Сценарий праздника "Кочанный день"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  1. Приобщение к национальным духовным ценностям.
  2. Формирование трудовых навыков.
  3. Воспитание правил здорового образа жизни.

В празднике участвуют ученики 6 класса и их подшефные второклассники.

Зал условно разделен на две части. В одной полукругом в несколько рядов сидят зрители. Второй полукруг – сцена, где изображен русский огород. От центра сцены по всему полукругу идут пять лучей – элементов народного календаря, где внимание отведено капусте. С одной стороны сцены обозначена изба (окошко, печь, лавка). С другой стоит плетень. Так мы (вместе со зрителями) оказываемся в пределах действия народного

Календаря, несколько страниц которого отведено капусте.

1 действие.

Из-под печки выбирается домовой. Кряхтит. Протирает глаза, потягивается. Лезет в печку, достает горшок со щами. Кушает.

- Опять опоздал. Щи – пустые.

Подвязывает потуже кушак. Садится у окна, смотрит в огород

ВЕДУЩИЙ Мы побывали в русской избе, где только что проснулся домовой. По народным поверьям, просыпается он в первых числах апреля. В это время во многих дворах уже нет кислой капусты, которая была основой традиционного русского блюда – щей. В щи в это время клали щавель, лебеду, сныть, крапиву. Но такие щи считались пустыми.

ДОМОВОЙ Солнышко с апрельской горки в лето катится! (Он не сидит на одном месте, он играет, живо принимает участие во всем, что происходит на сцене).

ВЕДУЩИЙ А теперь мы с вами в русском огороде. Жизнь здесь шла по строгим законам, которые устанавливало Солнце. Подчиняясь им, человек выработал в процессе своего длительного труда ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ, где были предусмотрены все работы в поле и огороде. Естественно, большое внимание в этом своде правил на круглый год уделялось самым важным, жизненно необходимым продуктам. Это рожь, овес, греча, а далее…капуста.

ДОМОВОЙ. Сей рассаду на Георгия, будет щей вдоволь!

ВЕДУЩИЙ. Правильно домовой говорит. Как только теплее солнце пригреет землю, появится первая травка, сеют хозяйки семена на рассаду.

На сцену выходят несколько учеников 6 класса, держа за руки второклассников. Это будущая капуста. Они усаживаются в первом разделе вычерченного на сцене народного календаря.(Егорий вешний, 6 мая). Располагаясь на стульях, малыши по очереди произносят:

Без капусты щи не густы
Щи да каша – кормилицы наши
Премудрость во щах, вся сила в капусте
Щей поел – словно шубу надел
Для чего огород городить, коли капусты не садить.

2 действие.

ДОМОВОЙ. Всякое семя свое время знает.

ВЕДУЩИЙ. И об этом земледельцы не забывали. На Ирину рассадницу(18 мая) росточки капусты высаживали на грядке.

На сцене ученики 6 класса переводят малышей в следующее звено схемы народного календаря, надевают на них широкую темную юбку(блузки у этих ребят светлые). Шестиклассники, переводя малышей, приговаривают:

ПЕРВЫЙ.

Я колышку тешу,
Я огород горожу,

ВТОРОЙ.

Я капусту сажу,
Сажу беленькую,
Развеселенькую.

ТРЕТИЙ.

Ты родись, моя капуста,
И бела, и вила,

ЧЕТВЕРТЫЙ. И со тыном равна!

ПЕРВЫЙ. Не будь голенаста, будь пузаста!

ВТОРОЙ. Не будь пустая, будь тугая!

ТРЕТИЙ. Не будь красна, будь вкусна!

ЧЕТВЕРТЫЙ. Не будь мала, будь велика!

ВЕДУЩИЙ. По традиции сажанием овощей занимались исключительно женщины

ДОМОВОЙ. Если посадит овощи мужик, то они зацветут, не дадут плода!

ВЕДУЩИЙ. Посадив первый кочан, покрывали его большим горшком, а горшок – белой скатертью, чтобы вилки были тугие и белые.

Земледелец был уверен, что особой силой воздействия на природу было слово. Обрядовые песни заклинали и описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое , чтобы обеспечить его в реальной жизни.

В этот день в селе устраивали “капустки”.

Ведущий, домовой, ученики 6 класса проводят игру “Капустка” из Курской гебернии:

“Играющие становятся несомкнутой цепью и проходят через ворота, образованные двумя рядом стоящими в конце цепи. Во время игры поют:

Вейся, вейся, капустка
Завивайся, милая.
Ужо ли, ужо ли завилася?
Я тебя прождалася
У попа на огороде,
У гречишной соломы.

Когда все пройдут и образуют цепь узлов, держа друг друга за руки, двое, составляющие ворота, начинают снимать кочаны (шапки, платки) с игроков. Владельцы головных уборов бегают за ними, стараясь отнять старое.

3 действие.

На сцене малышей, изображающих капусту, пересаживают в третье звено схемы народного календаря (Никола кочанский), одевают им поверх блузки какую-то кофточку, не застегивая ее.

ДОМОВОЙ. Сидит барышня Федосья

Прирастрепаны волосья!

ВЕДУЩИЙ. В народном календаре был специально отмечен день, когда вилки завивались в кочаны. Это Никола кочанский или кочанный день.В этот день усраивали хороводы и пели величпльные песни капусте. Люди вставали в круг, брались за руки, изображая солнце. Так они проводили очередные “капустки”. Давайте воспроизведем “капустки” Архангельской губернии: Парень заводит песню и по очереди образует цепь из играющих, беря за руку то одного, то другого и т. д.

Пошли наши гусли,
Пошли звончатые.
Тут гусельцы наши
За рученьку брали
Да за белу имали,
За ручку за праву,
За златень за перстень:
Он ведь ходит по двору,
Секет траву лебеду,
Он рвет и секет,
В белый фартучек кладет,
Приговор говорит,
Приговаривает:
Кого я люблю,
Того и возьму.

Песню поют хором по числу играющих. Когда соберутся все в цепь, начинают завиваться в клубок:

Уж мы вьем, вьем капустку,
Завиваем золотой кочешок,
Завиваем, приговариваем:
Кого я люблю, того я возьму,
Кого не люблю, того не возьму.
Затем играющие начинают расплетаться под песню:
Что у малых, малых деточек
Молода была мачеха лиха,
Выводила малых деточек
Вон с городища, да вон с зеленого.
Песня поется, пока все не расплетутся.

4 действие.

На сцене “капуста” одевается в новую одежку и пересаживают в четвертое звено схемы (Домна, 16 августа).

ДОМОВОЙ. вешает на плетень старые лапти.

ВЕДУЩИЙ. Зачем ты вешаешь лапти?

ДОМОВОЙ. Ты вот пришел к огороду да и дивишься лаптям, а на огород мой и не смотришь. Коли бы не эти лапти, у меня бы такой капусты не было: …либо червь бы съел ее, либо какая мошка навалилась бы, и кочаньев-то не было бы, а то видишь, какие кочанья!

Пока домовой произносит эти слова, на сцену вносят большой вилок капусты (желательно, с листьями).

5 действие.

На сцене “капуста” одевает еще одну одежку, не застегивая, и передвигается в пятое звено схемы (Воздвиженье, 27 сентября).

В зал вносят пироги и предлагают гостям.

ДОМОВОЙ. Август пахнет яблоками, сентябрь – пирогами!

ВЕДУЩИЙ. На Здвиженье у доброго молодца капуста у крыльца!

В это время повсюду начинались капустники, капустницы, капустенские вечера. И длились они две недели. Угощали друг друга семечками, орехами. (В угощение наряду с пирогами можно включить семечки и лесные орехи).

А теперь вернемся в 21 век. Капуста не потеряла своего огромного значения в нашем рационе. Напротив, люди постоянно улучшают ее качества. Ученые вывели новые сорта капусты:

Краснокочанная – обладает двойным содержанием витаминаС по сравнению с обычной.( Дети, играющие капусту, уходят, а на их место устанавливают кочаны представляемых сортов капусты).

Савойская – более нежная, рекомендуется детям и пожилым.

Брюссельская – диетическая, показана больным диабетом и сердечно-сосудистой системы.

Цветная – деликатесная. В ней очень много витаминаС, железа и фосфора.

Броккли – близка цветной, но в ней больше белка, каротина. Она приятнее на вкус. Лучше есть зеленой.

Кольраби – за высокое содержание витамина С ее называют “северным лимоном”.

Ученые века считают, что пища 21 века – это овощи и фрукты.

И ОГОРОДНАЯ БАРЫНЯ не подведет!