Урок "Зачем человеку семья"

Разделы: Общепедагогические технологии


Хороший урок - тот, где царит деловая творческая обстановка, где желание школьников размышлять бьет ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, авторами тех или иных теоретических концепций и положений, не боясь попасть впросак. “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью”,- утверждал Л.Н. Толстой.

Порой ученик, не готовый к восприятию того или иного понятия, вдруг начинает чувствовать и понимать общечеловеческие ценности, о которых он услышал на нестандартном занятии в таком необычном “неурочном” звучании. Конечно, этому предшествует и кропотливая работа как учителя - предметника, так и классного руководителя ученического коллектива, в котором общение с умным и красивым словом, доброй и мудрой мыслью становится привычкой, более того – потребностью. Далее следует погружение в творческий процесс с учителем – предметником, у нас – с педагогом-психологом. Вместе с ним ученики познали радость преодоления сложных жизненных ситуаций, построили на уроке свое представление о счастье, свое понятие семьи, поняли, что источником творчества для человека может быть не только талант поэтический, но и талант дружества, братства, крепких семейных уз.

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”
Л.Н.Толстой

Цель: проанализировать и понять значение семьи в жизни человека, сформировать представления детей о роли семьи для всей жизни человека.

Задачи:

  • формирование сознательного отношения в создании семьи;
  • повысить семейную мотивацию.

Тип занятия: урок – диспут.

Оборудование: интерактивная доска, компьютерный класс.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. (Сообщаются цель и задачи занятия)

II. Сообщение учителя:

По инициативе Президента Российской Федерации 2008 год в России объявлен Годом семьи. Обращаясь к народу, глава государства подчеркнул, что проведение в России Года семьи “позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей”.

Семья – круг лиц, связанных между собой правами и обязанностями, вытекающими вследствие регистрации брака.

Семья в современном обществе – особая малая группа.

  • Во-первых, это родственный союз, в основе которого лежит эмоциональное чувство – любовь (супружеская, родительская, сыновняя или дочерняя). Основанные на любви семейные отношения способствуют заботе о самых беззащитных членах общества. Недаром говорят, что гуманизм общества определяется положением в нем слабых – детей и стариков.
  • Во-вторых, в семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения. Вдумайтесь, в конечном счете, все люди на земле – родственники в каком-то поколении. Недавно учеными-генетиками было установлено, что однофамильцы имеют близкий генотип. Это подтверждает их происхождение от общего предка.
  • В-третьих, в семье осуществляется воспитание, т.е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Семейные традиции – источник стабильности и гуманности общества.

III. Круглый стол ( взаимообмен мнениями по данной теме, работа в группах).

1 группа. Что такое семейный долг?

Тесные связи в семье с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определенных нравственных требований. Превращение этих требований в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим и есть нравственный долг.

Долг семьи перед обществом и его будущим состоит в том, что именно семья в, первую очередь, влияет на воспитание детей. Конституция Российской Федерации прямо указывает на то, что “забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей” (ст. 38). Общество в лице государства берет на себя защиту семьи, материнства и детства, а от родителей требует выполнения их семейного долга.

Понятие “семейный долг” не исчерпывается долгом родителей перед обществом и своими детьми. Честь требует возвращения долгов и в прямом, и в переносном значении этого слова. Дети также обязаны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми.

2 группа. Какие обязанности имеют перед семьей мужчина и женщина?

Родители имеют равные права и обязанности в отношении детей. Закон не делает различия между мужчиной и женщиной в определении их гражданского долга заботиться о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном обеспечении, выступать в их защиту во всех учреждениях. В этих правах и обязанностях реализуется долг родителей перед детьми.

3 группа. Счастливы ли Вы в семье?

“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”
Л.Н.Толстой

(Работа с сочинениями – рассуждениями, опережающее домашнее задание)

  1. Что для вас семья?
  2. Вы счастливы в семье?
  3. Чего вам не хватает в семейных отношениях между родителями и детьми?
  4. Какой, на ваш взгляд, должна быть семья?
  5. Как вы считаете, человек может жить совсем без семьи?
  6. Зачем человеку семья?

Итог обсуждения учащимися сочинений: в семье должна быть любовь, взаимоуважение, взаимопомощь, забота, чтоб счастливы были дети.

Обобщение учителя:

Жить в семье – это значит оставаться в некотором роде загадкой друг для друга, неустанно и изобретательно строить взаимоотношения. Ощущать поддержку от любимого человека, ведь мужчина для женщины – опора, в любой ситуации. Рождение детей – это огромное счастье. Чувствовать любовь к своему ребенку, ощущать заботу к себе, ведь это возможно только в семье.

4 группа. Традиции моей семьи (рассказы учащихся о семейных традициях).

IV. Итог урока: чтение обучающимися стихотворений собственного сочинения.

Приложение 1 (Слайдовая презентация)