Урок литературного чтения во 2-м классе "Сергей Есенин «Поет зима – аукает…»"

Разделы: Начальная школа


Цели: Создание образного представления о зиме на основ восприятия поэтических, живописных произведений искусства; Совершенствовать навык выразительного чтения. Развивать воображение, устную речь и творческие способности.

Оборудование: портрет С. Есенина, диапозитивы по теме “зима”, репродуции, аудиозапись стихотворения “Поет зима - аукает…”, журнал “Литература в школе” № 11/2005.

1. Организационный момент.

2. Сообщение тем и цели урока.

Продолжим знакомится со стихотворными произведениями поэтов, о природе.

Девиз урока:

Ум и сердце в работ вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

- Как понимаете эти слова?

3. Проверка домашнего задания:

Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева “ Чародейскою зимою…”

Чтение стихов собственного сочинения.

4. Работа по теме урока:

Отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках покатила. (Зима)

Читает учитель:

Заколдован неведимкой,
Дремлет под сказкою сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (С. Есенин)

(Дети просматривают диапозитивы о зиме)

- Расскажите, что вы знаете о зиме, используя знания из собственных наблюдений.

(Холодная погода, мороз, ветер, реки покрываются льдом, уснули насекомые и животные, деревья покрылись снегом, инеем и т.д.)

Дополните ваши знания и представления. Стихотворение “Первый снег” (Читает стихотворение подготовленный ученик)

- Всё становится белым-белым, чистым-чистым, свежим, необчным, после осени яркой, цветной.

- Проверим как вы сможете найти лишние слова неотносящиеся к зиме.

Игра “Лишнее слова”

Какие слова лишние?

К какому времени года они относятся? (К весне)

Прочитайте все слова которые вы отнесли к зиме, т.е. к явлениям зимы.

Как понимаете слова: проталины и капель? (Проталина – место, где стаял снег и открылась земля; капель – падание с крыш, деревьев тающего снега каплями)

Знакомство с поэтом (рассказ учителя)

Родился Есенин 21 сентября 1895 г. в селе Константиново, раскинувшемся на высоком берегу реки Оки. Очень любил своего деда, который учил его быть сильным, чтобы его никто не поборол. Читать научился в 5 лет под руководством дяди. С тех пор чтение стало одним из самых любимых занятий. “ Насколько я себя помню, помню и толстые книги, в кожаных переплетах” - вспоминает Есенин. Стихи стал складывать в 8-9 лет. Многие его стихи стали песнями – это знак любви и памяти поэта и его творчества. В последние годы жизни Есенин ставил себе в пример именно Пушкина.

Пришло время познакомится с произведением С. Есенина.

Начинается оно строками:

“Поет зима – аукает…”

О чем будет это стихотворение? (Дети делятся своими мыслями)

Проверим, прослушая запись.

Подтвердились наш редположения?

Закройте глаза, послушайте и представьте все, о чем говорит поэт. (Слушание записи стихотворения под спокойную музыку) (Лес, над лесом плывут облака, воробышки к окну, замерзли) (дети состовлют картину мз предложенных предметных предметных картинок)

Подготовка к чтению лента букв (чтение гласных):

вслух;

шепотом;

артикуляцией.

упражнение на дыхание:

цветочный магазин;

торт и свечи.

Скороговорка (. ? !) Возле горки, на пригорке, стоят 33 Егорки. Громко-тихо, разной интонацией.

Какие знаки препинания встречаются в тексте? (, - . …)

Объясни их роль в тексте.

Первичное чтение ( в полголоса):

Словарная работа:

Перед первичным чтением просто прочитать.

Разбор после первичного чтения.

Аукает

Баюкает

Стозвоном

Сосняк

Прочитайте первые три строчки, как понимаете?

Прочитайте следующие три строчки.

Какой прием использует автор? (Олицетворяет облака – с тоской глубокою, сравнение – седые)

Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?

Из каких слов это видно? (Выборочно чтение)

Вторичное чтение:

Прочитай так, чтобы передалось твое отношение к картинам зимы.

5. Физминутка: Как на горке снег, снег.

И под горкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под елкой снег, снег.
А под елкой спит медведь.
Тише, тише! Не буди,
Сядь на место не шуми!

Анализ стихотворения:

Какое настроение было автора, когда он писал это стихотворение? (Уныние, тоска)

Какие образы ожили перед тобой, стали зримыми? (Зима, метель)

Перечислите яркие сравнения в стихотворении:

Ковром стелется метель;
Зима – аукает, баюкает;
Воробышки как детки сиротливые.

Прочтите строки, которые помогли вам представить себе написанное.

Есть ли слова, которые автор употребляет в переносном значении? (Баюкает, аукает, ковром шелковым)

- С каким настроением нужно читать стихотворение, чтобы передать чувства поэта? (Печально, с грустью)

7. Игра “Живые картинки”:

Чтобы легче вам запомнить стихотворение наизусть, поиграем в игру “Живые картинки”.

(Дети по группам получают слова из текста и предметы, которые понадобятся в игре)

Каждая группа показывает свое восприятие стихотворения, находит в тексте строчки, относящиеся к этом эпиэоду.

Итог урока:

Подходят ли иллюстрации, которые на доске?

С каким стихотворением сегодня познакомились?

Кто его автор? (С. Есенин)

Показ других портретов Есенина (журнал “ Литература в школе” № 11/2005)

Понравилось ли стихотворение?

Удалось ли нам соответствовать словам девиза?

Заполни словарь настроений. Он подъитожит нашу работу. (Дети заполняют, а учитель читает стихотворение:

Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд не кину,
Метет и кружится пурга.
Вы узнаете зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаете зиму?
Мы принесем густую ель
На праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаете зиму?

9. Домашние задание: выучить наизусть.

Приложение 1