Занятие по развитию речи. Тема: "Можно ли писать без букв"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Рассказать и углубить знания детей об истории возникновения письменности, углубить знания детей о важности любого письма; показать роль и значение различных знаков и символов в нашей жизни;
  • Развивать умение конкретизировать, обобщать, делать выводы, развивать мышление, сообразительность, речь;
  • Воспитывать интерес к прошлому, аккуратность.

Оборудование: наглядность, карточки с заданиями.

Организационный момент.

Постановка целей и задач занятия.

- Ребята, мы сегодня поговорим, как люди обходились без письма, как возникло первое письмо.

Ход занятия

- Ребята, как вы думаете, можно ли писать без букв?

Да, мы настолько привыкли к буквенному письму, что сама постановка вопроса кажется странной. Вопрос же этот необходимо задать. Чтобы ответить на него, нужно заглянуть в историю.

- Ребята, всегда ли люди для передачи своих мыслей на далекие расстояния пользовались буквами?

ОТВЕТ: Задолго до того, как люди додумались до букв, они почувствовали необходимость сказать, передать свои мысли людям, которые находятся далеко. Ни телеграфа, ни телефона, ни радио, ни телевидения в те времена не было. В распоряжении человека были только конкретные предметы (камень, дерево). Вот посмотрите, что придумал человек.

Он брал сук дерева или ремень и к нему привязывал тоненькие ремешки, шнурки разной длины и разного цвета. Каждая веревка завязывалась различным образом для различных целей (простой узел обозначал десяток, двойной узел - сотню, два двойных узла - две сотни) и каждый цвет имел свое собственное значение (красные веревки обозначали воинов, желтые - золото, белые - серебро, зеленые - зерновой хлеб).

1 ЗАДАНИЕ. Расшифруйте, что обозначают эти узелки, какую информацию

хотели люди передать. (100 воинов напали на страну,10 человек пошли добывать из недр земли серебро, 200 - золото , 100 человек пошли

собирать зерновой хлеб.)

У некоторых народов узелки заменялись бусами из различных разноцветных морских раковин (показ). Раковины распиливались на маленькие пластинки и нанизывались на нитки. Из этих ниток делались целые пояса. Например, на одной из ниток были рядом такие четыре раковины: белая, желтая, красная, черная. Это означало: Мы вступим с вами в союз, если вы будете платить нам дань. Если вы не согласны, мы пойдем на вас войной и всех перебьем. Но это же письмо можно было прочесть совсем иначе:

Мы просим мира и готовы дать вам много золота, если война будет продолжаться, то все погибнем.

Чтобы не возникало путаницы, составивший из раковин письмо должен был сам его прочесть послу, а посол, придя в нужное место, глядя на раковины и вспоминая, что они означают, должен был вслух повторить письмо. Удобно это? (Нет).

Люди стали думать.

- Ребята, как вы думаете, какой самый древний вид письма?

ОТВЕТ: Наиболее древним видом письма, которое возникает еще за четыре тысячи лет до нашего летоисчисления, является письмо рисунками, или пиктография (от латинского слова "нарисованный" и греческого слова "пишу")

Передавать понятия путем рисунка человек научился гораздо раньше, чем было создано буквенное письмо. Раскопки древнейших мест поселения человека, особенно пещер, обнаруживают весьма искусные изображения домашней утвари (словарное слово), фигур людей, животных. Эти рисунки первобытный человек высекал или выцарапывал на камнях, костях, шкурах.

2 ЗАДАНИЕ. Догадайтесь и скажите, что изображено на этих рисунках. (Воспитатель показывает рисунки с изображением домашней утвари, фигур людей, животных).

3 ИГРА " ПОНЯТНО БЕЗ СЛОВ"

- Знаете ли вы, какую роль в истории человечества играют знаки и символы?

- Знаки и символы - это различные абстрактные изображения, которыми люди пользуются для предостережения, указания направления, для передачи информации.

Давайте же разгадаем, что обозначают эти рисунки?

  • символ Олимпийских игр;
  • символ медицины;
  • сигнал опасности;
  • движение по кругу;
  • стоянка запрещена и др.

В прошлом веке люди часто слышали колокольный звон. Он был сигналом радостных событий или сигналом тревоги. Сигналы в жизни людей значат очень много. У древних греков была даже легенда о трагедии, происшедшей из-за неправильного сигнала.

Давным-давно на острове Крит жило чудовище наполовину бык. Его звали Минотавр. Каждые девять лет греки должны были посылать ему страшную дань - семь юношей и семь девушек, которых он пожирал. И никто не мог от него спастись. Жил Минотавр в лабиринте, в котором были такие запутанные коридоры и переходы, что выйти из него было невозможно. (Теперь слово лабиринт обозначает то, в чем легко запутаться, откуда трудно найти выход). И вот отважный юноша по имени Тесей решил избавить людей от Минотавра. Он снарядил корабль для отплытия на остров Крит. Тесей условился со своим отцом так: цвет парусов, под которыми вернется из плавания, будет сигналом победы или гибели.

- Ребята, догадайтесь сами, какие паруса надо было поставить в случае победы, а какие в случае гибели? (Белый - знак победы, черный - знак гибели).

И вот сильный , умный и отважный Тесей победил Минотавра, благополучно выбрался из лабиринта и отправился в обратный путь. Одержав победу, он был так счастлив, что совсем забыл о договоре с отцом , а тот целыми днями стоял на берегу ,всматриваясь в морскую даль. И вот счастливый Тесей

приблизился к родным берегам. Но: его корабль шел под парусами, обозначающими поражение и гибель. Увидев издали корабль и разглядев его паруса , отец бросился в море и погиб.

- Ребята, почему так произошло?

ОТВЕТ: Отец мог прочитать сигнал, который означал поражение. Из-за неправильного сигнала погиб человек. Люди стали улучшать свое письмо.

- Увлекла вас история про Тесея? Прочитайте с родителями книгу: Н. А. Кун "Легенды и мифы Древней Греции".

- Как же изменялось пиктографическое письмо?

ОТВЕТ: По мере общественно-хозяйственной жизни людей и развития их языка, рисунки приобретали более упрощенный вид, связь рисунка с определенным рисунком стала стираться. Упрощенный рисунок стал превращаться в условный знак, письмо стало идеографическим (от греч. слов "понятие", "символ" и "пишу").

Такие упрощенные рисунки - знаки стали употребляться для обозначения отдельного слова. Например, в китайском языке слово "человек" передавалось знаком, напоминающим две ноги; "ворота, дверь" - в виде двух створок; " дождь" передавался так: небосвод и падающие с него капли дождя.

4 ЗАДАНИЕ. Подумайте и скажите, что обозначают рисунки.

(Дождь, глаз, стрела, птица, и др.)

- Ребята, но вскоре стало неудобно пользоваться идеографическим письмом, так как количество слов в составе языков возрастало, и пользоваться десятками тысяч разных значков для разных слов становилось делом крайне трудным. В связи с этим отдельными значками и рисунками начинают обозначать не отдельные слова, а отдельные слоги и даже звуки. И таким образом, делается еще один шаг к буквенному письму, о котором узнаем на другом занятии.

5 ИГРА " ЖЕСТЫ"

(Воспитатель показывает жесты руками, а дети говорят, что он обозначает).

- Знаете ли вы, что можно разговаривать при помощи рук? Что такое жесты? (Действия, которые выполняют руки человека, называются жестами).

НАПРИМЕР:

  • знаки одобрения;
  • аплодисменты;
  • жесты дружбы;
  • жест угрозы;
  • жест прощания;

жесты предупреждения ("не шали", "тише").

6 ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ "КОЛОБОК"

Возьми синий карандаш и покажи стрелками путь, по которому катится колобок в своей сказке.

Возьми красный карандаш и проложи стрелками новый безопасный путь - дорожку для колобка. Расскажи, как бы развивались события в сказке, если бы колобок покатился по твоему новому пути. Какой символ- знак вы использовали, выполняя это задание? (Стрелка).

Итог занятия.

- Что нового узнали каждый для себя?

Молодцы.