Образ человека в художественной культуре эпохи Просвещения

Разделы: МХК и ИЗО


Оканчивался XVII век, и сквозь вечереющий сумрак его уже прогладывал век дивный, мощный, деятельный XVIII век.
А. Герцен

Цель: познакомить учащихся с ведущими стилями эпохи Просвещения и показать, как на их фоне формировался образ человека.

Культура Просвещения формировалась в эпоху заката абсолютистских режимов, когда на арену истории вышел капитализм. В силу особенностей исторического развития в каждой отдельной стране Просвещение выдвигало на первый план и решало разные задачи:

  • в Англии - закрепить экономические и социальные завоевания революции 1688 года;
  • Германии предстояло осознать себя, как нацию;
  • во Франции - просветить французские головы для приближающейся революции;
  • отсталой России - порвать средневековые путы и гигантским напряжением сил "прорубить окно" в Европу.

Для целостного восприятия этой эпохи в разных европейских странах, ребята приготовили презентации, в которых будут названы те, кто жил и создавал свои произведения, решая, каждый по-своему, задачи Просвещения. (Перед презентацией учитель просит учеников начертить в своих тетрадях таблицу).

Страна Изо Музыка Литература Театр, философия
Англия +   + +
Германия   + +  
Франция +   + + +
Россия + + + +

Во время презентации ученики заполняют таблицу, в которой (+) отмечается в данной стране преобладающий вид искусства.

Приложение 1 (презентации).

После просмотра презентации учитель просит учеников прочитать диалог 2-х персонажей из комедии Бомарше "Севильский цирюльник".

Розина: Вечно вы браните наш бедный век!

Бартоло: Прошу простить мою дерзость, но что он нам дал такого, за что мы могли бы его восхвалять? Всякого рода глупости: вольномыслие, всемирное тяготение, электричество, веротерпимость, оспопрививание, хину, энциклопедию и мещанские драмы.

  • Так какими же проблемами характеризуется этот век? (ответы учащихся). Действительно, герой комедии перечислил социальные, политические, философские проблемы, о которых говорили люди высокой образованности и полуграмотные подмастерья.

Проблема: Дидро сказал: "Каждого человека формирует его век". Что он имел в виду?

Для того. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к произведениям искусства, где главной фигурой будет человек.

В XVIII веке центром духовной жизни Европы становиться Франция. В первые десятилетия этого века в искусстве зарождается стиль рококо. Рококо - это стиль I половины XVIII века, для которого характерен уход от жизни в мир фантазий. Основные черты: праздность, чувствительность, галантность.

Рисунок № 1
А. Ватто. "Затруднительное предложение"

- Что привлекает ваше внимание на этой картине? (Ответы учащихся: на картине появляется пейзаж. Это очень напоминает театр, где герои разыгрывают сценку, но они не произносят слова вслух, а ведут "безмолвный диалог": взглядом, жестом, поворотом головы. Нужно отметить и краски, которые использует художник для создания этой картины. Цветовые акценты сообщают действию особое напряжение, заставляют зрителя понять, что радость мгновенна, а герои живут иллюзиями).

Против стиля рококо выступает Дидро "фантазии и прихоти горсти богах людей, скучающих, праздных, вкус которых так же испорчен, как и их нравы". Сторонники Дидро требовали от художников, скульпторов искусства, которое бы правдиво отражало жизнь, не боялось обыденности, помогало человеку в разрешении важнейших жизненных задач. Выдающимся завоеванием искусства XVIII века является формирование просветительского реализма как метода, несшего в себе все черты просветительства. Для него характерен правдивый показ жизни, где главные герои - люди третьего сословия, изображаемые в повседневной деятельности и семейном быту. Мотивы повседневности оказались в центре внимания художника Ж.Б. Шардена.

Рисунок № 2
Ж.Б. Шарден. "Прачка"

- В каком жанре написана эта картина? (ответы учащихся: "бытовом").

- Какова идея картины? (ответы учащихся: воспевание поэзии труда).

- Как относится художник к своим героям? (ответы учащихся: с любовью, он противопоставляет своих героев праздности и распущенности аристократов).

Однако во II половине XVIII века, когда от искусства требовали, чтобы оно стало, по выражению Дидро, "школой нравов, немым оратором, наставляющим нас в добродетелях и возвышенных поступках", работы Шардена уже не во всех отношениях удовлетворяли критику. Теперь стали пользоваться успехом те художники, в чьём творчестве проступали дидактич6еские черты.

В рамках идеологии Просвещения в искусстве II половины XVIII века возникло художественное направление - сентиментализм. Сентименталисты считали, что главное для человека - это чувства, а не разум. Нередко героями их произведений становились представители третьего сословия.

В живописи сентиментализма корифеем был Жан Батист Грез. Он использовал искусство как средство нравственного воспитания человека.

Рисунок № 3
Ж.Б. Грез. "Паралитик"

- Что мы видим на картине? (ответы учащихся: Вокруг больного человека собралась вся его семья. Обстановка и одежда говорит о бедности этих людей).

- Что мы "читаем" в их лицах? (ответы учащихся: родственники больного хотят ему помочь, художник уделяет каждому персонажу отдельное внимание).

Картины Ж.Б. Греза обязательно имеют назидание. Не случайно Дидро сказал: "Грез первый догадался сделать искусство нравственным".

Но картины Греза имели лишь временный успех. Чем ближе надвигался момент вступления буржуазии в период классовых боев, тем менее могли удовлетворить сентиментальные картины Греза с их тематикой, ограниченной вопросами семейной жизни.

Высокий накал общественной борьбы, рост гражданского самосознания порождали интерес к античной героине; крепнущие ростки классицизма предвещали становление новых художественных идеалов.

Классицизм с 70-х годов XVIII века становится ведущим не только в архитектуре, но и в живописи и скульптуре.

Рисунок № 4
Ж.А. Гудон. "Вольтер"

Перед нами француз, имя которого Вольтер.

Глядя на эту скульптуру, что вы можете рассказать о нём? (Ответы учащихся: Вольтер сидит в кресле так, что как будто хочет встать. Одежда как у античного мыслителя).

- О чем это говорит? (Ответы учащихся: о связи XVIII века с античностью. Портрет конкретного человека превратился у скульптура в идеальный образ мыслителя - мудреца, вобравшего в себя и знание современной жизни, и опыт древности).

- По каким правилам создана скульптура? (Ответы учащихся: по правилам классицизма).

Учитель предлагает проверить заполненную в начале урока таблицу, тем самым он проверяет внимательный просмотр презентаций и самостоятельную работу учеников. Делается вывод: не во всех перечисленных странах равномерно развивались виды искусства. Далее озвучивается вновь проблема урока: "Каждого человека формирует его век". Что имел в виду Дидро? Ответы учащихся: В 18 век утверждается новое отношение к человеку, формируются новые нравственные ценности, во всех областях жизни идёт преобразование на основе рациональных идей, человек оказывается способным к созидательной деятельности, как ни какое поколение на земле до него. Изменился внешний облик человека, его поведение, манеры общения.

Домашнее задание: Придумайте эмблему XVIII века. Впишите в неё слова, которые бы соответствовали этому времени.