Проект "Дороги, котрые мы выбираем"

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальность:

По данным Минздрава России количество потребителей наркотиков в последние 2-3 года составило 500 тыс. человек. По мнению экспертов, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает этот показатель в 8-10 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз, а ненаркотическими психоактивными веществами – в 11 раз чаще, чем взрослые. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14 лет среди мальчиков и 14,5 лет среди девочек. За 3 года число детей, больных наркоманией, увеличилось в 19 раз.
Вот почему одной из задач современной российской школы является воспитание антинаркотической устойчивости учащихся. Проект «Дороги, которые мы выбираем» помогает нашему педагогическому коллективу вести антинаркотическую первичную профилактику.

Цель проекта: создать в лицее среду, способствующую формированию потребности в здоровом образе жизни.

Задачи проекта:

  • изучить причины приобщения учащихся к употреблению сигарет, алкоголя, наркотиков, вызывающие снижение показателей здоровья молодёжи;
  • подготовить группу волонтёров по пропаганде здорового образа жизни из числа старшеклассников, членов детской организации «Школьноград»;
  • вовлечь наибольшее количество учащихся в деятельность по реализации проекта «Дороги, которые мы выбираем».

Сроки реализации проекта:

Продолжительность проекта «Дороги, которые мы выбираем» 1 год.

Целевые группы:

Учащиеся лицея, родители обучающихся в лицее и педагоги учреждения.

Сотрудничество:

  • Отдел молодёжной политики администрации города
  • Комиссия по делам несовершеннолетних администрации города
  • Муниципальное учреждение здравоохранения «ЦГБ»
  • Городская служба наркоконтроля
  • Муниципальная консультативная служба «Доверие»
  • Детская телестудия «Исток»
  • Городская газета «Наш вестник»

Ожидаемые результаты проекта:

  • снижение преступлений, правонарушений и риска приобщения учащихся лицея к употреблению наркотиков;
  • вовлечение возможно большего количества лицеистов в активную общественную жизнь;
  • увеличение числа публикаций о деятельности лицея по профилактике правонарушений и пропаганде здорового образа жизни через СМ

Механизм реализации проекта. <Приложение 1>

Проект включает в себя несколько блоков.

1 блок – творческий «Здоровью – да!»

Творческий блок «Здоровью – да!» предусматривает проведение специальных мероприятий для руководителей и педагогических работников с целью обучения их современным технологиям, формам и методам психопрофилактической работы. В рамках данного блока планируется проведение тематических родительских собраний по вопросам семейной профилактики отклоняющегося поведения подростков

2 блок – «Мы вместе!»

Целью данного блока является привлечение старшеклассников, членов детской организации «Школьноград» для работы по пропаганде ЗОЖ. Ребята внутри своего учебного заведения будут участвовать в проведении профилактических недель в качестве лекторов в младших классах.. <Приложение 2>

3 блок – «Спорт и здоровый образ жизни»

Целью действия данного блока станет пропаганда здорового образа жизни среди учащихся и престижность занятий спортом от ровесника к ровеснику. Участники блока: юные любители спорта и спортивных танцев.

4 блок – «Профилактические недели»

Данные блок предусматривает проведение в лицее специальных профилактических недель, в том числе:

  • профилактики употребления сигарет
  • профилактики употребления наркотиков <Приложение 3>
  • профилактики употребления алкоголя
  • пропаганды здорового образа жизни

5 блок – «Наглядная агитация»

Основой блока являются конкурсы среди учащихся лицея на лучший рекламный плакат, буклет, листовку о здоровом образе жизни. Целью данного блока является профилактика вредных привычек методом наглядной агитации как в лицее, так и в микрорайоне школы.
В течение всего проекта предусматривается тесное сотрудничество со средствами массовой информации: освещение хода реализации проекта и публикации по проблемам профилактики вредных привычек.

Результативность проекта.

1. Анализ результативности проводимых мероприятий в ходе проекта осуществляется с помощью опроса учащихся и родителей. Результаты опросов показывают, что о вреде употребления табака, алкоголя и наркотиков знают все учащиеся и родители. В тоже время, склонность к употреблению сигарет, алкоголя с возрастом повышается, в том числе:

  • к употреблению сигарет возрастает на 31% от 5 до 11 класса;
  • к употреблению спиртного (в том числе и пива) возрастает на 18% от 7 до 11 класса;
  • роста склонности к употреблению наркотиков не отмечено.

Анализ состояния профилактической работы свидетельствует о том, что с 2007 по январь 2008 года

  • в лицее не было учащихся, совершивших преступления;
  • число учащихся, совершивших правонарушения, снизилось с 9 до 4 человек;
  • количество учащихся, состоящих на учёте в ИПДН снизилось с 3 до 1 человека;

Результаты опросов показывают, что дети и взрослые хорошо осведомлены о вреде употребления сигарет, алкоголя, наркотиков (100%). Как наиболее интересной и полезной формой профилактики они считают проведение профилактических недель, спортивных дней здоровья, тренинги «Умей сказать «Нет», просмотр кинофильмов с последующим обсуждением, выпуск собственных плакатов, буклетов, презентаций о вреде психоактивных веществ и возможность высказать свою точку зрения во время работы «Заборчика откровений».

2. Отличительной особенностью реализации проекта стал факт сотрудничества социально-психологической службы и совета детской организации «Школьноград», что привело к увеличению числа старшеклассников, желающих вести профилактическую работу в младших классах. Члены клуба «ЗОЖ» с удовольствием готовят мини-доклады о вреде употребления сигарет, алкоголя, наркотиков. Учащиеся 7-8 классов участвуют в спектаклях по пропаганде здорового образа жизни и распространении листовок в микрорайоне школы. К такой работе по собственной инициативе примкнули даже учащиеся из группы риска.

3. За время реализации проекта увеличилось и число публикаций о профилактической деятельности в лицее. В этом году вышла целая тематическая страничка под общим названием «Дороги, которые мы выбираем».