Образовательная программа "Мир природы"

Разделы: Общепедагогические технологии


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Природа очень щедра по отношению к исследователям, стремящимся проникнуть в ее тайны, -
она для каждого такого поиска создала особенно благоприятный объект. Остается только найти его:

Август Крог

Прямое общение с природой с раннего детства помогает нам увидеть мир во всем его многообразии, стать человечнее, научиться уважать и ценить то, что нас окружает. Общение детей с природой воспитывает в них бережное, доброе отношение ко всему живому, будь то растения, птицы или животные. Природа - мудрый учитель и наша задача сохранить и приумножить, что создано и не нарушить, ее естественного происхождения.

Программа написана по материал книги Владимира Владимировича Петрова "Из жизни зеленого мира" М. Просвещение, 1982 г. В книге ведется рассказ о растениях по временам года, и каждому времени посвящена особая глава. В простой и доступной форме рассказано о том, какие интересные особенности строения и жизни растений можно наблюдать в природе весной, летом, осенью и даже зимой. Говорится о том, как приспосабливаются наши растений к окружающей среде, как они переносят неблагоприятные условия жизни.

Книга призвана помочь учащимся расширить представления об окружающих нас растениях. Она учит бережному отношению к растительному миру.

Образовательная программа "Мир природы" рассчитана на детей 10-12 лет. Именно в этом возрасте школьники входят во вторую стадию профессионального самосознанию. Для них самым главным является отношение к жизни и к мире в целом, что порождает стремление к самовыражению, самовоспитанию. Для школьников этого возраста главным видом деятельности становится учебно-познавательный. Лучше всего учебный материал воспринимается, если преподается в форме наблюдения. Именно информация, получаемая из разных источников, становится главным конкурентом учебной. Очень важным в этом возрасте является и общение с товарищами, которые зачастую становятся образцами для подражания.

Цель программы: расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней.

Задачи:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать творческие способности;
  • закрепить и расширить знания школьного курса по природоведению;
  • научить проводить фенологические, гидрометеорологические наблюдения;
  • познакомить с методикой картографирования местности и описанием маршрутного хода.

Занятия по программе проводятся два раза в неделю по 1 часу, основанная форма занятий, выход на природу, наблюдение и изучение жизни растений в разное время года, а также фенологические наблюдения и составление календаря природы. Учебное занятие строится по следующему плану: вначале рассказ или беседа, затем выход на природу и закрепление полученной информации на практике с обязательным фотографированием. Исходя из того, что время, отведенное на занятие минимальное, два раза в месяц осуществляется однодневные экскурсии - полевые исследования. См. приложение № 1. Программа является подготовительным этапом для занятий исследовательской деятельностью по таким образовательным программам как: "Введение в исследование" и "Физиология растений" в рамках индивидуальных образовательных маршрутов.

Образовательные результаты

Учащийся должен знать:

  • правила поведения в природе;
  • основные виды растений нашего района;
  • методики описания участков растительного покрова;
  • методики простейших геоботанических описаний на пробных площадках.

Учащийся должен уметь:

  • оформлять календарь природы;
  • уметь наблюдать за живыми объектами, не причиняя им вреда;
  • составлять маршрутное картирование;
  • оформлять ботаническую характеристику сообществ.

Так как программа состоит из четырех частей, по временам года, в конце каждой из них предусмотрено итоговое занятие: теоретическая часть - это оформление творческого дневника с рисунками и фотографиями, практические навыки и умения определяются во время полевых занятий.

В течение всего года обучающиеся участвуют в биологической игре по станциям "Познавательный марафон", которая также является итоговой формой образовательного результата. См. Приложение № 2.

Образовательная программа эколого-биологического направления и ориентирована на подготовку обучающихся для участия в летних экспедициях и экологических лагерях нашего района.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Всего час.

Теория час.

Практика час.

Виды деятельности

 

Сентябрь. Осень золотая.

       

1

Вводное занятие. Осень в городе

2

1

1

Беседа. Выход на природу

2.

Подарки природы. Краски осени

2

1

1

Поделки из растительного материала. Фоторепортаж
 

Октябрь

       

1.

Фенологические наблюдения

4

 

4

Рассказ

2.

Осенний лес

2

 

2

Экскурсия, сбор природного материала

3.

Необычные свойства растений

2

2

  Беседа

4.

"Барометры" чистоты воздуха

2

 

2

Рассказ, экскурсия, сбор образцов лишайников
 

Ноябрь

       

1.

Предзимье

2

 

2

Сообщение

2.

Комнатные растения в осенний период

2

1

1

Беседа, экскурсия в зимний сад Дома природы

3.

Осенние страницы

2

 

2

Беседа, оформление дневника
 

Декабрь. Растительный мир зимой

       

1.

Фенологические наблюдения. Приметы зимы

2

 

2

Сообщение, экскурсия

2.

"Столовая" для пернатых друзей

2

 

2

Беседа, сбор корма для птиц, развешивание кормушек

3.

"Век" хвоинки

2

2

  Беседа

4.

Русский папирус

2

2

  Беседа
 

Январь

       

1.

Секреты снежинки

2

1

1

Сообщение, практическая работа

2.

Фенологические наблюдения

2

 

2

Оформление дневника

3.

Конкурс снежных фигур

2

 

2

 

4.

Узоры на стекле

1

1

  Беседа
 

Февраль

       

1.

Снежными тропами

2

1

1

 

2.

Зимние фантазии

2

 

2

Фоторепортаж

3.

Новая жизнь семени

2

2

  Рассказ

4.

Фенологические наблюдения

2

 

2

Выход на природу

5.

Лесная азбука

2

1

1

Беседа, экскурсия

6.

Зимняя канитель

2

 

2

Оформление дневника
 

Март. Первые приметы весны

       

1.

Первоцветы

2

2

  Рассказ

2.

Подготовка к экспедиции

2

1

1

Беседа, выход на природу

3.

Звонкая капель

2

 

2

Фоторепортаж

4.

Календарь весны. Фенологические наблюдения

2

2

  Оформление брошюры
 

Апрель

       

1.

Торопливые растения

2

 

2

Выход на природу

2.

Весна в лесу

2

 

2

Выход на природу

3.

Первые лучики

2

2

  Оформление набора фотографий

4.

Деревья в цвету

3

1

2

Выход на природу
 

Май

       

1.

Первоцветы в городе

2

 

2

Оформление календаря

2.

Составление календаря наблюдений за цветением первоцветов.

Итоговое занятие

4

2

2

Оформление календаря. Фоторепортаж. Презентация творческих работ
 

Общее количество часов

64

     
 

Теория

 

31

   
 

Практика

   

33

 
 

Из них: резервное время

4

     

Содержание учебно-методического плана

Сентябрь

Осень золотая

Вводное занятие посвящено общему обзору программы. Наблюдения за приметами осени во время выхода на природу, сбор природного материала для составления осенних композиций. Фоторепортаж "Краски осени" выполнен рисунками и фотографиями осенних пейзажей.

Октябрь

Фенологические наблюдения, происходящие в природе с приходом осени. Выход в осенний лес. Подробное описание маршрутного хода. Наблюдения за древесными и травянистыми растениями. Беседа необычные свойства растений", посвящена осенним краскам листвы. Почему так происходит в природе. Лишайники - "барометры" чистоты воздуха. Почему их так называют, какие лишайники встречаются в нашем городе? Сбор образцов лишайников с деревьев разных видов.

Ноябрь

Жизнь комнатных растений в осенний период. Период частичного или полного покоя? Какой уход требуется в это время. Наблюдения за изменениями в природе в последний месяц осени. Все изменения отмечаются в карточках наблюдений и оформляются первая часть (осенние страницы) Дневника природы. Итоговым занятием по теме "Осень золотая" является участие в открытом занятии "Краски осени".

Декабрь

Растительный мир зимой

Сбор корма для птиц, изготовление кормушек. Выход в район реки Рыкуша и развешивание кормушек. Особенности хвойных растений. Береста считается русским папирусом. Как использовали бересту на Руси. Почему она белого цвета.

Январь

Почему зимой идет снег, что можно узнать по рисунку снежинки, какие тайны она скрывает. Зимой из снега можно слепить необычные фигуры и устроить парад "Ваша снежность". Почему мороз рисует узоры на стекле.

Февраль

Выход в зимний лес. Зарисовки необычных снежных фигур. Следы на снегу. Чьи это следы. Как узнать дерево по почкам. Приметы последнего месяца зимы. Оформление Дневника природы.

Март

Первые приметы весны

Первоцветы - предвестники весны. Какие цветы распускаются первыми. Какое дерево первым "говорит" о приходе весны. Приметы весны. Весна в лесу.

Апрель

Выход на природу. Наблюдения за развитием первоцветов. Изучение разнообразия первоцветов. Оформление набора открыток "Первоцветы нашего района".

Май

Операция "Первоцветы" и оформление брошюры по изучению весенних растений. Подготовка презентации творческих работ - итоговое занятие.

Методическое обеспечение образовательного процесса

I. Вводное занятие

Осень золотая

Формы и методы проведения занятий: беседа, выход на природу, практическая работа (поделки из растительного материала, сбор природного материала), рассказ, сообщение, фоторепортаж.

Форма подведения итогов: оформление Дневника природы, открытое занятие "Краски осени".

Обеспечение: наглядный и растительный материал.

II. Растительный мир зимой

Формы и методы проведения занятий: сообщение, беседа, рассказ, экскурсия, практическая работа (сбор корма, изготовление кормушек).

Форма подведения итогов: оформление Дневника природы.

Обеспечение: наглядный материал, литература по теме.

III. Первые приметы весны

Формы и методы проведения занятий: рассказ, беседа, выход на природу, оформление брошюры.

Форма подведения итогов: презентация творческих работ, оформление Дневника природы.

Обеспечение: наглядный материал.

Список литературы

1. Артамонов В.И. Зеленая лаборатория планеты. М. Агропромиздат., 1987 г., 143 с., 50 000 экз.

2. Колбовский Е.Ю. Изучаем малые реки. Ярославль. Академия развития, 2004 г., 224 с., 7000 экз.

3. Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России, Ярославль, Академия развития, 2004 г., 288 с., 7 000 экз.

4. Петров В.В. Из жизни зеленого мира, М., Просвещение, 1982 г., 127 с., 100 000 экз.

5. Петров В.в. Мир лесных растений, М., из-во "Наука", 1978 г., 167 с., 300 000 экз.

6. Методика геоботанического картографирования и профилирования, М., Экосистема, 1996 г., 25 с.

7. Простейшая методика геоботанического описания леса. М., Экосистема, 1996 г., 17 с.

Список литературы для детей

1. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И., Растения луга, М., Дрофа, 2004 г., 64 с., 5 000 экз.

2. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, Ярославль, Академия Холдинг., 2003 г., 256 с., 7 000 экз.

3. Кулева Л.А., Лазарева Н.С. Редкие растения моего края. М., 1999 г., 41 с., 200 экз.

4. Мацюцкий С.П. Туристу о растениях, М. Профиздат, 1988 г., 168 с., 100 000 экз.

5. Межинский В.Н. Растения - индикаторы. М., из-во АСТ, 2004 г., 78 с.

6. Селищев Е.Н. География для любознательных. Ярославль. Академия Холдинг, 2002 г., 240 с., 7 000 экз.