Интегрированный урок (математика + экология) по теме "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания.
  1. Научить анализировать, наблюдать.
  2. Провести диагностику усвоения знаний и умений и их применения к практическим заданиям.
  3. Содействовать рациональной организации труда; воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать творческие способности, самостоятельность, организованность.

Содержание темы: Данная тема программы 6 класса по математике учебника Виленкина Н.Я.

Тип урока: Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.

Организационные формы общения: Индивидуальная, парная, коллективная.

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
  2. Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведётся повторение основных фактов, ведущих идей на основе систематизации знаний.
  3. Диагностика усвоения системы знаний и умений и её применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

План урока

1. Орг. момент. Проверка домашнего задания.

№ 347(л, о, п), № 354, № 355(б),№ 356(а), № 356(а).

2. Устная работа: (2 ученика работают по карточкам)

  1. Восстанови цепочку вычислений
  2. Систематизация основных понятий (таблица)

3. Задача про черепаху (таблица)

4. Историческая справка «Из истории возникновения дробей»

5. Задача (с экологическим содержанием)

6. Работа с учебником (повторить свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа)

  1. № 318(б)
  2. № 319(б)
  3. № 320(б)

7. Домашнее задание:

  1. № 345(а)
  2. № 355(в, г)
  3. № 357
  4. № 361 (а)

8. Самостоятельная работа

9. Резерв: задача

Ход урока

1. Орг. момент. Проверка домашнего задания

Кроссворд

По горизонтали:

  1. Деление числителя и знаменателя дроби на одно и то же число.
  2. Частное двух чисел.
  3. Дробь, у которой числитель и знаменатель взаимно-простые числа.
  4. На сколько сокращается дробь ?
  5. Сотая часть числа.

По вертикали:

  1. Название дроби, у которой числитель больше или равен знаменателю.
  2. Для нахождения общего знаменателя надо находить НОД или НОК ?
  3. Действие, при помощи которого находится произведение чисел.
  4. Для сокращения дроби нужно находить НОД или НОК?

1.

2. .№ 347 (л,о,п)

л) +  =  + = ;

о) -  =  -  =  = ;

п)  -  =  -  =  =

№ 354.

 -  +  =  -  +  = (ч)

Ответ: 43 минуты.

№ 355 (б)

 + (  - ) = ( + ) -  = (  + ) -  =  -  = .

№ 356 (а)

а)  + 0,34 -  =  +  -  =  +  -  =   +  -  =  =  = 0,3 . 

2. Устная работа

См. приложение 1.

3. Задача про черепаху

См. приложение 1.

4. Историческая справка «Из истории возникновения дробей»

Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби. Так появились дроби , , ,  и т.д., которые теперь называются основными дробями. Из-за частого употребления некоторые из этих дробей получили ещё по одному названию: половина, треть, четверть, осьмушка.

Особый интерес вызывают дроби, знаменатели которых кратны 60: ,  и т.д. Этими дробями пользовались астрономы всех народов вплоть до 16 века. Эти дроби также употреблялись в вычислительных задачах геометрии и алгебры, в теории музыки. С их помощью отсчитывали временные такты, ведь не случайно одна минута – это  часть часа, одна секунда – это  часть часа.

Римляне пользовались дробями, имевшими знаменатель 12 и называли дробь  - унция. Например, вместо того, чтобы сказать: «Я прочитал  книги», они говорили: « Я прочитал 5 унций книги». Дроби со знаменателем 12 появились из-за деления года на 12 месяцев, которое было принято у римлян со времён правления царя Нумы (8-7 века до н.э.).

Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он « попал в дроби».

5. Задача

См. приложение 1.

6. Работа с учебником

1. № 318 (б)

б)  +  +  +  = ( + ) + ( + ) =  + ( + ) = 1 +  = 1.

2. № 319 (б)

б) (  + ) -  = ( - ) +  =  +  =  +  =  +  =  =  .

3. № 320 (б)

б)  - ( + ) = ( - ) -  =  -  =  -  =  -  = .

7. Задание на дом:

  1. № 345(а)
  2. № 355(в, г)
  3. № 357
  4. № 361(а).

8. Самостоятельная работа

Вариант – 1

 

 

Вариант – 2

1. Выполните действие:

 а)  + ; б)  - 0,5 .

 

 

1. Выполните действие:

а)  + ; б)  - 0,4 .

 

 

2. Найдите значение выражения:

 -  -  .

 

 

2. Найдите значение выражения:

  -  -

 

 

3. Решите уравнение:

х -  =  .

х =  +

х =  +

х =  = 1

 

 

3. Решите уравнение:

 у -  =  .

 у =  +

 у =  +  

 у =

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Список литературы:

  1. Математика: Учебник для 6 кл./ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. – М,: Мнемозина, 2002. – 304 с.
  2. Москва «Школа – Пресс» , журнал мат. В школе №1 1993 г., №5 1994 г.
  3. Нестандартные уроки математики 5-6 класс. Волгоград: 2005. – 112 с.
  4. Открытые уроки 6класс – Волгоград: Учитель, 2005. – 85 с.
  5. Математика. Итоговые уроки 5-9 классы, авт. – сост. О.В.Бощенко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 68 с.
  6. Предметные недели в школе. Математика/ сост.Л.В.Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2004. – 134 с.
  7. Учебно – методическая газета. Математика. Издательский дом «Первое сентября» № 20, 2006 г. – 48 с.
  8. Математика. Тесты к школьному курсу 6 класса. Москва «АСТ – Пресс», 1998 г. -256 с.