Проект: от замысла к результату (взгляд на работу глазами учителя – руководителя проекта)

Разделы: Общепедагогические технологии


Поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом ребенке, построение личностно – ориентированной педагогической системы невозможны без изменения образовательных технологий. Новые образовательные технологии способствуют овладению школьниками умениями самообразования. Они обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать задачу перевода ученика в режим саморазвития. Одной из образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов.

Метод проектов имеет свою историю развития в педагогической науке и практике, как за рубежом, так и в нашей стране. Этот метод зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США. Строился он на теории, разработанной американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком [1,с.244]. Время выделило достоинства и недостатки этой теории. «В современном прочтении нам видится ценность этого метода обучения в возможности освоения учеником способа самостоятельного познания» (Пахомова Н.Ю.) [2,с. 8].

Родившись из идеи свободного воспитания, разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам и через деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

В определении Н.Ю. Пахомовой «...учебный проект, с точки зрения учащегося, – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей». Подчеркивая, что учебный проект – дидактическое средство, Н.Ю. Пахомова раскрывает и другую его сторону. «...Учебный проект, с точки зрения учителя, это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации» [2,с.17].

В настоящее время метод проектов очень востребован в отечественном образовании. Для того чтобы не тратить время на открытие уже известного, в этих условиях учителю, технологу учебного процесса, в первую очередь необходимо изучение накопленного в отечественной и зарубежной школе опыта с целью перенесения его в нашу сегодняшнюю реальность.

Успех участников проектной деятельности определяется, в первую очередь, тем, насколько учитель сам овладел данной методикой. А для этого ему необходимо стать руководителем учебного проекта. Зная, с какими трудностями можно столкнуться, выполняя эту роль впервые, хочется поделиться своим опытом на примере руководства ученическим проектом «Золотое сечение в живописи».

Теоретическое отступление

Для рациональной организации работы необходимо понимать, что проекты бывают разные. Классификация проектов осуществляется по различным признакам [3,с. 28].

По комплексности (предметно – содержательные области) можно выделить два типа проектов: монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета; и межпредметные проекты - выполняются исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

Классификация проектов по характеру контактов может иметь следующие типы: внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные. Последние два являются телекоммуникационными, так как требуют координации участников, их взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, использования современных компьютерных технологий.

По продолжительности проекты могут делиться на: минипроекты – укладываются в один урок или часть урока, краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков, недельные проекты – выполняются в группах в ходе проектной недели, долгосрочные (до года) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Проекты с открытой (явной) координацией. В качестве координатора в зависимости от типа проекта может выступать преподаватель – предметник, специалист в той области знаний, которая подлежит изучению.

Проекты со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя в своей функции, выступая, как полноценный участник проекта. В этих случаях им может быть специалист в какой-то конкретной области (например, из числа родителей – писатель, бизнесмен, врач, юрист, экономист), но при полной осведомленности учителя – координатора.

Нет единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом – индивидуально или в группе.

Рассматриваемый в качестве примера проект задумывался как индивидуальный.

Индивидуальный проект имеет свои особенности.

  1. Тема проекта выбирается в соответствии с интересами и индивидуальными особенностями личности учащегося.
  2. Формируется чувство персональной ответственности «за все», требуется большая самостоятельность, дисциплинированность, организованность, инициатива.
  3. Возможность продвигаться к результату в своем темпе.
  4. Приобретается опыт работы на всех этапах.
  5. Формируются важнейшие умения и навыки: исследовательские, презентационные, оценочные и др.
  6. Формируются навыки индивидуальной работы.
  7. Создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой личности.
  8. Деятельность носит социальную направленность.

НО

  1. Возникает феномен индивидуалиста.
  2. Уверенность опирается только на личное мнение.
  3. Проект может быть выполнен односторонне и предвзято.

Непременное свойство любого проекта: личностная мотивация. Ситуация, когда учеников заставляют делать «проект», который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребенок решает личностно – значимую для него задачу. Если личностной включенности нет, нет и проекта.

Как создается мотивация к проектированию?

В основе каждого проекта лежит проблема. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Выбор проблемы самый сложный и важный момент. Учителю необходимо понимать, что рассматривать любую ситуацию с любыми детьми невозможно. Работая с детьми, учитель всегда осваивает какое-то содержание. И в этой содержательной области присутствуют проблемы. Задача учителя: отобрать из них те, которые наиболее волнуют детей. То есть вначале надо найти проблему, которая будет не безразлична детям.

Характеристика проекта «Золотое сечение в живописи».

  1. Доминирующий вид деятельности: творческий.
  2. Предметно – содержательная область: межпредметный (математика, МХК, история, биология).
  3. Характер координации проекта: открытая (гибкая).
  4. Характер контактов: внутришкольный, региональный, международный
    (посредством телекоммуникационных систем, сети Internet).
  5. Количество участников: индивидуальный.
  6. Продолжительность: долгосрочный.

В рассматриваемом примере выбор темы не был случайным: одной из профессиональных наград в области архитектуры является премия «Золотое сечение». Союз московских архитекторов присуждает эту премию за достижения в проектировании и строительстве жилых и общественных зданий, а также за вклад в развитие архитектурной критики. <Рисунок1>. Актуальность определялась тем, что ученица, исполнитель проекта, любит рисовать, ее дедушка – архитектор, а мама в 2005 году стала лауреатом премии «Золотое сечение».

Чтобы разбудить интерес к теме проекта, формулируется проблема: поиск способов создания гармонических композиций в живописных произведениях. В дальнейшем уточняется предмет исследования, который отражен в теме проекта и находит свое звучание в ключевом слове заголовка.

Предмет исследования. Золотое сечение.

Затем следует этап разработки гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, допущение, которое автор проекта будет подтверждать, иногда опровергать.

Гипотеза. Пропорция «золотого сечения» подсказана природой, и человек, как часть природы, неосознанно стремится к воплощению этой пропорции в своих разнообразных творческих проявлениях.

Целью проектной деятельности становится поиск решения проблемы.

Цель. Создание рисунков, изображенных по схеме «золотой» пропорции.

Цель проекта и его гипотеза предопределяют задачи проекта. Задачи формулируются как этапы решения общей проблемы, как достижение цели в определенных условиях.

План выполнения работы:

  1. сбор информации по теме «Золотое сечение», подбор художественных произведений, архитектурных чертежей с использованием золотого сечения;
  2. изучение золотого сечения с точки зрения математики, обобщение понятия «Золотое сечение»;
  3. исследование произведений живописи различных авторов с точки зрения золотой пропорции;
  4. описание результатов исследований;
  5. создание собственных рисунков с применением золотой пропорции.

Завершается проект внедрением в практику и защитой (презентацией). При работе над проектом на первый взгляд кажется, что вся деятельность была нацелена на изготовление какого – либо продукта и именно его необходимо представить. Но интересующий результат на презентации – это ход самой деятельности. Результатом является найденный способ решения проблемы проекта.

На этапе презентации самое главное: рефлексия и самоанализ. Проектант рассказывает: как у него была поставлена работа, как он ее проделал и что получил. Проводит самоанализ. Если ребенок умеет его делать, он и оценку сможет себе поставить. А когда человек готов к самооцениванию, он более успешно идет по жизни.

Этап оценки проекта чрезвычайно важен. Для ребенка самая значимая оценка – это общественное признание его успешности. Любому школьнику важно получить обратную реакцию сверстников и взрослых на его работу. Это большой труд, к которому он подошел творчески, в котором он раскрыл самого себя, свои способности. И он хочет, чтобы его радость разделили.

Проект «Золотое сечение в живописи» получил Диплом I степени в номинации «За результативность работы» окружного конкурса проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий» и Диплом II степени городской конференции научно – технического творчества молодежи (НТТМ – 2007). Эта работа была представлена на выставке «Образование» на ВВЦ.

Учитель и ученик являются главными участниками проектной деятельности. Но в данной ситуации учитель не столько учит, сколько понимает и чувствует, как ребенок учится сам. Ученик занимает центральную позицию в проекте. Учитель, руководитель проекта, проходит весь путь от рождения замысла решения проблемы до получения результата, но его роль на разных этапах меняется. Он является энтузиастом, инициатором (повышал мотивацию учащегося, поддерживал, поощрял и направлял в сторону достижения цели), специалистом в данном примере в области математики, координатором (координировал весь процесс), экспертом (анализировал промежуточные результаты выполняемого проекта), консультантом (например, в области информационных технологий).

Методический паспорт учебного проекта «Золотое сечение в живописи»

1. Тема и информационное содержание связано с изучением понятия
пропорциональности отрезков, пропорции в математике, с вопросами
развития науки на уроках истории, формообразования в природе на уроках
биологии, знакомством с творчеством разных художников на уроках МХК.

2. Образовательные, развивающие, воспитательные цели:

  • приобретение учащимися специальных знаний из области математики, естествознания, обществознания, искусства;
  • интеграция приобретаемых знаний;
  • обучение работе с информацией;
  • вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
  • формирование и развитие навыков творческой работы;
  • развитие коммуникативных качеств личности;
  • расширение кругозора.

3. Задачи учебно–педагогические: формирование интереса к математике,
преодоление боязни неудачи в области математики, развитие творческих
способностей, развитие эстетического вкуса, формирование навыков
исследовательской деятельности.

4. Возраст учащихся: 9 класс (возможно 6–9 кл.)

5. Время работы над проектом: с сентября по январь.

6. Режим работы: внеурочный.

7. Материально – техническое и учебно – методическое оснащение: учебная и учебно – методическая литература, книги по искусству, компьютер, доступ в Internet, сканер, принтер.

8. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): учащиеся художественной школы, аспиранты биологического факультета университета в Принстоне (штат Нью-Джерси), архитектор, преподаватель информатики, МХК.

9. ЗУН и общеучебные навыки самостоятельной работы: навыки работы с источниками информации, умение анализировать имеющийся материал, умение делать выводы, выделять главное в исследуемом материале, умения и навыки работы с компьютером (в том числе в сети Internet), умение определять цели и задачи работы, определять ее этапы, демонстрировать публично результаты своей деятельности.

10. Мотивация к познанию, к работе: личный интерес учащегося.

11. Предполагаемые приращения: новое содержание по теме, новые
практические приемы в области математики; дополнительные знания из
области естествознания, обществознания, искусства.

12. Знания, на получение которых нацелен результат: обобщение понятия
«Золотое сечение», практические приемы построения пропорциональных отрезков в «золотом» отношении, способы создания гармонических композиций в живописи и архитектуре, найденные с помощью математики.

13. Развитие навыков:

  • самостоятельной работы с книгами, таблицами, картинами, Internet;
  • работы с чертежными инструментами (циркуль, линейка), компьютером;
  • использования информационных технологий;
  • самостоятельного принятия решения;
  • мыслительной деятельности;
  • коммуникативности;
  • самоанализа и рефлексии.

Краткое содержание работы

С древних времен ученые занимались поиском гармонии и совершенства. Проблема создания гармонических живописных композиций для автора проекта – человека, увлеченного живописью, оказалась вполне актуальной. Тема была выбрана с целью создания собственных рисунков, изображенных по схеме золотой пропорции. Разработан план действий для решения поставленных задач. Была исследована математическая составляющая темы. Автором представлено обобщенное понятие золотого сечения. В работе дано определение золотого сечения как гармонической пропорции, составлено и решено уравнение, описывающее свойство золотого сечения, показаны способы построения золотого сечения, правильного пятиугольника и пентаграммы, золотого треугольника и золотой спирали, объяснено понятие «золотой прямоугольник». Приведены примеры, подтверждающие, что природа осуществила деление на симметричные части и золотые пропорции. Работа имеет высокую культуру оформления и легкость восприятия материала.

Конечно, тема не нова для фундаментальной науки. Автор опирается на результаты, полученные другими исследователями, но ярко выражен самостоятельный характер работы, проведены собственные исследования произведений живописи различных авторов с точки зрения золотой пропорции, в результате которых выяснилось, что схема золотого сечения широко применялась и используется до сих пор при написании картин.

Сделаны выводы, подтверждающие гипотезу о том, что золотое сечение подсказано природой: закономерности «золотой» симметрии проявляются в строении химических соединений, в генных структурах живых организмов, они есть в строении органов человека и тела в целом, проявляются в биоритмах и функционировании головного мозга и зрительного восприятия. И человек как часть природы, неосознанно стремиться к воплощению этой пропорции в своих разнообразных творческих проявлениях. Результатом является найденный способ создания гармонических композиций, что и нашло отражение в собственных рисунках автора.

Рисунки с большим разрешением.

Заключение

Существует две плоскости проектной деятельности: видимая и невидимая для учащегося. Ученик понимает важность, актуальность решения проблемы, если это затрагивает его личный интерес. Тогда в своей деятельности он максимально самостоятелен, так как желает придти к результату, полезному, прежде всего ему, не задумываясь о прохождении какого-то конкретного программного материала по какому-то учебному предмету.

А учитель, когда размышляет над проектом, обязательно задумывается об учебно-воспитательном и развивающем эффекте. И данным проектом предполагалось сформировать интерес к математике, помочь преодолеть боязнь неудачи в области математики, развить творческие способности, повысить самооценку конкретной ученицы. Другими словами, этот проект задумывался специально для нее.

Проектный метод позволяет организовать учебную деятельность в продуктивный творческий процесс. Он ориентирован на совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения, на сотрудничество. В наше время этот метод стал рассматриваться как альтернатива классно – урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему, а при рациональном сочетании с другими технологиями развивающего обучения, преобразить ее.

Литература

  1. Педагогические технологии / Под общей ред. В. С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2004.
  2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.
  3. Краля Н.А. Метод учебного проекта как средство активизации учебной деятельности учащихся. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.