"Сладкая физика"

Разделы: Физика


В 2000 году участвовала в республиканских Алексеевских педчтениях с докладом “Активизация познавательной деятельности по технологии организации нетрадиционных форм работы на уроках физики”, последующие годы развивая это направление, изучая работы ведущих авторов Анатолия Гина: “Приемы педагогической деятельности (пособие для учителя, Москва “Вита-Пресс”, 1999г.)”, Эрнестины Мануиловны Бравермана: “Преподавание физики, развивающее ученика, книга 1(пособие для учителей и методистов, Москва “ассоциация учителей физики”, 2003г.)”, Любовь Александровны Горловой: “Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике 7-11-е классы (мастерская учителя, Москва “Вако”, 2006г.)”, Марка Максимовича Поташника, Михаила Владимировича Левита: “Как готовить и провести открытый урок (Современная технология, Москва “Педагогическое общество России”, 2006г.)” провела открытый, нестандартный урок на тему: “Энергия топлива” под названием “Сладкая физика”. В основу этого урока взяла пособие Алевтины Алексеевны Фадеевой: “Рабочая тетрадь для 8-й класса (Москва, Изд.дом “Генжер”, 1998г.)” материал для любознательных “Удельная теплота сгорания пищевых продуктов (табл.1), энергетические затраты при различных видах деятельности человека (табл.2)”.

Урок проведен в 8-м “б” классе, где учатся 19 учащихся: 6 мальчиков, 13 девочек. Из них 13 учащихся приехали из отдаленных поселков, с 5 класса учатся 14 учащихся, в этом году прибыло 5. По болезни отсутствовали 3 гимназиста.

Цель урока была направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся на практике, решению физических задач на расчет энергетических ценностей сладких продуктов, часто потребляемых детьми. Учащиеся работали в группах по 4 человека. В ходе урока – учащиеся практически увидели на материалах (обертки шоколада, кексов, крем-брюле, рулетов) энергетическую ценность этих продуктов в количественном соотношении, содержание углеводов, жиров, витаминов, белков в 100гр каждого продукта. И на основе этого решали задачи по группам, сверяли на доске, вычислили калорийность (энергетическую ценность) продуктов в джоулях, рассчитали энергию, полученную при употреблении продукта каждым учеником и выбрали варианты видов деятельности для затраты энергии по таблице 2.

Учащиеся на этом уроке научились правильно рассчитывать калорийность пищевых продуктов, т.е. энергетическую ценность в джоулях, ознакомились с иллюстрированными рецептами кулинарных книг (изд. “Аркаим” из серии “Семь поварят”, где указана калорийность одной порции в значках).

В конце урока проведена рефлексия, выборочные отзывы учащихся и учителей в приложении 4.

Активизация познавательной деятельности на уроках физики уже дала свои результаты – за 2001-2008 уч.г. мои ученики постоянно занимают призовые места на районных олимпиадах, 56 выпускников успешно сдав ЕГЭ, поступили в технические ВУЗы. Ученик 8 класса Антипин Гена стал Лауреатом районной, региональной, республиканской, российской научно-социальной программы для молодежи и школьников “Шаг в будущее”, доклад награжден Дипломом в номинации “Лучшие научные результаты самых юных участников (Москва, апрель 2000г.)”, данный результат занесен в Музей достижений школьников Республики Саха (Якутия) при Министерстве образования РС(Я) 2000г. На IV республиканских научных Лаврентьевских чтениях “Школа, ВУЗ, Наука” тезис доклада был рекомендован к публикации. В 2002 году доклад Гены Антипина (10 класс) “Оценка энерго-экономичности зданий Саха-Бельгийской гимназии” на республикнской НПК “Шаг в будущее” занял 1-е место. Награжден Дипломом фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся (Портфолио издательского дома “1 сентября”) за 2005-2006 уч.г.

Доклад Вовы Капитонова (9-й класс) “Солнечную энергию в каждый сельский дом” на региональной НПК “Шаг в будущее” занял III место, награжден номинацией “Лучшая защита”, 2002 г.

Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроке, использование на практике физических задач на расчет энергетической ценности сладких продуктов и умение рационально тратить энергию, полученную от сладких продуктов, часто потребляемых детьми.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблицы 1 и 2, карточки для расчета А4, сладкие продукты: кекс, крем-брюле, белый шоколад, рулет, слайды, готовые материалы (Пироги со всего света).

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение темы: фрагмент электронного урока “Теплота сгорания топлива” (Уроки физики Кирилла и Мефодия, 8 класс, 2000г.)
  3. Решение задач по слайду. (Приложение 1)
  4. Объяснение темы “Сладкая физика”. (Таблица 1 и 2)
  5. Расчет калорийности (энергетической ценности) сладких продуктов в джоулях, часто потребляемых детьми и выбор деятельности, в зависимости от энергетической затраты (по таблице 1 и 2) – работа по группам. (Приложение 2)
  6. Защита расчетов у доски по группам.
  7. Итоговая работа – раздача готовых материалов (ксерокопии). (Приложение 3)
  8. Заключение урока (Рефлексия). (Приложение 4)