Урок русского языка "Раздельное написание местоимений с предлогами"

Разделы: Начальная школа


Цели: формирование навыка раздельного написания местоимений с предлогами; развитие умения правильно и точно употреблять местоимения в речи; формирование умения заменять имена существительные личными местоимениями.

Оборудование: таблица по русскому языку “Местоимения”, мультимедийный проектор, оценочный лист учащегося.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Настроимся на работу, улыбнёмся друг другу. Сядем поудобнее, закроем глаза, положим голову на парту и повторяем за мной. "Я в школе на уроке. Сейчас начну учиться, радуюсь этому, внимание моё растёт, я готов к работе. Головы подняли, вдохнули, работаем."

  1. Сообщение темы.
  1. Чистописание.

На доске: Весна пришла к нам молодая. Я здесь пою приход весны!

Учитель: Из какого стихотворения строки? Спишите. Подчеркните орфограммы.

Ученик: В.Жуковский “Жаворонок”.

Учитель: Запишите соединения букв.

  • Первые две буквы – местоимение в косвенном падеже из стихотворения поставь в начальной форме (мы).
  • Вторые две буквы – из стихотворения личное местоимение поставь в родительный падеж (мне). мымне .Запиши соединения не отрывая руки.
  1. Сообщение темы.

Учитель: Отгадай загадки. В этом фрукте есть местоимение.

Ученик: Яблоко.

Учитель: Первый слог этого слова – местоимение, второй - звук издаёт лягушка.

Ученик: Тыква.

Учитель: Догадайтесь о какой части речи пойдёт речь на уроке?

Ученик: О местоимении.

Учитель: Сегодня мы будем повторять правописание местоимений, учиться составлять предложения с местоимениями. Будем развивать память, внимание, мышление. На уроке мы будем путешествовать по станциям. Каждый этап урока новое испытание на станции. В конце урока вы должны каждый получить оценку своей работы и узнать что-то новое о местоимениях.

  1. Закрепление пройденного материала.

1 этап урока – “Вспоминайка”.

Учитель: Прочитай местоимения. Слова каких частей речи заменяются этими местоимениями?

На доске. Я, тот, эта, этот, ты, он, таков, твой, мой, она, наш, ваш, его, оно, мы, её, их, свой, сам, вы, они, самый, всякий, каждый.

Учитель: Выпиши слова в две группы:

  1. местоимения-существительные;
  2. местоимения прилагательные.

Обменялись тетрадями. Сделали взаимопроверку. Оценили своего товарища.

2 этап урока – “Повторяйка”

Учитель: Какие местоимения записаны на доске.

На доске: Он, её, их, меня, мне, тебя, тобой, ими, мной, тебе, его, нему, им, нём, нас, нам, нами, вас, вам, вами, ним.

Ученик: Личные местоимения в разных падежах.

Учитель: Опираясь на таблицу, просклоняйте местоимения: 1 вариант – я, он; 2 вариант – ты, они; 3 вариант – мы, она. Где возможно употребите с предлогами. 3 человека работают у доски. Самопроверка, самооценка.

Учитель: Спиши. Поставь местоимения в нужном падеже.

  • Уровень 1. Подошёл к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрел на (они), позвонил (она), отвечал (они), поговорил обо (я), поговорю с (вы).
  • Уровень 2. Мелькнула у (она), обрадовал (он), говорил при (они), спросил про (он), написал (она), помогал (они), ужинал со (я), беседовал с (ты).

Проверка по кодокарточке.

Учитель: Сделайте вывод о правописании местоимений с предлогами.

Ученик: Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

Учитель: Проверьте свой вывод по учебнику. Оцените свою работу. Поставь оценку в оценочный лист.

(Учитель может оценить работы нескольких учеников, выполнивших задание первыми).

3 этап урока – Физминутка на мышечное расслабление.

Дождь.
Приплыли тучи дождевые:
-Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут,
Как живые:
-Пей, рожь, пей!
И рожь,
Склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт.
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!

4 этап- “Запоминайка”.

Учитель: Прочти и запомни словосочетания.

  • Приехал ко мне –
  • Вредные для нас –
  • Нарисовал с тобой –
  • Поужинаю у вас –
  • Приплыла к нему –
  • Взглянула на них –

Учитель: Запиши словосочетания по памяти. Поставь местоимения в начальной форме. Задание с комментированием. Найди закономерность. Как расположены местоимения? Определи лицо, число, падеж местоимений.

Ученик: Местоимения расположены в следующем порядке – 2 местоимения 1 лица, 2 местоимения 2 лица, 2 местоимения 3 лица. Местоимения расположены в следующем порядке – местоимение единственного числа, местоимение множественного числа…

5 этап – “Мы редакторы”.

Работа с текстом. Учитель проецирует текст. В озерке урчат лягушки. Весне движется, но медленно. Неподалёку от себя я разглядел птицу с большими чёрными выразительными глазами и носом цвета прошлогодней листвы. Орех цветёт, но ещё не пылят жёлтой пыльцой (он) серёжки. Исчезают последние клочки снега в лесу. Я сидел неподвижно. Вальдшнеп взмахнул носом и ударил (он) в прелую листву. Потом он полетел вдоль опушки, и я сосчитал на клювике у (он) семь старых осиновых листиков.

Учитель: Отредактируй текст. Расставь предложения так, чтобы получился текст.

Учитель проецирует отредактированный текст. Самопроверка. Оценка.

6 этап – “Сочиняйка”.

Учитель: Составь предложения на тему “Весна”, используя как можно больше личных местоимений в косвенных падежах.

7 этап – “Задай вопрос”.

Учитель: Кто больше задаст вопросов по теме “Местоимение”.

Ученики:

  • Что такое местоимение?
  • В речи местоимения употребляются вместо какой части речи?
  • Местоимения указывают или называют предметы, признаки, количества?
  • Какие местоимения называются личными?
  • Какие формы имеют личные местоимения?
  • Изменяются ли основы местоимений при склонении?
  • Как пишутся местоимения с предлогами?
  • Как изменяются местоимения с предлогами при склонении?
  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Возьмите оценочный лист, выставите все полученные оценки за урок. Вычисли средний балл своей работы на уроке.

У каждого ученика на парте оценочный лист.

Оценочный лист.

1 этап – «Вспоминайка» ____________________________
2 этап – «Повторяйка» _____________________________
3 этап – «Запоминайка» ____________________________
4 этап – «Мы редакторы» ___________________________
5 этап – «Сочиняйка» ______________________________
6 этап – «Задаём вопросы» __________________________

Средний балл __+__+__+__+__+__ : 6=_________

Учитель: Кто доволен своей работой? Кому надо быть внимательным? Кто должен повторить пройденный материал?

(Ответы детей).

Учитель: Переворачиваем оценочный лист и находим что-то новое о местоимениях.

Местоимения русского языка.

Личные - я, мы, ты, вы, он, они, она, они.
Возвратное местоимение – себя.
Вопросительные – кто? что? какой? сколько? чей? который? каков?
Относительные – что, кто, какой, чей, каков, который, сколько. Употредляются для связи простых предложений в составе сложного.
Неопределённые - некто, нечто, никакой, ничей, некоторый, несколько, кое-что, кое-кто, кто-либо, кто-то, кто-нибудь, какой-то, сколько-то и т.д.
Отрицательные – никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.
Притяжательные – мой, твой ваш, наш, свой.
Указательные - тот, этот, такой, таков, столько.