Программа "Начальная школа XXI века". Конспект урока по математике "Решение задач на кратное сравнение". 2-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: Создать условия для более успешного усвоения темы: “Решение задач на кратное сравнение”, путем применения разнообразных приемов, форм и методов обучения на уроке.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с новым видом задачи, научить определять вид задачи и выбор действия.
  2. Научиться различать данный вид задачи от других.
  3. Развивать умение учиться наблюдать, делать выводы и работать в группах.
  4. Учить выслушивать ответы своих товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях, быть взаимовежливым.

Материал к уроку:

  1. Учебник “Математика 2 класс”.
  2. Тетрадь ученическая.
  3. Тетрадь на печатной основе.
  4. Фишки.
  5. Карточки-помощницы (виды задач).
  6. Циркуль.
  7. Простой карандаш.
  8. Цветные карандаши.
  9. Воздушные шарики.
  10. 10. Карточки-настроения.

1. Подготовка к введению нового материала.

На доске закрыта тема урока. (Решение задачи на кратное сравнение)

Работа в группах:

а) Вчера у нас был День именинника. Именинники (их трое) приглашают по карточкам-приглашениям за свои столы (дети разбиваются на группы).

В конце урока подведем итоги, чья команда за ответы получила большее количество шариков.

Для этого послушайте первое задание.

* На празднике висело 6 красных шариков и 2 синих (вывешиваю на доску). Составьте задачу про шарики так, чтобы в вопросе были волшебные слова на сколько больше (меньше).

На сколько больше (меньше)

Дети в группах составляют задачу:

  1. На празднике было 6 красных и 2 синих шарика. На сколько красных шариков больше, чем синих?
  2. Назовите решение задачи: 6 - 2=4 (ш)
  3. Назовите ответ: Красных шариков на 4 больше, чем синих.
  4. Каким действием выполняли решение? Почему?
  5. Какого вида эта задача?

Вывод: Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее (для этого сначала определяю большее число, а затем меньшее).

Вид задачи: на разностное сравнение. (На доску рядом с карточкой прикрепляю действие “-”)

  1. Можно ли по-другому задать вопрос к составленной задаче?
  2. На сколько синих шариков меньше, чем красных?
  3. Изменится ли действие в решении задания? (Нет, т.к. это задача решается только действием вычитания! Для этого найдем большее число и из него вычтем меньшее)
  4. Влияют ли слова больше (меньше) на решение задачи? (Нет, т.к. вид этой задачи на разностное сравнение, решаются только вычитанием)

* Награждение лучших команд.

б) - Можем ли назвать эту тему урока? (Будем решать задачи, открываю слово “Решение задач”)

- А какого вида эти задачи, узнаем чуть позже.

2. Проблемная ситуация.

в) Я усложняю вам задание. (Вывешиваю новую карточку.)

Во сколько раз больше

Какие новые слова вы заметили в карточке? (ВО и РАЗ).

Составьте новую задачу так, чтобы в вопросе были эти слова. (Дети работают в группе)

* На празднике висело 6 красных шариков и 2 синих. Во сколько раз красных шариков больше, чем синих?

Во сколько раз синих шариков меньше, чем красных?

Какое наименование всегда рядом с ответом? (Раз, т.к. это слово есть в вопросе, и так называется вид задачи)

В карточке вывешиваю знак “:” (Деления)

Определите вид задачи? (На разовое сравнение)

Разы - это краты, поэтому задача носит название на кратное сравнение.

3. Сообщение темы урока.

  1. Теперь назовите сами тему урока.
  2. Решение задач на кратное сравнение (открываю тему урока).

4. Закрепление нового материала:

а) По учебнику: с. 99, № 316-318. “Сливы и груши” № 316 (устно).

  1. Посмотрите на рисунок. На нем изображены тарелки с фруктами.
  2. Какие фрукты разложены по тарелкам? (Сливы и груши)
  3. По сколько фруктов на каждой тарелке? (По 4 сливы и груши)
  4. Значит, фруктов на каждой тарелке поровну: по 4 штуки
  5. Сколько тарелок со сливами (5 тарелок)
  6. Сколько тарелок с грушами (1 тарелка)
  7. Значит, слив у нас 5 раз столько, сколько груш.

Вывод: Слив в 5 раз больше, чем груш, а груш в 5 раз меньше, чем слив.

б) Ежики и грибки: стр. 120, № 2, 3.

  1. Что изображено на рисунке? (Ежики и грибки)
  2. Сколько всего ежиков (2), а грибков (4)?
  3. Мысленно разбейте грибки на группы, по 2 грибка в каждой, т.е. в каждой группе должно быть столько грибков, сколько всего ежиков.
  4. Сколько групп получилось? (Две)
  5. Значит, у нас грибков в 2 раза больше, чем ежиков, а ежиков в 2 раза меньше, чем грибков

Устно:

№ 317

а) Бананов в 7 раз больше, чем лимонов. Значит лимонов в 7 раз меньше, чем бананов.

б) Зайцев в 6 раз больше, чем моркови. Значит, морковок в 6 раз меньше, чем зайцев.

в) Детей в 4 раза меньше, чем взрослых. Значит, взрослых в 4 раза больше, чем детей.

№ 318

а) Воробьев 3 раза по столько, сколько ворон. Воробьев в 3 раза больше, чем ворон. Ворон в 3 раза меньше, чем воробьев.

б) Юбок в 4 раза по столько, сколько блузок. Юбок в 4 раза больше, чем блузок. Блузок в 4 раза меньше, чем юбок.

в) Итак далее...

Вывод: Чтобы сравнить два числа, назовите сначала большее число, затем меньшее. И большее число разделите на меньшее.

Письменно:

Скорее всего, учащиеся предложат решить задачу так. Решение:

1. Сколько всего игрушек у детей? 5*3 = 15

2. Во сколько раз игрушек больше, чем детей? 15:3 = 5

Ответ: в 5 раз.

Для того чтобы наметить другой путь решения, надо ситуацию, представленную в задаче, смоделировать на фишках. Сначала выложим в ряд столько фишек, сколько всего играло детей:

Под каждой желтой фишкой выложим в столбик столько красных фишек, сколько игрушек было у каждого ребенка:

Игрушек 5 раз по столько, сколько детей. Значит, игрушек в 5 раз больше, чем детей.

Дополнительно спросите у учащихся: “Изменится ли ответ, если играть будут 6 детей, но игрушек у каждого будет по 5? (Нет. Игрушек снова будет в 5 раз больше, чем детей). А изменится ли ответ, если играть будут трое детей, но игрушек будет у каждого по 7? (Да. Игрушек будет в 7 раз больше, чем детей.)”

Делаем вывод: ответ на вопрос задачи не зависит от числа играющих детей. Важно только, сколько игрушек у каждого ребенка.

5. Работа в тетради на печатной основе.

а) Практическая работа, с. 15, № 48, № 49.

(Используя циркуль, дети делят отрезок на 4 части, делают вывод: зеленый отрезок короче красного в 4 раза, а красный длиннее зеленого в 4 раза)

б) Самостоятельная работа, с. 15, № 50.

*Дети составляют задачи, сравнивают их решение. Делают выводы:

На сколько тяжелее пет К.ух, чем заяц? (На сколько заяц легче петуха?)

* Это задача на разностные сравнения. (“ - ”)

Во сколько раз петух тяжелее зайца? (Во сколько раз заяц легче петуха?)

* Задача на кратное сравнение. (“ : ”)

6. Итог урока.

  • Чему научились на уроке? (Учились решать задачи на кратное сравнение)
  • Какие волшебные слова есть в задаче? (Во сколько раз больше (меньше))
  • Что для этого надо знать? (Чтобы узнать во сколько раз число больше (меньше) другого, надо найти большее число, затем меньшее, и большее разделить на меньшее)
  • Понравился ли вам урок?
  • Поднимите карточки-настроения?

- Считаем количество шариков, поздравляем команду-победительницу. (Именинникам вручаются воздушные шарики)

7. Домашнее задание в тетради “Дружим с математикой” с. 92, № 27.