Внеклассное чтение "Украинская сказка "Колосок"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать у детей осознанность чтения вслух и молча, умение анализировать прочитанный текст, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы;
  • фрмировать гибкость и скорость чтения;
  • учить адекватно оценивать себя, свою работу и сравнивать её с образцом;
  • совершенствовать навык взаимопроверки;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать мышление и речь;
  • воспитывать бережное отношение к труду людей;
  • воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки;
  • прививать любовь к чтению.

Оборудование:

  • Тексты для чтения;
  • ПК;
  • Мультимедийный проектор;
  • Карточки для индивидуальной работы;

План урока:

1. Целеполагание – 2 мин

2. Психологический настрой – 1 мин;

3. Разминка – 8 мин;

4. Сообщение темы урока – 3 мин;

5. Знакомство с содержанием сказки – 7 мин;

6. Беседа по содержанию – 4 мин;

7. Релаксация – 2 мин;

8. Работа с пословицей - 4 мин;

9. Повторное чтение – 5 мин;

10. Обобщение изученного – 3 мин;

11. Творческое задание - 4мин;

12. Итог урока. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока ( Приложение 1)

1. Целеполагание: (слайд 1)

-Ребята, скажите, пожалуйста, для чего мы проводим уроки внеклассного чтения?

Ответы учащихся.

2. Психологический настрой: (слайд 2)

- Посмотрите внимательно на изображение солнышка (на доске):

- Какое солнышко вам больше всего нравится? Почему?

Дети отвечают.

- Мне нравится ваш настрой на работу. К этим рисункам мы вернёмся в конце занятия.

3. Разминка.

А. Упражнения для глаз: (слайд 3)

На доске таблица из разноцветных кружков, расположенных в 3-4 ряда по 8 кружков в каждом.

  1. Чтение (название цвета) с убыстрением.
  2. Чтение через 1 кружок.
  3. Чтение через 2 кружка.

Б. Упражнение для артикуляционного аппарата: (слайд 4)

На доске буквы-слоги (буквы открываются справа налево).

П Р А
С Н И
С Т О
М К У
Д В А
  1. Чтение гласных.
  2. Чтение слога: С + Г.
  3. Чтение слога: С + С + Г.

- Какие из этих слогов являются словом?

В. Игра “Весёлый фотограф”: (слайд 5)

(развивает оперативное поле зрения и память)

Учитель быстро показывает карточки со слогами и словами. Дети быстро читают “фотографируют” и называют прочитанное.

жи мак боль народ

ши кот конь мороз

ры рак пень хвост

Г. Работа над скороговоркой:

Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всё понятно.

- Разучим новую скороговорку.

Семь мышат в камышах шуршат. (слайд 6)

Чтобы быстрее запомнить скороговору представим её в виде образов.( слайд 7)

- Отгадайте загадку. Докажи отгадку. ( слайд 8)

Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает.

( слайд 9) (петух)

4. Сообщение темы урока.

- Догадались, о ком мы будем сегодня читать?

(о мышах и петушке)

Учитель предлагает детям задание, выполнив которое, они определяют ключевое слово.

- Расшифруйте название сказки. Соотнесите буквы левого столбика с цифрами правого: ( слайд 10)

К

Л

*

С

О

К

О

 

О

1

3

*

5

2

7

4

*

6

-Сегодня мы познакомимся с зарубежной (украинской) сказкой “Колосок”. ( слайд 11)

Зарубежные сказки знакомят нас с жизнью народов разных стран, их национальными традициями и обрядами, природой. Сказки разных народов часто похожи на русские народные сказки. Но несмотря на сходство, они всегда отличаются своеобразием речи, самобытностью. Самое главное, что сказки рассказывают о трудолюбии народа, о том, как нужны дружба, взаимовыручка; в них осуждаются лень, злость, жадность.

Прежде чем приступить к чтению, вспомним памятку: ( слайд 12)

“Учись читать правильно”

1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3. При чтении будь внимателен к каждому слову.

4. Старайся понять, о чём читаешь.

5. Читай ежедневно вслух и “про себя”.

5. Знакомство с содержанием сказки: (слайд 13)

Учащиеся читают сказку “про себя”.

Упражнение “Губы”.(развивает гибкость и скорость чтения вслух и молча).

К плотно сжатым губам по команде читать “про себя” дети прикладывают палец левой руки, чем подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение.

Работа по карточкам №1, №2 (даётся детям прочитавшим текст быстрее )

Карточка № 1( соотнести и соединить предложение с картинкой)

Карточка № 2 ( деформированный текст):

Свежий ароматный хлеб поступает в магазины, где мы его покупаем. Трактористы пашут землю. Затем муку везут на хлебозаводы, там из муки пекут хлеб. Они сеют семена пшеницы и ржи. Шофера отвозят зерно в зернохранилища. Потом комбайнёры собирают урожай. Агрономы следят за тем, как появляются всходы, как созревают в колосьях зёрна. Оттуда зерно везут на мукомольные заводы, где его превращают в муку.

(Трактористы пашут землю. Они сеют семена пшеницы и ржи. Агрономы следят за тем, как появляются всходы, как созревают в колосьях зёрна. Потом комбайнёры собирают урожай. Шофера отвозят зерно в зернохранилища. Оттуда зерно везут на мукомольные заводы, где его превращают в муку. Затем муку везут на хлебозаводы, там из муки пекут хлеб. Свежий ароматный хлеб поступает в магазины, где мы его покупаем.)

6. Беседа по содержанию.

- Понравилась ли вам сказка?

(Да.)

- Назовите главных героев?

(Петушок Голосистое Горлышко и два мышонка Круть и Верть.)

- Расскажите, как жил петушок. Как жили мышата?

(Петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. )

- Как зовут мышат? Как вы думаете, почему их так назвали?

(Мышат зовут Круть и Верть, потому что крутились да вертелись.)

- Кто нашёл колосок?

(Колосок нашёл петушок, когда подметал двор.)

- Что сделал петушок с колоском?

(Обмолотил, сносил на мельницу, муки намолол, тесто замесил, пирогов напёк. )

- Почему мышата не захотели ему помочь?

(Они были ленивыми, умели только играть и веселиться.)

- Как вели себя мышата, когда увидели, что петушок накрыл на стол?

(Они оказались тут как тут и пищали, что проголодались.)

- Пришлось ли петушку их звать?

(Нет, не пришлось.)

- Почему же петушок не угостил их пирогами?

(Не за что лодырей и лентяев пирогами угощать.)

- Как вы думаете, правильно ли он поступил?

(Конечно правильно. Следующий раз будут помогать.)

- Как бы вы поступили на его месте?

(Так же.)

- Как вы думаете, легко ли было петушку одному выполнять всю работу?

(Одному всегда труднее, чем вместе.)

- Чему учит нас сказка?

(Сказка учит быть нас трудолюбивыми, уметь помогать друг другу, дорожить дружбой и осуждает лень.)

- Много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас был хлеб. О том, как хлеб появляется у нас на столе расскажут ребята, которые работали по карточке.

7. Релаксация (проводится под тихую музыку).

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, (2раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают
Отдыхают, засыпают. (2раза)

Шея не напряжена
И расслаблена.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется,
Дышится легко… ровно… глубоко…
(Пауза 1-2 минуты.)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза
И красиво сесть.

8. Работа с пословицами: ( слайд 14)

- Прочитайте пословицы, объясните, как вы их понимаете.

1.КИКАЕ РУДЫТ, КИТАЕ ЛОДЫП (какие труды, такие плоды).

2 Читайте только русские буквы.

.ДОGПWЛЯZСLАЛWИСFЬ, ЧWТRО YБRЕЗQ ХDЛGЕБNА ОWСRТRАЛRRИQСNЬ (доплясались, что без хлеба остались).

- Какая из пословиц больше подходит к сказке “Колосок”?

Ответы детей.

9. Повторное чтение сказки: ( слайд 15)

А- “Буксир” используется для развития скорости и гибкости чтения.

Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст “про себя”, стараясь успевать за учителем. Проверка внимания и собдюдение режима скорости чтения детьми осуществляется путём внезапной остановки учителя на каком-либе слове и повторении его. Дети должны также остановиться на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку. Чтение до слов “- Эй, Круть! Эй, Верть! Глядите, сколько я зерна намолотил!”

Б- Чтение “ с ошибкой”.

Учитель читает текст, изменяя некоторые слова. Дети должны его исправить. До слов “-Ай да петушок! Теперь нужнотесто замесить да пироги печь!”

В- Чтение-“разведка”.

-Сейчас вы будете продолжать читать текст и закончите словами “- Ох, и проголодался я!- пищит Круть.”

После чтения вопрос по содержанию:

- Что делал петушок?

(Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь, испёк пироги.)

Г. Чтение “наперегонки”(парами).

После чтения вопрос по содержанию:

- Кто выполнил всё работу?

(Всю работу выполнил петушок.)

- Кто ел пироги? Почему?

(Пироги ел петушок, потому что работал.)

10. Обобщение изученного.

Тест ( слайды 16,17)

Обведите букву с правильным ответом.

1. Какого народа сказка “Колосок”?

А) Белорусская;

О) украинская;

В) русская.

2. С кем жил петушок?

В) С собаками;

Г) с кошками;

Т) с мышами.

3. Сколько мышей жило вместе с петушком?

Л) 2 мыши;

Д) 3 мыши;

Е) 4 мыши.

4. Как звали мышей?

И) Круть и Верть;

Ж) Курт и Вурт;

З) Карт и Варт.

5. Что нашёл петушок?

К) Деньги;

Ч) колосок;

М) мышку.

6. В чём петушок нёс муку?

О) В сумке;

П) в рюкзаке;

Н) в мешке.

7. Что испёк петушок?

Р) Ватрушки;

О) пироги;

С) булочки.

Проверка.

-Как поработали? Прочтите обведённые буквы. ОТЛИЧНО.( слайд 18)

11. Творческое задание.

- Каким вы себе представляете петушка из сказки “Колосок”. Раскрасте его.

Выставка работ.

- Вы все прекрасно справились с заданием, петушки получились яркие, красивые и нет похожих друг на друга.

12. Итог урока.

-Понравился вам урок?

- Что особенно запомнилось?

Домашнее задание:

- Найти и выучить загадки, стихи, песенки о петушке.

Самооценка.

- Оцените свою работу на уроке, взяв солнышко на выбор. Покажите нам. Спасибо за работу.

-Урок окончен.