Развитие изобразительных и творческих способностей у детей с нарушением интеллекта через нетрадиционные методы изобразительной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволяют развить эти способности вовремя.

Одним из условий воспитания творческой личности является использование на занятиях изобразительной деятельности нетрадиционных технологий рисования. Таких, например, как рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника тычкования, техника тампонирования, монотипия и т.д.

Как показывает практика, только с помощью традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Дети с интеллектуальной недостаточностью, имеющие проблемы в когнитивной, эмоциональной, двигательной сферах, часто лишены возможности закрепить свои переживания на бумаге. У них отсутствует или ослаблена мотивация к изобразительной деятельности, хотя объективно они нуждаются в творчестве гораздо больше, чем здоровые дети.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия.

На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, дошкольникам с нарушением интеллекта представляется возможность экспериментировать.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Конспект занятия

Рисование с использованием метода “тычкования”

Тема: “Осенние листья”

Цели: Закрепление умения украшать осенние листочки с помощью техники “тычкования”.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, чувства цвета, объемности.

Воспитание интереса к творческой изобразительной деятельности.

Оборудование: осенние листочки из цветной бумаги разного цвета, белые шаблоны осенних листочков, квадраты разных цветов, карандаши, клеёнка, клей, образец осеннего листочка в технике “тычкования”, магнитофонная запись “Времена года”: осень.

Предварительная работа: на прогулке дети рассматривали: как лежат листья на асфальте, в лужах. Обращали внимание на свободное, беспорядочное, пространственное расположение листьев, на многоцветие ковра из опавших листьев, разучивание стихов.

Ход занятия (см. таблицу):