Интегрированный урок обществознания, географии и информатики в 11-м классе по теме "Религия и ее роль в жизни общества"

Разделы: История и обществознание


Цель: дав определение термину «религия», охарактеризовав мировые религии, ответить на вопрос, какую роль в жизни общества она играет, создать учебное пособие.

Тип урока: интегрированный урок обществознание + география + информатика в 11 классе.

Задачи:

  1. Характеристика религий:
    - мировых (буддизм, христианство, ислам);
    - национальных (конфуцианство, даосизм, индуизм, иудаизм).
  2. Религии в России.
  3. Религии в Иркутской области.
  4. Создать учебное пособие «Религии мира».

Оборудование: карта мира, карта Российской Федерации, компьютерный класс, электронные учебники:

  • Россия на рубеже 3 тысячелетия;
  • энциклопедия Кирилла и Мефодия.

План работы над созданием слайдов:

  • география религии;
  • время возникновения;
  • численность приверженцев данной религии;
  • основатель религии и источник вероучения;
  • центральные идеи.

Подготовительный этап: на предыдущемуроке учащиеся разбиваются на группы по 3 – 4 человека и каждая группа получает задание: найти литературу по теме: Религии мира, изучить её и создать слайды (каждой группе по одному вопросу), которые будут представлены на уроке.

Ход урока

Вступительное слово учителя: одной из древнейших форм культуры является религия. На уроках истории вы узнали, что религиозные представления людей зародились в глубокой древности. Как и религиозные обряды, они отличались большим разнообразием. Важной вехой в истории человечества стало появление мировых религий: буддизма, христианства, мусульманства. На определённой стадии развития религии возникает церковь. Церковь объединяет верующих одного вероисповедания.

Значительна роль религии и в наши дни. Что такое религия? Религия - это мировоззрение, определяемое верой в существование высшей силы – Бога. В чём особенности религиозной веры? Это вера в существование Бога, как творца всего сущего, управителя

всеми делами и поступками. Она включает в себя нормы морали, нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения. Нарушение этих норм является грехом, оно осуждается и наказывается. Кроме того, религия предполагает веру в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершаются верующими людьми в соответствии с указаниями священных книг.

В современном мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы политеизма, традиции которых идут от первобытных религий ( веры в духов, поклонение растениям, животным). С ними соседствуют формы монотеизма. Здесь и национальные религии: иудаизм (Израиль), индуизм (Индия), конфуцианство. Даосизм (Китай) и мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе приверженцев среди народов, говорящих на разных языках: буддизм, христианство, ислам.

Выступления учащихся с характеристикой религий с одновременной демонстрацией слайдов, выполненных самостоятельно по предложенному плану (приложение 1):

  • христианство;
  • буддизм;
  • ислам;
  • иудаизм;
  • индуизм;
  • конфуцианство;
  • даосизм;
  • религии в России;
  • религии в Иркутской области.

По ходу выступления учащихся один ученик работает с картами мира и Российской Федерации, отмечая специальными цветными значками места распространения той или иной религии.

Трое учащихся, получившие опережающее задание, заканчивают составление конспектов в виде таблиц и схем «Мировые религии» (приложение 2, 3), «Национальные религии» (приложение 4), представляют их и раздают каждому учащемуся для оформления в тетрадь.

Учитель благодарит учащихся за работу и подводит итог: «Мы с вами увидели, как велика роль религии, но отношение к ней в настоящее время неоднозначно».

«Религии принадлежит будущее и её роль в жизни общества возрастёт». Говорят одни. «Религия не имеет будущего. Постепенно она будет вытеснена научным мышлением, светской этикой – этикой без Бога». Говорят другие.

А как думаете Вы? Высказываются все желающие.

Вывод: мы сегодня разобрали тему «Религия», расширили и углубили наши знания по данному вопросу, создали учебное пособие, высказали своё отношение к религии в современное время.