдельный стол для игры в секторе “Альтернатива”.

Сценарий игры “Земля чудес”

Ведущий-учитель: Рада приветствовать всех в нашей геостудии! Вот и сбывается наша мечта. Сегодня вы зрители и участники игры “Земля чудес”. Мне помогают учащиеся 10-го класса, каждый из которых за что-то отвечает: фиксирует полученные игроками оценки, вывешивает на табло картонные карточки, показывающие количество букв в слове, открывает отгаданные буквы, определяют первые ответы в отборочных турах, следит за подсказками из зрительного зала. Но так как любая игра имеет правила, то хотелось бы познакомить всех с правилами нашей игры. Пожалуйста, послушайте их и постарайтесь запомнить.

Помощница ведущего: “Капиталом” у нас служат оценки. Оценка “3” ставится тому игроку, который правильно называет буквы два раза подряд, оценку “4” получает тот, кто правильно отгадает слово. Оценку “5” получает игрок, активно участвующий в финальной игре и назвавший правильно не менее двух букв или слово. Победитель финальной игры выбирает супер-приз, который может выиграть, если отгадает слово в супер-игре. Участник супер-игры за 1 мин должен либо показать отгаданный объект на карте, либо дать формулировку отгаданного понятия, термина. Участником игры может стать каждый учащийся, активно работающий в отборочных турах.

Ведущий-учитель: Во время игры в “тройках”, если слово названо неправильно, игрок выбывает из игры. За подсказку игроку зрителю ставится оценка “2”, а задание на тур заменяется. Желательно оставить при себе свои варианты букв и слов. Не стоит лишать других и себя возможности получить хороший результат в игре и повысить свое настроение в это замечательный день.

Глобус со стрелкой поможет нам определить сектор, расположенный на поле. С cекторами вас познакомит мой помощник.

Помощник ведущего: Всего секторов 8, сначала о “счастливых” секторах: сектор П (“Приз”) - участник получает оценку “5”, не называя букву или слово, но может отказаться от приза и продолжать игру; сектор + (“Плюс”)- открываете любую букву в загаданном слове и называете свой вариант буквы или слова; сектор А (“Альтернатива”) - играете с кубиком, бросаете его 3 раза, помощники открывают выпавшие буквы, после чего вы можете назвать слово. Если слово названо неправильно, то ход передается другому участнику тройки; сектор Т (“Тема”) – в этом случае ведущий дает подсказку, которая поможет отгадать слово (это может быть тема, в которой изучался географический объект, его характерные черты, особенности географического положения и т.д. и т.п.). Сектор дает право игроку после получения подсказки назвать букву или слово. Каждая такая “подсказка” все ближе и ближе подводит игроков к заданному слову; сектор В (“Вариант”) - этот сектор дает право участнику назвать букву или слово. Таких секторов на нашем поле 3;

Теперь “несчастливый сектор”: это сектор 0 (“Ноль”) - означает переход хода к другому участнику игры.

Ведущий-учитель: После каждой игры в тройках у нас проходит игра со зрителями, победители которой встретятся в финальном розыгрыше приза для зрителя-знатока географии.

Вот и наши правила. Я и мои помощники желают вам удачи, она никогда не помешает.

1. Первый тур.

Отбор участников 1-й тройки игроков.

Вопросы отборочного тура:

Какой остров заявляет, что он – спортивная одежда? (Ямайка)

Где нужно построить дом, чтобы все его четыре стороны выходили на юг? (Северный полюс)

“Ледяная шапка” нашей планеты [5]. (Антарктида)

Задание 1-го тура.

Во времена Геродота эта река была величайшей из известных рек. Описывая ее в своем труде, Геродот отмечает: “ течет через всю Европу, начинаясь в земле кельтов”. О какой реке идет речь? [1] (Дунай)

Возможные подсказки: Старое название реки - Истр.

Эта река протекает по территории 9 государств Европы.

Судоходна почти на всем протяжении.

Вторая по протяженности река Европы (2857 км).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ: “Ветер может утихнуть, и ветви деревьев застынут неподвижно. Море иногда успокаивается, становясь гладким, как зеркало. Но есть в мире нечто, никогда не прекращающее движение и вечно стремящееся вдаль. Это…” [6] (Река)

2. Вторая игра.

Отбор участников 2-го тура.

Вопросы отборочного тура:

1. На нашей планете много “цветных” морей. Вспомните их названия. (Красное, Белое, Черное, Желтое)

Задание второй игры.

На берегах этого озера отсутствует растительность, а всякое живое существо в его воде настигает мгновенная смерть, Это и неудивительно: со дна озера бьют два источника сильно концентрированной …кислоты, которые и отравляют его воды. Озеро, кстати, так и называется – “Озеро смерти”. Где располагается это озеро?

Подсказки: Это остров.

На этом острове размещены установки по производству серы, что очень сильно загрязняет почвы, на них полностью исчезла вся растительность [9].

Самый крупный остров в Средиземном море.

Население этого острова делится на кланы, объединенные в мафию.

Этот остров еще называют “мячом у Итальянского сапога”.

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ: Первооткрыватель Южного полюса, узнав о гибели своего соперника написал такие слова: “ Я бы пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии. Она преследует меня!”. [3] (Руал Амундсен)

3. Третий тур.

Вопросы отборочного тура:

Слог первый – название востока,
Второй же - в земле вырывают глубоко,
А целое можно узнать без труда:
Его окружает сплошная вода. (Остров)

2. Столичный город, морской порт расположен в двух полушариях. (Лондон)

Какой пролив разделяет два океана, два моря, два полуострова и две части света? (Берингов)

4. Задание для третьего тура.

“Сколь ни высоки, ни величественны неприступные горные пики, ясно, что на Земле может быть только одна вершина вершин, одна гора гор”. Одно из ее названий означает “мать страны гор”. [4]. Назовите последнее имя этой вершины. (г. Сагарматха)

Подсказки: Высочайшая вершина нашей планеты.

Эту вершину достигла боеспособная экспедиция под руководством английского полковника Джона Ханта в 1953 г.

Расположена в Гималаях.

Первоначальное название этой горы – Джомолунгма.

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ: Есть море глубокое, спокойное, очень прозрачное, но оно не имеет берегов, а название получило от плавающих на его поверхности водорослей. (Саргассово)

5. Финал.

Задание: “Расположившись на берегах пролива, этот город стоит на перекрестке важнейших торговых и военных путей, на границе христианского и мусульманского миров”. [8] Что это за город?

Подсказки:

“Его нередко называют “золотым мостом” между Западом и Востоком” [8, с. 608].

“Особая роль этого города ярче всего отразилась в названии, которое ему дали славяне: Царьград”.

Располагается на берегах пролива Босфор.

Крупнейший город Турции; (Стамбул).

6. Супер-игра.

Перечень суперпризов:

Пишущая машинка (шариковая ручка).

Синтетический рюкзак (пакет).

Швейная машинка “Зингер” (катушка ниток с иглой).

Стиральная машина (ластик).

Летательный аппарат (воздушный шарик).

Автомобиль (ключи или игрушечная машинка).

Задание для супер-игры: Это самый большой по ширине водопад на земном шаре, низвергающий огромную массу воды с высоты примерно 120 м. Местные жители называют его “мози оа тунья”, что буквально означает “гремящий пар”. Один англичанин так описывал свои впечатления, побывав на нем: “ Это было самое чудесное зрелище, виденное мной когда-либо в …. Когда смотришь в глубь расселины направо от острова, не видишь ничего, кроме густого белого облака, на котором, когда мы там были, сверкали две яркие радуги”. [2]. (вдп.Виктория)

ФИНАЛЬНАЯ ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ:

Задание: Это озеро, рожденное землетрясением. В начале XX века на Памире от сотрясений обрушилась громадная масса горных пород, преградившая путь р.Мургаб. О каком озере идет речь? [7]

Заключительное слово учителя: Земля наша полна чудес! И чем больше узнаешь, тем более волнуют разум процессы, происходящие вокруг нас.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Осмысление мира / Энциклопедия для детей. Т.3.География.- 3-е изд.- М.: Аванта +, 2002, с. 24–25.
  2. Путешествия по Африке. Дэвид Ливингстон / Энциклопедия для детей. Т.3.География.- 3-е изд.- М.: Аванта +, 2002, с.118–119.
  3. Открытие Южного полюса. Исследования Антарктиды / Энциклопедия для детей. Т.3. География.- 3-е изд.- М.: Аванта +, 2002, с.157.
  4. Штурм Эвереста. / Энциклопедия для детей. Т.3.География.- 3-е изд.- М.: Аванта +, 2002, с. 163-164.
  5. Антарктида – “ледяная шапка” планеты / Энциклопедия для детей. Т.3.География.- 3-е изд.- М.: Аванта +, 2002, с. 222.
  6. Реки / Энциклопедия для детей. Т.3.География.- 3-е изд.- М.: Аванта +, 2002, с. 267.
  7. Сарезское озеро – озеро, рожденное землетрясением / Энциклопедия для детей. Т.3.География.- 3-е изд.- М.: Аванта +, 2002, с.291.
  8. Византий – Константинополь – Стамбул / Энциклопедия для детей. Т.3.География.- 3-е изд.- М.: Аванта +, 2002, с. 608.
  9. Экологические кризисы, связанные с развитием промышленности / Энциклопедия для детей. Т.3.География.- 3-е изд.- М.: Аванта +, 2002, с. 665.