Сценарий вечера, посвященного творчеству нижегородского писателя Александра Алексеевича Сизова "Большая часть души писателя в его творчестве…"

Разделы: Внеклассная работа


…Никогда не прекратится
связь с ним, твоим прошлым,
твоими истоками; и незримая
эта нить от прошлого через тебя,
песчинку в истории, протянется дальше,
к будущим временам.
А.Сизов

Варнавинский берег реки Ветлуги

Цель – знакомство с литературой родного края.

Задачи:

  • создание условий для развития творческих потребностей обучающихся средствами литературы
  • формирование литературно-краеведческих знаний
  • активизация поисковой деятельности.

Актуальность

Литературное образование необходимо, так как это путь к нравственному совершенствованию, к самопознанию. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, неутолимую потребность в нем, развить эстетическое восприятие художественной литературы – вот в чем задача.

Изучение литературы играет важную роль в воспитании школьников и, воссоздавая в их сознании художественную картину жизни русского народа в прошлом и настоящем, формирует их ответственность перед историей, перед человечеством. Основной массив школьной программы составляют произведения русской классики и современной литературы. Вместе с тем, с учетом интересов учащихся, должно быть усилено внимание к изучению литературы родного края.

К. Д. Ушинский писал: «Русский опишет вам в подробности Лондон, Париж, даже Калькутту, но призадумается, если спросить у него, какие города стоят на Оке. В любви к Отечеству мы не хотим изучать то, что любим». Эти слова звучат, как побуждение к изучению той литературы, в которой отражен наш общий мир, земля, в недрах которой зарождаются очищающие светлые истоки нашей Родины.

Информация для учителя (организатора)

Александр Алексеевич Сизов родился 16 сентября 1949 года в д. Ляпуново Варнавинского р-на, Нижегородской области.

В 1963 году районная газета «Новый путь» напечатала первое стихотворение будущего писателя, учащегося Варнавинской школы Александра Сизова, а через 3 года Саша приглашается в штат газеты. В 1967 году он поступает на очное отделение литературного института им. Горького в Москве.

Период жизни и учебы в Москве был знаменательным для Сизова не только получением диплома профессионального литератора и появлением первых публикаций в большой печати, но и приобретением навыков самостоятельной жизни, тесных знакомств с людьми из литературной среды. Уже в пору учебы в институте большое литературное будущее Александру Сизову пророчат известные поэты Лев Ошанин, Владимир Солодухин, классики современной литературы Василий Белов, Виктор Астафьев.

Самым важным приобретением в московской учебной жизни было знакомство Сизова, впоследствии переросшее в дружбу, с российским поэтом Николаем Рубцовым.

После окончания литинститута, будучи уже семейным человеком, отцом, Александр Сизов надевает армейскую форму и отдает свой солдатский долг Родине. Демобилизуясь, уезжает в Сургут, добывать нефть, чтобы поправить материальное положение семьи. Через два года возвращается в родную область.

Более двадцати лет проработал Сизов в нескольких нижегородских газетах, одновременно поддерживая связь с «большой литературой». Варнавинский писатель оправдал предсказания известных литераторов. Его книги повестей, рассказов, очерков, выпущенные Волго-Вятским книжным издательством, в том числе наиболее известные – «Студеное водополье», «Девочка на качелях», «Самая долгая дорога», разошлись не только в Нижегородской области, но и по всей России.

Смерть настигла его неожиданно (инсульт), в возрасте 47 лет, на пороге нового творческого взлета – роман Александра Сизова «Версия Нострадамуса, или Убийство в сезон мутаций» стал литературной сенсацией 1997 года. (8)

Александр Сизов 

Ход мероприятия

Чтец.

Так случилось: меня по заветным дорожкам
Вынес конь белогривый к ночному костру.
Так случилось: печёную ем я картошку,
Рядом детство со мной на чумазом пиру.
А по пойме за речкой звенят коростели,
И летучая мышь атакует коня,
И, качая дроздов, машут ветками ели,
Манят в милое хвойное детство меня.
Я иду – в речке крякает утка-ныруха,
Шелушится в траве рыболовная снасть,
И, как в детстве, опять тонко точит над ухом
Комариное племя стозвонную пасть.
Я босой, как мальчишка, и вновь атакую
И пугаю уснувшую в травах зарю…
Как чувствительный парень, я лишь затоскую,
Как поэт, я без детства умру. (7)

Ведущий 1. Деревня, русская природа, простые люди с их горестями и радостями… Мир детства – целебный источник на всю жизнь. Таковы истоки творчества Сизова.

Ведущий 2. Сизов Александр Алексеевич – русский поэт, писатель, журналист. Член Союза писателей России. Родился в деревне Ляпуново Варнавинского района Горьковской (ныне Нижегородской) области.

Ведущий 1. Писатель и друг А. Высоцкий говорил: «…талант его был отприродный, натура цельная, характер сложившийся. В закваске его – незатейливый быт, раннее приобщение к крестьянскому труду, близость к природе (да еще какой! Ветлужской!!.) (7)

Ведущий 2. Сам Сизов говорил так: «Наверное, нельзя было не писать стихи, созерцая всю эту красоту, и я со школьной скамьи писал их километрами, по несколько штук в день…»

Ведущий 1. А в прозе у него – и очерки, и рассказы, и повести, и новеллы, и роман. Вот как он сам определяет свое отношение к прозе: «Ведь и проза несет немалый заряд поэзии. Иногда больший, чем иные стихи. …проза это не только «вздохи на скамейке»… но и черный хлеб жизни, и художник должен быть смелым, высказывая свое отношение к этой жизни.

Ведущий 2. Самоанализ, попытка разобраться в самом себе: кто я? зачем я? Эти вопросы волнуют писателя Сизова. В рассказе «Три покосева» через косьбу А. Сизов показывает три характера, троих людей: мать, отца и себя самого…

Ведущий 1. Вот он пишет о матери: «В покосеве – вся натура матери: в любой работе – надо ли, не надо ли – всегда быть не хуже людей». Вот – об отце: «Ведет свое куцеватое покосево ровно, аккуратно, работает как парикмахер, как бы художничает!» О себе, конечно, самокритично: «Мое покосево – еще и яркий пример бесхарактерности. То так, то эдак идет, то прямо, то вдруг заваливается…»

Ведущий 2. К родной земле, своим родителям на протяжении всей жизни Александр Сизов испытывал чувство глубокой благодарности.

Чтение стихотворения А. Сизова «Три рубля».

Чтец.

Простились с матушкой, обнялись
Ничьей печали не деля.
Она, как будто бы стесняясь,
Мне протянула три рубля.
Последние, они дороже,
Они всегда лежат со мной.
Я эти три на сто помножу –
Неравнозначно всё равно.
Не брать их горько и недужно,
Как будто бы огонь беру,
Но брать их нужно, очень нужно
И нужно где-то быть к утру.
Не одинаково даётся
Всё одинаковое нам,
Её больное сердце бьётся,
Вдруг разорвётся пополам.
Чего я вспомню, с чем приеду,
Какая выпадет слеза,
Какого золота монету
Я положу ей на глаза.
Куплю какое покрывало
Её последний путь стеля?
Всё будет мало, слишком мало
Вернуть ей эти три рубля.

Церковь в п. Варнавино

Ведущий 1. Огромный бородатый и добродушный Александр Сизов внешне был похож на древнерусского витязя. Тем не менее это был очень современный, эрудированный, немного ироничный человек могучего жизнелюбия, природного таланта и оптимизма.

В своем творчестве всерьёз, не суетливо он размышлял о смысле жизни.

Ведущий 2. Одна из главных тем творчества Сизова – память прошлого. Ей посвящены самые вдохновенные из рассказов, написанных им – «Три покосева», «Калиновая вода», «Привязиха», «Красный день» и др.

Выступление творческой группы. Инсценировка эпизода из рассказа «Красный день».

Егор Иванович (пьёт таблетку).

Варвара Федоровна. Что, али опять схватило?

Егор Иванович. Опять, мать. Уж не знаю, собираться ли в контору-то. Что, как не отпустит?

Варвара Федоровна. Ну да! Чай, отпустит. Сбирайся, сбирайся раз велят, дак! Говорят, суприз там какой-то будут подносит. Может, насчет пенсий. Уж больно малу кроху дали. За то, что дубил весь век, здоровье гробил.

Егор Иванович. Так во что одеваться-то?

Варвара Федоровна. А Иван из Дзержинска белую шелковую рубаху прислал недавно и черные туфли.

Егор Иванович. Режь – не одену. Это на старость лет да в штиблеты вырядиться, людей смешить! Жизнь в сапогах проходил, сапоги не сыму, слава богу сапоги хорошие, как барин идешь.

Варвара Федоровна (достает из сундука рубаху, фуражку, вздыхает). Хоть бы раз на нарядного мужика посмотреть. (Достает свою кофту).

Егор Иванович. А кофту-то зачем?

Варвара Федоровна. Я тоже наряжусь, не одному тебе ряженому сидеть, все же шофер придет, чужой человек.

Стук в дверь. Входит шофер.

Варвара Федоровна. Вы, хоть, Боря, моего-то оказия назад привезите, а то не дойдет.

Боря. Привезем, привезем, тетка Варвара.

На обратном пути Егор Иванович Ведров умер.

Ведущий 1. Восторгом переполняла душу писателя родная природа.

Выразительное чтение отрывка из рассказа «Три покосева».

Чтец. Луг детства – жаркий, цветной сон. Беззвучно, как в немом кино, качаются передо мною высокие и горячие травы. Пылит жесткими метелками ежа сборная; встает над лугом мощная тимофеевка, тяжелые батончики которой, отягченные росой и цветом, кажется, вызванивают; зелеными шарами перекатываются по лугу заросли метлицы, полевицы белой, костра безостого – всё сплелось, задернилось, трудно отделить один злак от другого – все вместе, все – трава.

Ведущий 2. С особой любовью говорит Сизов о родной деревне.

Чтение отрывка из рассказа «Калиновая вода».

Чтец. И вот весна, и я иду по синему бездорожью, и вдали, в ожерелье чистых, будто промытых, ельников, встает моя деревенька – несколько серых, уже подсушенных солнцем изб. Денек был пасмурный, но тихий и теплый – славный… Ельники пронзительно зеленели на фоне белых простыней тающего снега. Росла на меже верба, приневестилась она сейчас, распушилась белыми комочками. И была вся она, до вершинки, сплошь, как яблоками, усыпана птицами с коричневыми грудками. Зяблики. Они свистели так громко, что их мелодичные посвисты сливались в гвалт.

Ведущий 1. Своеобразною мерою человеческой цельности и человеческой значимости остается для А. Сизова мир детства – «жаркий цветной сон».

Инсценировка эпизода из рассказа «Девочка на качелях».

Девочка Клаша и рассказчик. Смотрят, как клест и клестиха дерутся.

Клаша. Чего они?

Автор. Из-за какой-нибудь вкусной шишки.

Клаша. Так шишек много!

Автор. Где-то тут у них должно быть гнездо.

Клаша. Гнездо-о? Зимой! Так я и поверила!

Автор. А слышишь?.. Они птенцов всю зиму выводят.

Клаша. А им не холодно?

Автор. Наверное, нет.

Клаша. А на севере есть клесты?

Автор. Есть.

Клаша. И там им не холодно?

Автор. Если водятся, значит, не холодно.

Клаша. Да-а!.. А бабушка говорит: «Холодно».

Автор. Откуда бабушка знает?

Клаша. Ма-амка там.

Автор. Ты скучаешь по ней?

Клаша (вздохнула). Бабушка сказала,… сказала, за па-апкой, вот! Найдет мне папку и приедет.

Автор. А ты хочешь папку?

Клаша (сильно замотала головой). Я с тобой хочу… Возьми меня с собой.

Автор. Нельзя… Клашенька… Я тебе письмо напишу. Пойдем домой. видишь, темнеет.

(Размышляет). Дети – чуткие зверюшки, и Клаша сейчас угадала, что я, возможно, обманываю ее… (4)

Ведущий 2. В поэтических образах олицетворился мир природы в легенде о большой любви и низком вероломстве «Шалуха». (Лесная сказка о Ляле-разбойнике и его кладах, о лесной девке Шалухе, прекрасной княгине, молодом атамане Бархотке).

Ведущий 1. О драматичных судьбах забитых суеверием людей рассказывает повесть «Лесная скрытня», написанная на документальном материале. Только сильнее догм и фанатических учений, стремление человека к жизни, к радости. И в этом торжестве живой жизни мы узнаем знакомую нам по рассказам писателя излюбленную мысль его: «Благословленна земля, на которой цветет калина и журчит вода. Всем телом, всем существом своим я чувствую ее силу, ее власть…»

Монолог Фаины из повести «Лесная скрытня».

Фаина. …солнышко так играет!.. Ветерок ласково гладит щеки, птицы поют… Цветы головками кивают – веселись с нами! Ранняя пчелка ткнулась в волосы, пригретая солнышком. Жить-то, жить как хочется!.. Свистят, звонко свистят в лесу птицы. Весна, пора любви пришла все-таки, стараются. Хорошо-то как, хорошо! Неужели теперь так будет? Всегда… (5)

Ведущий 2. Важным историко-литературным документом являются воспоминания А. Сизова об известном поэте Николае Рубцове, товарище по Литинституту.

Ведущий 1. По приглашению А. Сизова поэт посетил Нижегородскую землю. Приехал он в поселок Варнавино (родина А. Сизова), расположенный на высоком берегу Ветлуги-реки. Это – край изумительной красоты с богатой историей. В 1464 году сюда пришел из Великого Устюга инок Варнава и положил начало заселению пустынного места. Много позже, когда до Москвы дошли слухи о чудесах при гробе давно усопшего старца, Варнава Ветлужский, чудотворец, пополнил список русских святых. Бывали в этих местах Салтыков-Щедрин, Мельников-Печерский, Короленко, Пришвин… (9)

Ведущий 2. По мотивам ветлужских преданий Рубцов написал «Лесную сказку».

Ведущий 1. Сизов вспоминал: «Вместе мы совершили поездку по Ветлуге в д. Нижник и далее пешеходное путешествие в д. Ляленку, где поселились у старушки». Она рассказала друзьям лесную сказку о разбойнике Ляле. «Коля загорелся сразу: «Я напишу об этом, обещаю тебе, Саша. Только по-своему». (6)

Ведущий 2.

Мне о том рассказали сосны.
По лесам в окрестностях Ветлуги,
Где гулял когда-то Ляля грозный,
Сея страх по всей лесной округе.

Сказку довелось прочитать уже после гибели поэта.

Ведущий 1. Сизов растил в себе большого прозаика. Восторженные отзывы получила первая его книга «Студеное водополье». По достоинству оценили читатели книгу очерков «Самая долгая дорога», сборник рассказов «Девочка на качелях», роман «Версия Нострадамуса, или Убийство в сезон мутаций».

Ведущий 2. Писал Сизов об извечной связи человека с прошлым и будущим, с миром людей и природы.

Отрывок из рассказа «Три покосева».

Чтец. А я стоял и отчетливо сознавал, что никогда не сотрутся в памяти эти картины, как никогда не прекратится связь с ним, твоим прошлым, твоими истоками: и незримая эта нить от прошлого через тебя, песчинку в истории, протянется дальше, к будущим временам. И нельзя, никогда нельзя ни оборвать эту нить, ни позабыть о ней хоть на минуту».

Ведущий 1. Читая произведения Сизова, наслаждаешься свежим, самоцветным русским языком. Рассказы полны красок, запахов. Еще больше пленяет его лирика.

Чтец.

Утро чистое, зимнее
Над дорогой замрет,
Бело-розовым инеем
Шаль березе сошьет.
И прозрачное кружево
Разноцветно сверкнет,
Хороводом разбуженным
Птичья стая вспорхнет,
И затихнет под крышами
Деревенских домов…
Лишь движеньем неслышимым
Вьются петли дымков.
Над деревнею-сказкою
Заворожена быль,
И чарующе-ласково
Сыплет снежная пыль.

Ведущий 2. О стихах одобрительно отзывались Лев Ошанин, Владимир Солодухин, Николай Рубцов.

Незаурядное дарование прозаика Сизова было отмечено классиками современной литературы В. Липатовым, В. Астафьевым. (2)

Ведущий 1. Большая часть души писателя в его творчестве. Прочтите А.Сизова, чтобы ощутить, как прекрасна жизнь и бессмертна Россия.

Чтение отрывка из стихотворения А. Сизова «Россия».

Чтец.

Россия!
Светлая невесточка!
В венце из лютиков и верб.
Подай, подай, родная, весточку,
Что ты была и есть теперь.
Единственно необходимая,
Комком застрявшая в груди,
До слез и судорог любимая,
Законная – не уходи! (1)

Использованная литература

  1. Дзержинск литературный. Литературный сборник. Составители: Волков А. А., Потапова А. В. Н. Новгород, изд. «Арабеск», 2003 г.
  2. Ибрагимова З. Н. Земля Александра Сизова. М.: Молодая гвардия, 1983 г.
  3. Писатели-горьковчане. Литературные портреты. Составитель Иорданский А. М. Горький, Волго-Вятское кн. изд-во, 1976.
  4. Сизов А. А. Девочка на качелях: повесть и рассказы. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988 г.
  5. Сизов А. А. Студеное водополье. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981 г.
  6. Сизов А. А. Самая долгая дорога. Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991 г.
  7. Сизовские чтения. Доклады. Сообщения. Стихотворения А. Сизова. Составители: Потапова А. В., Першин С. А. Н. Новгород, изд. «Арабеск», 2002 г.
  8. Суворов В. Он всегда был оптимистом. Новый путь № 94 – 97, 1999 г.
  9. Шеприн А. Александр Сизов и Рубцов Николай (по страницам периодической печати. 1968 – 1996). Аннотированный библиографический указатель.