Урок математики в начальной школе (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Основная цель:

  1. Совершенствование вычислительных навыков, расширение геометрических представлений, развитие памяти, логике, наглядно-образного мышления учащихся, воспитание культуры общения на уроке. От того, на сколько прочно дети усвоили тот или иной материал в начальной школе во многом зависят их дальнейшие успехи при обучении в основной школе.
  2. Данный урок проводится с применением презентации Microsoft Power Point. Использование предлагаемой презентации на уроке позволяет сократить время на усвоение материала за счет большой наглядности и активизации зрительной памяти. Компьютер вносит элементы новизны при устном счете, при решении задач, делает процесс работы наглядным, помогает учителю и ученикам сконцентрировать внимание на основных моментах.
  3. Работа по каждому этапу урока строится как своеобразный диалог между учителем и учениками, в котором компьютер служит демонстратором при решении устного счета при решении задач. Его использования в учебном процессе позволяет достигать высокой степени результативности.

А я хочу на зорьке встать
Солнце первой повстречать,
Крикнуть: “С добрым утром, солнце!”
И оно улыбнется
Давайте и мы друг другу улыбнемся
Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро вам –
Улыбчивым лицам.
Доброе утро гостям.

Цели и задачи: Через выполнение заданий с многозначными числами работать над формированием умений и навыков при решении задач, при устном счете, при решении примеров, развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности через комплекс заданий, развивать умение преодолевать трудности; использовать возможность ситуации успеха для развития положительных эмоций.

Оборудование: треугольники, геометрические пособия для устного счета; учебники, тетради, персонажи из сказок, таблицы для устного счета.

Оформление доски:

         

Солнце                            Карточки с примерами

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Устный счет.

– На доске записаны примеры. В тетрадь вы записываете только ответы всех примеров.

480 – 80 – 400 = 0
703 – 700 + 7 = 10
485 – 70 – 5 = 410
292 – 200 + 8 = 100

560 – 30 – 500 = 30
6 + 310 –16 = 300
819 – 19 – 800 = 0
397 – 300 + 3 = 100

18 * 3 = 54
90 : 10 = 9
360 : 60 = 6
200 : 200 = 1

Учитель: Найдите и запишите сумму ответов для каждого столбика? Какие ответы получились? (Ответы записаны с обратной стороны геометрических фигур.)

– Посмотрите на доску. Какие геометрические фигуры вы видите? (Круг, треугольник, квадрат.)

– Какая фигура лишняя? Почему? (Круг, т.к. это не многоугольник.)

– Посмотрите на числа внутри фигур. Что вы можете сказать о них? Чем они похожи? Чем различаются? Какое число “лишнее”? Почему? (Все числа оканчивающиеся нулями. “Лишним” будет число 70, т.к. оно двузначное, а остальные – трехзначные.)

– На доске. Найдите значение выражения.

[(0+) – 20 + ] : 100 * 6 : 12 = 5

(Вместо геометрических фигур вставляют числа, полученные в первом задании, и проводят вычисления)

– Пять! Я желаю сегодня работать с радостью, с удовольствием, тогда и результат вашей работы будет оценен высоким баллом. А также приглашаю совершить путешествие по сказкам, а в дороге нас ждет много препятствий, неожиданностей, мы должны их преодолеть.

Препятствие I. На доске карточки с примерами:

(263 200 : 470)                       (801000 : 890)                       (314280 : 970)

– Молодцы! Верно решили примеры. И появились на доске слова:

Путешествие будет длинным, и я предлагаю выбрать средство - передвижения и это будет ковер-самолет. И продолжим наш путь, надо выполнить следующие задание.

Решение задач: (на доске текст задачи).

Работа по учебнику № 384, стр. 102.

– О чем мы прочитали в задаче?

– Какие величины мы вспомнили? (U – скорость, S – расстояние, t – время)

– На сколько частей можно поделить путь самолета? (2)

– Сколько км. и с какой скоростью самолет пролетел 1-ю часть пути? (3820 км.; 955 км/ч)

– Что потом произошло со скоростью самолета? (Он уменьшил скорость до 950 км/ч)

– Сколько км. он пролетел остальной путь? (1900 км)

– Какой главный вопрос задачи? (Сколько времени затратил самолет на весь рейс)

– Что мы можем узнать в 1 действии? (Сколько времени он затратил на весь путь)

– Каким действием? (Делением S : U = t; 38200 : 955 = 4 (ч)

– А можем мы узнать время затраченное на остальной путь? (Да)

– Как? Каким действием? (Делением: 1900 : 950 = 2 (ч)

Зная время первого отрезка и второго, мы сможем ответить на главный вопрос задачи: Сколько времени затратил самолет на весь рейс?
(4 + 2 = 6 (ч)

– Что общего у нашей задачи про самолет и ковра самолета?

Вот мы в небе. Посмотрите на право. Оказывается мы не одни в воздушном пространстве. Нас догоняет Баба-Яга нВ своей ступе и приглашает сделать посадку в ее лесу.

4. Делаем привал. Физкультминутка. Работа над вычислительными навыками.

– Посмотрите на избушку Бабы-Яги. (Рис. с изображением избушки)

Совсем избушка старая стала. Надо ее подремонтировать. Для этого нужно решить выражение: 105 * (6 + 203) – 300 : 5 = 21885

  1. 6 + 203 = 209
  2. 300 : 5 = 60
  3. 105 * 209 = 21945
  4. 21945 – 60 = 21885

– Молодцы, помогли Ягушке, избушка у нее стала, как новая, и в награду она указала нам самую короткую дорогу в Кощеево царство, чтобы освободить Василису Прекрасную, но есть еще одно препятствие, чтобы попасть – надо выполнить задание.

5. Геометрический материал.

– Имеется ров шириной 2 метра.

– Как переправиться через этот ров с помощью двух досок длиной 2 м?

              

6. Задача на смекалку: Логическая задача. Вот мы и в царстве Кощея.

А у него томится Василиса Премудрая, надо ее освободить. Кощей очень коварный, поэтому он сделал так:

В подземелье у него есть три темницы. В одной из них Василиса, в другой расположился Змей Горыныч, а третья темница пустая. На дверях есть надписи , но все они ложные.

На первой написано: “Здесь живет Василиса Прекрасная”, на второй: Темница три не пустая, а на третьей - Здесь живет Змей Горыныч

На доске:

1 -я – Здесь Василиса
2-я – Темница не пустая
3-я – Здесь Змей Горыныч

– Ребята. Давайте поможем Василисе Прекрасной. (Ответ: Все надписи ложные, темница 3 – пустая, следовательно, Василиса может быть в темнице 1 или 2. Но надпись на первой тоже ложная, значит, в первой темницы не может быть Василисы, она во второй темницы.)

– Молодцы!

– Помогли Василисе, она вас благодарит за помощь. И очень довольна вами, а так же предлагает свое задание:

– Ребята, как называется наша республика? Город, столица нашей Хакасии? (Абакан.)

Задача 1. Хакасский кукольный театр “Сказка” расположен в г. Абакан, был открыт в 1979 году, а краеведческий музей на полвека раньше. В каком году жители Хакасии впервые посетили музей? (1979 – 50 = 1929)

Задача 2. На территории республики Хакасия насчитывается 1526 видов растений. Из них в Красную книгу занесено23 вида. Сколько видов растений не занесено в Красную книгу РХ? (1526 – 23 = 1503)

– Молодцы! Наше путешествие подошло к концу. Василиса Прекрасная вас благодарит А мы с вами благополучно вернулись на землю. Пора подводить итоги.

– Кому понравилось путешествие?

– Какие задания вам понравились?

– Какие вызвали затруднения?

(Сегодня работали хорошо, а особенно: перечислить, поставить оценки. Раздать листки, чтобы каждый написал, что ему больше запомнилось на уроке).