Возможность реализации компетентностно-ориентированного обучения в начальных классах

Разделы: Начальная школа


В основе моего педагогического опыта лежат идеи личностно-ориентированного образования, в русле которого лежит компетентностно-ориентированный подход. Данные идеи сформулированы И.С. Якиманской в книге “Личностно-ориентированное обучение в школе”. Существуют несколько направлений выделения критериев эффективности обучения: усвоение содержания предмета, владение приемами обработки информации, развитие субъектной деятельности. Существуют следующие критерии оценки субъектной деятельности: образованность и информированность, обученность, развитость. Эти критерии положены в основу перехода от знаниевой парадигмы построения учебно-воспитательного процесса к компетентностно-ориентированному образованию.

“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” - говорили древние. А наше будущее в образовании - компетентностно-ориентированный подход в обучении.

Компетентность можно понимать как способность результативно действовать: способность достигать результата, эффективно разрешать проблему. Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно соорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

В школе преимущественно формируется еще не собственно компетентность, как отмечал Каспаржак, а самостоятельность в разрешении проблем, условием которой является превращение предметного способа действия (т.е. знаний, умений, навыков) в средства разрешения проблем.

В основе моей системы работы лежит компетентностно-ориентированный подход. Я считаю, что новое качество образования связано, прежде всего, со сменой характера взаимоотношений между учителем и учеником. Иная позиция педагога в учебном процессе характеризуется новыми функциями: учитель - как собеседник, учитель – исследователь, учитель - человек, создающий условия для учения, учитель – эксперт. Компетентностный подход предполагает и иную позицию ученика - он выступает субъектом деятельности. Иной характер взаимоотношений между учителем и учащимися заключается в иной организации урока и деятельности на нем, что выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке :приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену смыслами, организация сотрудничества учителя и учеников, доброжелательность в общении, взаимность обратной связи без боязни самовыражения, содействие успешности учащихся в разных видах деятельности, взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.

Убеждена, что необходимо и возможно в начальной школе заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Это возможно благодаря применению современных образовательных технологий, изменению позиции ученика и учителя в ходе учебного процесса, а также изменению функции контроля. Основные методы и способы обучения определяют названия многих образовательных технологий, позволяющих мне реализовать компетентностно-ориентированный подход: технологии свободного выбора, проблемные технологии, исследовательские, технологии саморазвития, групповые технологии, диалогические технологии, игровые.

Постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся. Прежде всего, считаю необходимым развивать у школьников следующие основные личностные характеристики: субъектность в образовательном процессе, мотивация к достижению успеха, принятие ценностных ориентаций, стремление к самоактуализации. Развитию вышеуказанных личностных характеристик способствуют создаваемые мной учебные ситуации на уроке: ситуация успеха, ролевые взаимодействия, ситуация выбора и др. Суть учебной ситуации есть триада “задача-диалог-игра”, т.е. учебный материал вводится в виде задачи, обладающей смысловой значимостью для школьника, содержание и процесс усвоения приобретает форму диалога субъектов (учителя и учащегося), учебная деятельность реализуется как саморазвивающаяся, как игра. Таким образом, анализируя признаки личностно-ориентированной учебной ситуации, становится возможным говорить об успешном ее использовании в компетентностно-ориентированном образовании.

Свою деятельность по организации учебно-воспитательного процесса я строю по алгоритму: создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока, сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока, применение знаний, позволяющий ученику самому выбирать тип, и форму материала, использование проблемных творческих заданий, стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий, оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чем. Тогда модели занятий, система заданий существенно меняются

Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно, и в полной мере, отражает компетентностный подход, спрашиваю себя:

  • на что направлена организованная мною деятельность ученика?
  • значимо ли для учащегося то, что он делает?
  • востребовано ли это в современном обществе?
  • где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта?