Интегрированный урок по физике и информатике "Расчет сопротивления цепи с последовательным, параллельным и смешанным соединением проводников. Составление формул в ЭТ"

Разделы: Физика, Информатика


Цели:

Образовательные:

  • Проконтролировать степень усвоения составления формул в электронных таблицах.
  • Систематизация знаний по теме «Расчет сопротивления для последовательного, параллельного и смешанного соединения проводников».
  • Формирование навыков самоконтроля.

Воспитательные: воспитание коллективизма, работоспособности.

Развивающие:

  • Умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
  • Развитие самостоятельности.
  • Развитие умения преодолевать трудности.
  • Умение прочувствовать связь теории физики и практики информатики через межпредметные связи.

Ход урока

I. Повторение и обобщение изученного

Прежде чем приступить к решению задач, целесообразно обобщить материал предыдущих двух уроков. Результатом такого обобщения может стать таблица с общими закономерностями в цепях с последовательным и параллельным соединением проводников.

Последовательное соединение

Параллельное соединение

Iобщ= I1 = I2

Uобщ=U1 + U2

Rобщ=R1 + R2

Iобщ= I1 + I2

Uобщ=U1 = U2

Усвоению и закреплению знаний по этой теме способствует хороший подбор качественных вопросов и расчетных задач.

Далее приводится примерный список качественных вопросов:

  • Как формулируется закон Ома для участка цепи и записать его на доске?
  • Чему равно сопротивление проводника, если известна сила тока и напряжение?
  • Чему равно напряжение, если известна сила тока и сопротивление проводника?
  • Как сопротивление проводника зависит от длины проводника и от площади поперечного сечения проводника?
  • Что называется удельным сопротивлением проводника?
  • Записать на доске формулу, по которой можно рассчитать сопротивление проводника;
  • В каких единицах выражается удельное сопротивление проводника?
  • Из каких веществ на практике изготовляют проводники?
  • Как изменится сопротивление электрической цепи, если подключить к любому звену цепи еще один резистор последовательно (параллельно)?
  • Как измерить напряжение прибором, измеряющим силу тока?
  • В каком случае вольтметр даст большее показание: при присоединении к лампе, или к амперметру? Почему?
  • Что нужно сделать, чтобы уменьшить чувствительность амперметра?
  • В ходе лабораторной работы ученик собрал цепь неправильно, поменяв местами амперметр и вольтметр. Будет ли в собранной цепи гореть лампочка? Что покажут приборы? Какой прибор может выйти из строя?

II. Решение задач

Учитель разбирает решение двух задач в качестве примера.

Задача 1

Три проводника с сопротивлением 7 Ом и 11 Ом и 6 Ом соединены последовательно. Определить сопротивление цепи.

Дано:
R1 = 7 Ом
R2=11 Ом
R3= 6 Ом

   

Решение:
Rобщ= R1+ R2+ R3
Rобщ= 7+11+6 = 24 (Ом)

Rобщ,- ?

   

 

Ответ: Rобщ= 24 Ом.

Так решение задачи выглядит на доске. А как же оно будет выглядеть на компьютере?

Приложение 1

В ячейке D12 нужно записать формулу для расчета общего сопротивления последовательного соединения.

Приложение 2

Задача 2

Три проводника с сопротивлением 8 Ом и 12 Ом и 24 Ом соединены параллельно. Определить сопротивление цепи.

Дано:
R1 = 8 Ом
R2=12 Ом
R3= 24 Ом

   

Решение:

Rобщ= 4 (Ом)

Rобщ,- ?

   

 

Ответ: Rобщ= 4 Ом.

Приложение 3

III. Самостоятельная работа

Электрические цепи, с которыми приходится иметь дело на практике, обычно состоят не из одного приемника электрического тока, а из нескольких различных, которые могут быть соединены между собой по-разному. Зная сопротивление каждого и способ соединения, можно определить общее сопротивление цепи.

Для выполнения самостоятельной работы учащимися можно предложить следующие задачи:

Определите общее сопротивление цепи. Оформите решение задач в ЭТ.

IV. Итог урока (5 мин.) – рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Способствует ли форма проведенного урока лучшему усвоению изучаемого материала?

Используемая литература:

  1. Перышкин А. В. Учебник “Физика – 8”.
  2. Ситникова Т.А. Физика. 9 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2004.
  3. Пинский А. А.,Разумовский В. Г. “Физика и астрономия – 8”, М: Просвещение 1995.