Диспут "Разговор с В.Путиным"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цель: создать условия для

  1. погружения учащихся 9, 11-х классов в современные проблемы развития российского общества;
  2. социализации старшеклассников на этапе вступления в самостоятельную взрослую жизнь;
  3. формирования гражданских качеств социально активного россиянина, осознания своей роли в жизни общества.

Понятия, идеи: диспут, дискуссия, премьер-министр, интерактивное общение, экономический кризис, социальные последствия, внешнеполитическая стратегия, патриотизм, оратор, лидер, имидж

Оборудование:

  1. интерактивный комплекс (интерактивная доска, проектор, компьютер);
  2. стенограмма телеэфира встречи В.Путина с россиянами по ТV «Россия» в интерактивном режиме;
  3. материалы российской и зарубежной прессы, сети Интернет об ответах В. Путина на вопросы россиян 04.12.2008 г.;
  4. мультимедийная презентация (авторская) с фрагментами телеэфира от 04.12.2008 г. и вопросами диспута;
  5. вопросы диспута (для предварительного изучения телеинтервью);
  6. материалы телеэфира «Разговор с В. Путиным» 04.12.2008 г.

Тип занятия: изучение нового материала;

Оргформа занятия: школьный диспут

Комментарий: аудитория учащихся делится на 2 возрастные группы (9 и 11-х классов). Первая группа, используя материалы телеэфира, примеры, подтверждающие утверждения В. Путина отстаивает сторону премьер - министра, вторая группа- оппонирует, конструктивно определяя свои точки зрения.

В случае присутствия гостей на занятие – они вовлекаются в качестве рефери, сторонников групп

Диспут (от латинского disputale - рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы, прямо и открыто опровергать ложные взгляды.

Разновидности совета-диспута - дискуссия, круглый стол, философский стол и т. п. Все эти формы представляют собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.

Предмет диспута - проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.

Законы диспута:

  1. свободный обмен мнениями;
  2. равенство в споре, уважение к оппоненту;
  3. ответственность за слово;
  4. логика, доказательность и аргументированность высказываний;
  5. есть мнение – выскажи, поделись и ты обретёшь друга или узнаешь соперника

Правила корректности:

  1. обозначение проблемы;
  2. изложение 1-й точки зрения;
  3. изложение противоположной точки зрения (2-й);
  4. вопросы сторонников 1-й точки зрения;
  5. ответы на них;
  6. вопросы сторонников 2-й точки зрения;
  7. ответы на них;
  8. заключение рефери (если консенсус не достигнут)

Ход диспута

1. Оргмомент.

  1. Видеоряд. Фрагмент начала программы «Вести» телеканала «Россия» (приветствие дикторов, анонс события, начало выступления В.В. Путина)
  2. Определение целей диспута, основных направлений и групп проблем (приоритетов)
  3. Условное деление на сторонников и оппонентов

2. Погружение в диспут

  1. В связи с чем 04.12.2008 г. В.В. Путин в прямом эфире отвечал на вопросы россиян?
  2. Как российские и зарубежные СМИ отнеслись к ответам В.В. Путина?
  3. На какие группы можно условно поделить те 70 вопросов, ответы на которые мы услышали в эфире?

3. Первая группа вопросов

  1. Какие главные «болевые точки» обозначило в эфире российское общество? Чем они обусловлены?
  2. Как видит премьер-министр экономическое настоящее и будущее России?
  3. Какие социальные последствия кризиса видит В.В. Путин сегодня и завтра?
  4. Представления о прочности власти в России…

4. Вторая группа вопросов

    1. Как строится внешнеполитическая стратегия России сегодня?
    2. Россия сегодня, по мнению председателя Правительства России, мировой лидер, аутсайдер, сторонник каких стратегических действий?

5. Третья группа вопросов

    1. Какой вопрос телезрителей можно оценить как духовный? В чём патриотизм ответа? Насколько проблема актуальна?
    2. Личность В.В.Путина: оратора, лидера, гражданина.
    3. Имидж, компетентность, эрудиция?

6. Определение мнения – форварда, главного резюме диспута

  1. Сбылись ли ожидания россиян?
  2. Что осталось «за бортом» ясности?

7. Оценочные рефлексии

  1. На какие мировоззренческие качества повлияла Ваша интерактивная встреча с В.В. Путиным (в интерактивном общении в прямом эфире, в заочном диспуте, в определении своей позиции со сверстниками)?
  2. Что дал Вам сегодняшний диспут?
  3. Какие новые качества Вы обрели?
  4. Вам было интересно?

Приложение: Вопросы диспута.

Презентация.