Проектная деятельность в воспитательном пространстве школы

Разделы: Общепедагогические технологии


Муниципальное общеобразовательное учреждение “Преображенская средняя общеобразовательная школа”

Социальным проектированием школа занимается уже пять лет. Она создавалась как место, где ученик получает навыки социального взросления, умение общаться в разных социальных группах, получения первого опыта сотрудничества со взрослыми партнерами.

В школе занимаются в основном старшеклассники, но в последнее время мы начали привлекать к проектированию и шести–семиклассников. Организовывая внутришкольные конкурсы проектов, нам удалось сподвигнуть детей на решение очень важных проблем. Это и проблема русского языка, курения, сквернословия. В итоге, совместно со всем школьным сообществом, мы выработали Кодекс правил для учащегося.

Особенно значимыми для школьников и сельского поселения стали проекты, касающиеся благоустройства поселка (“Парк планета молодых”, “Последний приют на земле”, “Летопись военных лет”, “Боль сердца” и т.д.)

Например, “Последний приют на земле”, был номинирован в конкурсе общественно-полезных инициатив школьников, не получив финансовой поддержки, тем не менее, мы реализовали его своими средствами. Основная проблема этого проекта – недостойное состояние сельского кладбища. Дети сами пришли к мнению, что состояние сельского погоста – этого историко-культурного места – это показатель нашей собственной культуры. Ритм современной жизни, к сожалению, очень часто не позволяет нам остановиться, подумать о вечном - о памяти и забвении. В итоге – заброшенные могилы, одинокие старики.

Задавая себе вопрос – скольким могилам еще нужно затеряться, сколько судеб еще нужно забыть, чтобы не только обозначить эту проблему, но и решить ее, хотя бы здесь, на их малой родине.

Ученики совместно со своим родителями и педагогами, неустанно работая в сельских архивах, встречаясь со старожилами поселка, выяснили имена погребенных, чьи могилы по тем или иным причинам были заброшены. Мы их стали называть безымянные. Более половины имен мы восстановили таким образом.

Ребята сделали немало: восстановили часть памятников, озеленили территорию, установили мемориальную доску, но не менее важным оказалось участи почти всех школьников в конкурсе “История моей семьи в истории поселка”.

Мы поняли, какой большой пласт подняли, и разработали еще один проект “Летопись военных лет”, главным результатом стало издание книги “Они приближали Победу”, которая в 2005 году, в год 60-летия Победы заняла первое место в Краевом Медиа-фестивале. В течение всего года участники проектной группы собирали материал об участниках войны, тружениках тыла, восстанавливали картины боевых действий из небольших сведениях, содержащихся в письмах с фронта. Эта книга оказалась не проста биографическим описанием, но истинно художественным произведением. Презентация книги проходила в сельском Доме Культуры, сколько слез и слов благодарности услышали ученики в свой адрес. Это действительно связь поколений, это действительно эстафета памяти.

Учащихся интересуют совсем взрослые проблемы: как живется детям в детских домах, в неблагополучных семьях. Акция “За детство счастливое наше – спасибо, родная страна?” позволила собрать почти десять тысяч рублей для детского дома в Назаровском районе и для детей из неблагополучных семей. Взрослое население, дети приносили не только деньги, но и вещи, книги, игрушки. Мы постоянно ездим в приют с концертами, спектаклями, приглашаем к нам, в школу, на дискотеки и праздники. Именно дети предложили нам такую форму, как митинги и шествия с “кричалками”, “речевками” по поселку, привлекая внимание и взрослых, и руководство хозяйства, сельской администрации.

Еще одно направление Школы социального проектирования – это благоустройство поселка. С развалом хозяйства как-то никому дела нет до чистоты в поселке. И первый же наш проект в рамках Акции “Я - Гражданин России” занял первое место в районном конкурсе проектов и второе в краевом. Наш “крестный ход” под девизом “У кого в ограде сор – тому хозяину позор” принес результаты – на улицах установился порядок, мусорную свалку перенесли за черту поселка. А наш короткометражный “Фитиль” о загрязнении экологии птицефабрикой привлек, наконец, внимание и руководство хозяйства. К сожалению, такие Акции нам приходится проводить почти регулярно, так как сознательность граждан еще оставляет желать лучшего.

Работа в проектах воспитывает в учениках чувство сопричастности к большому взрослому миру с его проблемами и недостатками. Так, родилась идея благоустроить центральную площадь поселка. Сделать ее местом отдыха молодежи, стариков и молодых мам. И второе - сплотить молодежь ради общего дела, тем самым, отвлечь ее от негативных явлений современной жизни – пьянства, драк и пр. И действительно, во время субботников, трудовых десантов, все, кто оказался невостребованным в Акционерном обществе, в сельской культуре – были вместе, заодно.

После массовых отравлений в стране и районе алкоголем, не смогли ребята пройти и мимо проблемы торговли суррогатным алкоголем и пьянства молодых людей. Так родился проект “Цена удовольствия – жизнь”. В 22-х домах поселка торгуют самогоном и спиртом. Правоохранительные органы действуют по принципу “Нет заявления – нет проблемы”, хотя именно здесь нам и дали фамилии спиртовиков и торговцев.

Понятно, что не в наших полномочиях закрыть эту тему, но мы все-таки прошли по поселку с нашими “кричалками”, провели Процесс “Пить или не пить?”, сняли фильм “Ночная жизнь Преображенки”. А потом презентовали проект и фильм на всю школьную аудиторию. Не было смеха, а было ощущение, что ребята осознали грань, где кончается подростковая бравада и начинается личная трагедия. Сегодня этот проект дорабатывается до федерального уровня.

В школе сегодня обучается семнадцать учеников других национальностей, есть классы 8-го вида, четыре ребенка – инвалида. И им не всегда комфортно в детской среде. Сначала была идея разработать проект, который бы давал возможность таким детям реализовать себя во внеучебной деятельности. Но постепенно мы пришли к выводу, что воспитывать толерантную личность надо в каждом учащемся. И мы подошли к идее программы “Миротворец”, которая предусматривает формирование исследовательских и проектировочных компетенций на материале истории, культуры этнографических групп г.Назарово и Назаровского района.

Программа предполагает следующие типы базовых действий:

  • Исследование этнографической карты района
  • Моделирование поликультурной среды
  • Проектирование деятельности
  • Разработка и проведение народных праздников

Почему она для нас сегодня актуальна?

Сегодня в школе дается определенный уровень знаний, но недостаточно формируются умения социальной компетентности школьников: умения осознанно выстраивать свое поведение в разных социальных ситуациях, в том числе при взаимодействии с людьми другой вера, взглядов, с другим уровнем интеллекта.

Дети испытывают дефицит опыта в повседневной практике урочной и внеурочной деятельности по налаживанию межличностного толерантного взаимодействия учащихся в разновозрастных группах. У школьников также нет опыта самоопределения в выстраивании собственного позитивного межличностного взаимодействия проектирования и моделирования толерантной среды.

К сожалению, школа еще не учит разрешать конфликты ненасильственным способом. Дети не тренируются жить без конфликтов, наша программа предусматривает тренинги и упражнения “Учимся сотрудничать”, которые помогут им самоопределяться, работать в группе, команде.

Проектное обучение в современной образовательной системе занимает все более и более приоритетные позиции. Хотя, по сути, верным будет суждение “Все новое – это хорошо забытое старое”.

Ведь в 20-30-х годах в российских школах широко использовался метод проектов. Его применение было нацелено на развитие ученика, вместе с тем метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому и был изъят из школы.

Шло время, и метод проектов вернулся в российские школы. Почему? В чем плюсы проектного обучения? Как эффективно использовать метод проектов в образовательной практике? Как, наконец, разработать и провести проект?

В основе системы лежат следующие идеи:

  • с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана самим
  • деятельность строится не в русле учебного предмета, т.е. носит надпредметный характер
  • опора на сиюминутные увлечения детей
  • истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны всякие побочные сведения

Основатели системы выдвинули лозунг “Все из жизни, все для жизни”, поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Наука выделяет следующие типы проектов:

  • образовательные
  • игровые
  • социальные
  • благотворительные
  • научно-исследовательские
  • предпринимательские,

в основе которых лежит модель, представленная в виде:

  • словесного описания (вербальная модель)
  • графического изображения (чертежи, схемы)
  • изложение расчетов (числовые показатели, цифры, формулы).

По времени реализации проекты бывают ограничены по срокам реализации и постоянные – те, что сегодня называются Национальными проектами.

Выделяются следующие отличительные черты проектного обучения:

  1. участники проекта берут проектную инициативу от кого-либо,
  2. участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения,
  3. они развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех,
  4. участники проекта организуют себя на дело, они информируют друг друга о ходе работы, вступают в дискуссии.

Иначе говоря, на вопрос “Для чего нам нужен метод проектов”?, мы отвечаем так:

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

В процессе выполнения учебного проекта, как правило, возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, приобретается уникальный личный опыт самостоятельного учения.

Взаимосвязь метода проектов с другими методами личностно ориентированного подхода

  • Обучение в сотрудничестве
  • Ролевые игры
  • Мозговая атака
  • Дискуссии, эвристические беседы
  • Исследовательские

Проектные умения дифферинцируются по уровням сложности:

  • базовый
  • продвинутый
  • высший

Например, проектное умение “Проблематизация”.

Базовый уровень сложности предполагает формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблему.

Продвинутый уровень сложности – выделить и сформулировать проблему их множества проблем, рассмотреть ее под разными углами зрения, произвести суждение проблемы путем ограничения пространства и времени.

Высший уровень – из нескольких ряда положений выбрать главную и обосновать свой выбор.

Структура проекта:

  • Введение (анализ ситуации, разъяснение актуальности и новизны, выявление проблемы)
  • Постановка цели деятельности и конкретных, измеряемых и достижимых задач
  • Управленческо-кадровый аспект (механизм управления)
  • Содержание и механизм реализации(модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий)
  • Характеристика и способ оценки планируемых результатов (Предполагаемый результат и критерии оценки)

В организации воспитательной работы метод проектов просто незаменим, т.к. срабатывает на изменение личностных установок и самой личности. Как же меняется сам человек в процессе проектирования?

  • Он уверен в себе
  • Целеустремлен
  • Самостоятелен и независим
  • Появляется самоуважение и повышается самооценка и т.д
  • Происходят изменения и в команде:
  • Дух единомышленников
  • Групповая ответственность
  • Сработанность
  • Желание быть результативнее

Появляются новые компетентности:

  • Навыки планирования
  • Умение искать ресурсы
  • Навык совместного взаимодействия
  • Умение понимать других
  • Умение договариваться и т.д.

Метод проектов эффективен не только как дидактическое средство развития, обучения и воспитания учащихся, но и как средство формирования социально активной личности. В последние три года моими учениками разработано достаточно много серьезных проектов по благоустройству поселка, по изменению микрокликламата в школе и поселении.

Приложение 1

Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4 можно взять у автора.