Урок-обобщение "Что мы знаем об именах существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Обобщить и систематизировать знания о существительном, как части речи.
  2. Работать над развитием речи, творческим воображением.
  3. Учить бережному отношению к своему здоровью, познакомить с профилактикой простудных заболеваний, гриппа.

Оборудование: словарь Ожегова, иллюстрации фруктов, овощей, карточки для игры, карточки с пословицами о здоровье.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Начинаем мы опять
Читать, писать и рассуждать!

Примечание: Рефлексия “Моё настроение”.

У учащихся индивидуальные карточки с рисунками: солнышко – радостное настроение; облако – спокойное настроение; грустное – тучка с капельками дождя. Учащимся предлагается показать карточку с настроением.

II. Каллиграфическая минутка: индивидуальная работа учащихся.

(Прописывают слова гриб – грипп)

Гриб – грипп

- что интересного заметили в словах?

- чем они отличаются?

- когда употребляем в речи слово гриб?

- когда грипп?

- где можно узнать о более точном значении этих слов? (Работа со словарём Ожегова)

Физ.минутка “Звуковая гимнастика” (М).

III. Словарная работа:

  1. Какие фрукты, овощи, ягоды нужно употреблять в пищу, чтобы не заболеть простудными заболеваниями, гриппом? (Показ фруктов, овощей, ягод с помощью мультимедиапроектора)
  2. Внимательно послушайте словосочетание, постарайтесь запомнить их: (Спелая малина, кислый лимон, сладкий апельсин, румяное яблоко, красная ягода, ароматный абрикос)
  3. Запишите по памяти только словарные слова (малина, лимон, апельсин, яблоко, ягода, абрикос).
  4. Дети составляют предложения с данными словами. Записывают предложение под диктовку: Кислый лимон и сладкий апельсин спасают зимой от гриппа.

Выделяют орфограммы. (Зажигаем огоньки)

Что объединяет все записанные слова? (Словарные, обозначают предмет, отвечают на вопросы кто, что?, неодушевленные; существительные)

IV. Сообщение темы урока:

- Кто догадался, о чём пойдет речь на уроке? (Обобщим знания о существительном, поговорим о профилактике заболевания гриппом)

Физкультминутка “Фигуры”, “Лабиринт”.

V. Обобщение знаний о существительном. Игра “Ты – мне, я – тебе”.

(Красные карточки – вопросы, синие – ответы, карточки раздаются детям)

1. Имя существительное – часть речи, которая отвечает… и обозначает…

2. На вопрос кто? Отвечают имена существительные …, а на вопрос что?…

3. Имена существительные бывают … .

4. Имена существительные изменяются по … .

После каждого правильного ответа появляется часть пословицы.

Примечание: Пословица закрыта.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Что помогает нам быть здоровым и сильным?

VI. Работа со стихотворением:

Прочитайте стихотворение:

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю зарядку!

Учащиеся выполняют задания по выбору:

1. Прочитать, списать, подчеркнуть имена существительные.

2. Выписать имена существительные, поставив их в начальную форму, определить род.

3. Подобрать существительные, озаглавить текст:

В выходной … наш дружный … отправился в зимний… Мы катались на … и на … . Всем … было весело.

Записать 5 существительных на тему “Здоровье”, разобрать 1 существительное, как часть речи.

Проверка заданий с помощью мультимедиапроектора.

Физ.минутка “Зарядка”, “Точка”.

VII. Работа в творческих группах.

Составить мини – рассказ на тему “Здоровье” с опорой на ключевые слова:

Зарядка, болезнь, грипп, лето, река, закаливание, фрукты, овощи, спорт.

I группа: найти в своем рассказе существительные мн.ч.

II группа: найти в своем рассказе существительные ед.ч.

VIII. Обобщение.

Что повторяли на уроке?

Какие полезные сведения получили?

Какие задания показались самыми трудными, интересными? (Рефлексия “Настроение”)

IX. Итог урока. Домашнее задание (по выбору).

1. Cтраница 54, упражнение № 6.

2. Записать 5 существительных в единственном числе и 5 существительных во множественном числе; любое существительное разобрать как часть речи.