Урок литературного чтения в 1-м классе "Знакомство с буквой М, м" по обновленному комплекту УМК "Начальная школа XXI века"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

образовательная: познакомить учащихся со звуками [м] и [м?], буквами М, м, показать способ чтения прямого слога, учить читать слова и предложения с изученными буквами.

развивающая: развивать личность ребенка, творческие способности, интерес к учению, логическое мышление, память, речь.

воспитывающая: воспитывать чувство коллективизма, товарищество, любовь к животным, этическое отношение к ближнему, умение сотрудничать в паре.

ХОД УРОКА

І. Организационный этап:

Прозвенел звонок. Начался урок. Он пойдет ребятам впрок!

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

Ребята, у нас сегодня на уроке в гостях ваши воспитатели и учителя начальных классов. Они пришли посмотреть на своих первоклассников. Повернитесь к гостям. Улыбнитесь. Поздоровайтесь. Посмотрите друг на друга, пожелайте друг другу интересного урока.

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

Верно ли, что букв в русском алфавите 53? (Неверно)

А сколько? (33)

Верно ли, что две буквы ъ и ь звуков не имеют? (Верно)

На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)

Какие звуки и буквы мы изучили? (Гласные)

Назовите признаки гласных звуков? (Они поются, длинные, не встречают во рту преград, когда их произносим, образуют слоги)

Назовите гласные звуки, которые произносим после твердых согласных? А, о, у, ы, э. (Индивидуальное чтение)

Назовите главные звуки, которые произносим после мягких согласных? Я, е, ю, и, е. (Индивидуальное чтение)

Приведите примеры согласных звуков? ([р], [м], [л])

Назовите признаки согласных звуков? (Во рту образуется преграда, они не поются, они короткие, они трещат, шумят, рычат, жужжат, не образуют слог)

На какие группы делятся согласные? (Твердые и мягкие)

Игра “Камень и вата”

(Если услышите твердые звуки, то вы стоите как каменные фигуры, если услышите мягкий звук согласных, то вы размягчитесь, как вата)

[р], [л'], [н], [ш], [с'], [п'], [б], [ч'], [з].

А еще на какие группы делятся согласные? (Звонкие, глухие, парные и непарные)

Б В Г Д З Ж
П Ф К Т С Ш

Хором прочитаем парные согласные звуки:

ІV. Постановка цели и задач урока.

Определите, какой звук чаще повторяется?

“Мыла Мила мишку мылом”.
“Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду много пчел”. (Повторяется звук [м])

Звук [м] какой он? (Согласный, непарный, звонкий, голос дрожит)

Назовите тему урока? (Мы познакомимся с согласным звуком [м] и [м?] и буквой М, м)

V. Первичное усвоение новых знаний. (Учебник “Букварь” с. 62)

Откройте учебник Букварь с. 62.

Кого вы видите на рисунке справа? (Мальчика, кроликов)

Чем они занимаются? (Изучают буквы, составляют слова)

Как вы думаете, как зовут мальчика? (Миша)

Кого вы видите слева? (Девочку и кота)

Чем они занимается? (Девочка учит буквы вместе с котом)

Как зовут девочку? (Маша)

Выполните звукобуквенный анализ.

[Мммаша] – звук [м] – он согласный твердый, беру синюю фишку.

[Маааша] – звук [а] – он гласный, беру красную фишку.

[Машшша] – звук [ш] – он согласный твердый, беру синюю фишку.

[Машааа] – звук [а] – он гласный, беру красную фишку.

Заменим гласные звуки буквами в звуковой модели.

Аналогично разбирается слово “Миша”.

Где находится изучаемый звук? (В начале слова)

Звуки [м?] и [м] – обозначаются буквой М, м. (Дети выбирают букву и заменяют звук)

Чем похожи слова? (Заглавной буквой М, в словах по 4 звука, по 4 буквы, по 2 гласных, по 2 слога, 3-й и 4-й звуки одинаковые; имена людей, обозначают одушевленные предметы, отвечают на вопрос “кто?”)

Чем они отличаются? (Отличаются одной буквой гласной “и” и “а” и звуками [м] и [м?])

VІ. Физминутка (звучит музыка).

Топай мишка,
Хлопай мишка,
Приседай со мной братишка
Руки вверх, вперед и вниз
Улыбайся и садись.

в каком слове услышали звук [м?]? (Мишка)

Сделайте вывод:

а) Звук [м] и [м?] – обозначаются одной буквой М, м.

б) На что похожа буква “М”.

Вот качели –
Буква “М”!
Здесь качаться можно всем!

в) Чистоговорки.

Ма - ма - ма - дома я сама.

Му – му – му – молоко кому?

Мо – мо – мо – едим эскимо.

Ми – ми – ми – поем ноту ми.

Мы – мы – мы – прочитали мы.

VІІ. Чтение слогов, слов.

а) Приготовьте пособие “окошечки”.

Вам предстоит назвать буквы, которые будут появляться в правом окошке.

Поставьте в левое окошко букву “М”, а в правое букву “а”.

Читать будем так: Буква “а” читаю твердо “ма” и т .д. Передвигаем правую полоску вверх.

б) В учебнике, в верхней строке прочитайте слоги с твердой согласной [М].

В средней строке прочитайте слоги с мягкой согласной [М?].

В нижней все слоги.

Прочитайте слоги в 3-м столбике, что их объединяет? (C твердой согласной)

А в 4-м столбике? (C мягкой согласной)

VІІІ. Физминутка (гимнастика для глаз).

ІX. Чтение слов на доске.

Прочитайте слова в 1, 2 и 3 столбиках.

Какое родное слова вы прочитали? (Мама)

Что такое ум? (Это способность человека, мыслить, основа сознательной и разумной жизни: “Считать в уме”, “Взяться за ум” - становиться умнее)

А мимо? (Минуя что-нибудь, например: “Пройти мимо магазина”)

Что общего у всех этих слов? (В них есть буква “м”)

Прочитайте слова, в которых 1 слог?

Как вы их узнали? (Сколько гласных – столько и слогов)

А теперь прочитайте слова, в которых 2 слога?

Найдите слово, в котором звуков больше? (Яма - 4 звука, 3 буквы)

Назовите эту букву, которая в начале слова дает 2 звука? (Я)

X. Составление словосочетаний. (Работа с учебником “Букварь” стр.63)

Найдите картинки, а под ними слова в рамочке.

Прочитайте слова и назовите предметы, которые подходят к словам по смыслу.

Назовите словосочетания.

XІ. Работа в паре.

“Найди свою пару”.

Задание:

а) 1 варианту выбрать слова, а 2 варианту выбрать предметные картинки.

б) 1 варианту слева на парте расположить слова в столбик (мой, моя, моё, мои), а 2 варианту нужно подобрать картинки по смыслу.

в) Прочитать получившиеся словосочетания. (Например, мой телефон и т.д.)

XII. Физминутка. (Кто внимательный?)

XІІІ. Чтение слов, предложений. (Букварь с.62-63)

Ребята на доске я записала только 3 столбика, 4-й столбик я не записала.

Найдите его в учебнике на странице 63 внизу под картинками.

Прочитайте самостоятельно.

Что вы прочитали, слова или что-то другое? (Мы прочитали предложения)

Что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль)

Как вы догадались? (Предложение пишется с заглавной буквы)

Что надо сделать в них? (Закончить по смыслу)

Какие предложения у вас получились?

Сколько слов в этом предложении? (Дети считают)

Найдите слова в которых звуков больше, чем букв? (Мое)

XІV. Чтение стихотворения поэта Г. Виеру

Рассмотрите картинку, о ком это стихотворение?

Давайте прочитаем и узнаем.

Чтение учащимися.

О ком стихотворение? (О быке и коте)

Чем они занимаются? (Изучают буквы)

Сколько букв знает бык? Какие? (Му – 2)

Сколько букв знает кот? Какие? (Мяу – 3)

Найди слова с буквой “М”? (Мычит; мы; знаем)

На этой странице много животных?

Как одним словом можно назвать этих животных? (Домашние животные)

Как нужно относиться к животным?

XV. Печатаем букву “М”.

А теперь давайте научимся печатать букву “М”.

Сколько вариантов написания буквы существует? (4 варианта)

Чем письменные отличаются от печатных? (Наклоном)

Рассмотрите буквы в учебнике, какие они? (Печатные)

Слева какая буква? (Заглавная)

А справа? (Строчная)

Они похожи? (Да)

Из скольки элементов состоит печатная буква?

Показ учителем:

Напечатайте слова: УМ, МАМА, ИМЯ.

XVІ. Рефлексия.

С какой буквой мы познакомились? (М, м)

Какие звуки она обозначает ? Где эти знания вам могут пригодиться?

А теперь приготовьте фишки, оцените свою работу на уроке. Поднимите ту фишку, которая соответствует следующим утверждениям:

красная фишка – я доволен своей работой на уроке, мне было интересно, всё понял по теме урока;

зелёная фишка – я доволен своей работой на уроке, мне было интересно, но у меня есть вопросы по теме урока;

синяя фишка – я удовлетворён своей работой, но мне было неинтересно.