Урок–викторина "Физический калейдоскоп"

Разделы: Физика


Тип урока: Урок обобщения и повторения.

Форма проведения: Урок игра-викторина

Технические и программные требования к уроку: компьютер, мультимедиа проектор, викторина, представленная с помощью Microsoft PowerPoint (Приложение).

Цели урока: Обобщить материал тем, пройденных в 8-м классе.

Задачи:

  • повторить основные понятия, физические величины и единицы их измерения, устройства некоторых машин,
  • расширить кругозор, через историю открытий и биографические сведения об ученых.

Дидактическая структура урока

Организационный момент
  • цели урока
  • деление учащихся на группы
  • правила игры
Ход игры Этот этап урока проводится полностью с использованием компьютера и мультимедиа проектора. Игра лучше воспринимается в электронном виде, хотя она может быть проведена с помощью доски.
Наглядность вопросов викторины и ответов на вопросы также являются преимуществом, т.к не нужно затрачивать время на повторение вопросов.
Подведение итогов Подсчет балов, выставление оценок учащимся.

Вид доски

Ученые-физики 100 200 300 400 500
Физические величины 100 200 300 400 500
Единицы измерения 100 200 300 400 500
Машины, устройства приборы 100 200 300 400 500
Физические явления 100 200 300 400 500
Изобретения 100 200 300 400 500

Методика использования компьютера

Компьютер в данном уроке используется, как инструмент для демонстраций и подразумевает использование мультимедиа проектора. Компьютерный класс не требуется. Компьютерные технологии позволяют провести урок с яркими демонстрациями, более оперативно, чем в бумажном варианте или при работе с доской.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент
Приветствие учащихся. Объяснение целей урока.
  • «Урок будет проходить в виде викторины. Правила игры: класс делится на группы и в каждой группе выбирается самый ответственный человек. Вопросы викторины имеют свою ценность от 100 до 500 баллов. Вопросы выбирают группы по очереди, и отвечает один человек из группы. Если одна команда не дает правильный ответ, то на него может ответить другая команда. Ведущий фиксирует баллы на доске. Ответственные в группе фиксируют кто отвечает на вопросы и на сколько баллов. В конце игры баллы подсчитываются»
  • В роли ведущего может выступать учитель или подготовленный ученик.
  • Учитель раздает ребятам жетоны двух цветов, чтобы они поставили оценку уроку.
Учащиеся делятся на не большие по 5-6 человек группы.
ход игры
ведущий делает комментарии по ходу игры, направляет игру, объявляет результаты Первая группа (по жеребьевке), выбирает на игровом поле вопрос и отвечает на него, используя две, три минуты времени.ответ вопроса проверяется с помощью подсказки.
Следующая по очереди группа выбирает вопрос и отвечает на него. Игра идет до последнего вопроса (Если есть затруднения в ответе, то вопрос передается следующей группе, а очки вычитаются)
итоги
Ведущий подводит итоги. Объявляет команду-победителяУчитель выставляет оценку уроку. Отмечает лучшие ответы и выступления с помощью ответственных в группах Рефлексия
Учащиеся оценивают урок, оставляя учителю только жетоны одного цвета, который показывает, понравился или не понравился им урок.

Вопросы и ответы викторины

Ученые-физики

  • 1-100 Немецкий ученый экспериментальным путем вывел закон выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением Георг Ом
  • 1-200 Французский физик и математик, он создал первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений. Ему принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие «электрический ток». Андре Мари Ампер
  • 1-300 Русский физик, академик. Прославился открытием гальванопластики. Построил первый электродвигатель, телеграфный аппарат, печатающий буквы. Якоби Борис Семенович
  • 1-400 Немецкий физик в 1895 году с помощью катодной трубки получил неизвестные Х-лучи (позже названные его именем). Лучи, способные проникать сквозь любые тела и материалы. Вильгельм Рентген
  • 1-500 Первая женщина-профессор, получившая две нобелевские премии по физике и химии. Со своим супругом в 1902 году получили радиоактивное вещество – радий. Мария Складовская-Кюри

Физические величины 

  • 2-100 Единица измерения этой величины - Фаренгейт. Температура. В США и Канаде температуру измеряют в градусах Фаренгейта. Температура таяния льда 32 градуса F, а кипения воды – 212 градусов F.
  • 2-200 Одна из основных физических величин, измеряется амперметром. Назовите безопасные для человека пределы. Сила тока. Для человека безопасной считается сила тока до 1 мА. Сила тока больше 100 мА приводит к серьёзным поражениям организма.
  • 2-300 Величина, показывающая, какую работу совершает поле при перемещении заряда в 1 Кулон из одной точки в другую. Назовите безопасные для человека пределы. Электрическое напряжение.
    Для работы в сыром помещении безопасным считается напряжение до 12 В, в сухом помещении – до 36В.
  • 2-400 Какую физическую величину измеряют в лошадиных силах, как ее найти? Мощность. 1 л.с.=735,5Вт
    Мощность – это работа, совершенная за единицу времени. В электричестве она находится произведением силы тока на напряжение.
  • 2-500 Что такое влажность воздуха? При каких условиях влажность воздуха больше? Количество содержащихся в воздухе водяных паров. Теплый воздух насыщен влагой больше, чем холодный. Когда влажность очень высока, ваша кожа тоже становится влажной, так как в воздухе столько воды , что пот не может испаряться.

Единицы измерения

  • 3-100 Единица длины равная расстоянию от конца вытянутой вверх правой руки до носка левой ноги, она примерно равна 3,25 аршинам. Косая сажень
  • 3-200 Единица измерения массы драгоценных камней – это масса семени одного из видов бобов.1карат
  • 3-300 Внесистемная единица измерения энергии и количества теплоты, равная 4,2 Дж. Это энергия необходимая для нагревания 1 г воды на 1 градус Цельсия. Калория
  • 3-400 Эталоном этой единицы с 1984 года является платиново-иридиевый цилиндр, хранящийся в Международной палате мер и весов близ Парижа.1кг
  • 3-500 Эталоном этой единицы с 1967 года является время равное 9 192 631 770 периодам излучения изотопа атома цезия-133.1 секунда

Машины, устройства, приборы

  • 4-100 Прибор, которым измеряют одновременно силу тока, напряжение и время. счетчик электроэнергии
  • 4-200 Слишком сильный электрический ток повреждает приборы, проходя через них. Какие устройства прерывают подачу тока, когда его напряжение становится слишком высоким? предохранители
  • 4-300 Что такое электродвигатель? Рассказать об устройстве и принципе его действия.
  • 4-400 Известный итальянский физик подробно ознакомился с трактатом Гальвани «Об электрической силе в мускулах». Это натолкнуло его на идею создания источника тока. Он брал две монеты, обязательно из разных металлов, и клал их себе в рот – одну на язык , другую под язык. Когда он соединял монеты проволокой, то чувствовал солоноватый вкус. Из опытов, проведенных раньше, он знал, что такой вкус вызывается электричеством. Кто этот физик? Как называется его изобретение? Александро Вольта вольтов столб
  • 4-500 Одним из крупнейших исследователей электричества был Бенджамин Франклин. В 40 лет он увлекся электричеством. В 1752 году он запустил воздушного змея с металлической пластиной в грозовую тучу. Когда молния ударила в пластину, из неё посыпались искры. Опыт помог Франклину доказать, что грозовые тучи имеют статический заряд и что молния – очень мощный разряд. В том же году он изобрёл нужное устройство. Что это? громоотвод

Физические явления

  • 5-100 Какое физическое явление «позволяет» черстветь хлебу? Испарение
  • 5-200 Что такое статическое электричество? Как его получить? Статическое электричество создаётся неподвижными зарядами. Трение подошв вашей обуви о нейлоновый ковер заряжает ваше тело статическим электричеством. И если вы прикоснетесь к какому-либо металлическому предмету, то почувствуете легкий удар, когда искра «перепрыгнет» от вас на металл
  • 5-300 Чем вызывается гром и молния? Гром и молния вызывается статическим электричеством. Мельчайшие кристаллы льда в облаке трутся друг о друга, заряжая облако. В облаке может образоваться настолько мощный заряд, что электроны начнут прыгать между ним и землёй или другим облаком. В результате возникает мощная искра – молния.
  • 5-400 Как образуется роса и иней? Холодный воздух не может сохранять столько же водяных паров, что и теплый воздух, и поэтому пар конденсируется, и образуются капли воды, которые называются росой. Если же температура падает, ниже нуля, капли замерзают и образуется иней.
  • 5-500 Из-за какого явления киты выбрасываются на берег, птицы при перелётах теряют ориентацию? Какова причина этого явления? Магнитные бури – кратковременные изменения магнитного поля Земли. Они происходят в период солнечной активности.

Изобретения

  • 6-100 Изобретение этого физического прибора очень важно, т.к. он измеряет атмосферное давление. Прибор был изобретен в 1643году итальянцем Эванжелисто Торричелли. Это ртутный барометр.
  • 6-200 Это изобретение было сделано в 1656 году голландским физиком Христианом Гюйгенсом. Этим пользуются и сейчас. Конструкция этого прибора основана на колебаниях маятника. Это маятниковые часы.
  • 6-300 К изобретению этого устройства приложили руку : английский ученый Джозеф Сван , американский изобретатель Томас Эдисон, русскии инженер Александр Николаевич Ладыгин Это электрическая лампа.
  • 6-400 Шведский химик Альфред Нобель известен тем, что оставил значительную часть своего состояния на присуждение премий названых Нобелевскими. Их ежегодно вручают людям, внесшим большой вклад в развитие литературы, химии, физики, медицины и укрепления мира во всем мире. В 1865 г. На его фабрике выпускавшей нитроглицерин произошел большой взрыв. После этого он разработал способ безопасного взрыва. Это динамит
  • 6-500 Большой вклад в создание этого устройства сделал Александр Белл. Белл совместно с Томасом Уотсоном сконструировал прибор, состоявший из микрофона и динамика. Первое его использование было в 1876 г. Конечно телефон.