Оценочная деятельность учителя на первой ступени обучения

Разделы: Начальная школа


В работе учителя начальных классов главное- это осторожно пользоваться таким тонким инструментом, как оценка.

В соответствии с установленными Министерством образования Российской Федерации требованиями, в первом классе не используется бальная оценка. Такая позиция связана с несколькими причинами:

  • во-первых, первоклассник ещё не понимает значение отметки, как способа оценки его деятельности, потому что не умеет сравнивать свои результаты с эталонными. Именно этим объясняется тот факт, что школьник часто принимает отметку учителя, как отношение к себе (не любит, придирается)
  • во-вторых, введение бальной оценки, которая включает не только хорошую, но и плохую отметку, разрушает ситуацию успеха и положительное отношение школьника к учению.

Поэтому учитель, как дирижёр перед оркестром с помощью оценки- отметки должен построить учебный процесс так, чтобы личные качества каждого учащегося не были унижены, а, наоборот, развивались. В этом большую роль играет эмоциональный настрой на успешность. Начинать оценку нужно с положительных результатов деятельности (а они есть всегда!)

Методика преподавания в начальных классах, опираясь на знания психолого-педагогических особенностей учащихся младшего школьного возраста даёт возможность не выставлять сразу отрицательную отметку, а дать ребёнку возможность достичь намеченной цели, - пусть не сейчас и сразу, а потом и постепенно. Очень важно уметь находить успехи в чём-то даже при наличии отрицательного результата и показать их всему классу и ученику в том числе, что будет способствовать снятию страха перед предметом, поддержке индивидуальности, созданию атмосферы доброжелательности и доверия.

Велика роль не только отметки, а и словесной оценки, причём положительной. Это относится прежде всего к оценке процесса деятельности ученика и отношения его к выполнению учебной задачи. Хочется отметить особую важность оптимистической направленности оценочной деятельности в первый период обучения. Найти достоинства выполненной работы необходимо даже в том случае, если они не велики, поэтому задача учителя искать ту крупицу хорошего, успешного, что есть в деятельности ученика, и на этом строить свою оценку.

Большое значение при этом имеет оценка качества личности школьника, проявившихся в процессе решения конкретной задачи: настойчивости, самостоятельности, старания, внимательности и другого. Это оказывает особое влияние на создание положительного отношения к учению и ориентировки на успех деятельности ребёнка.

Все виды оценочного воздействия будут наиболее эффективны только при соблюдении ряда условий:

а) эмоциональная уравновешенность педагога (в гневе учитель бывает несправедлив);

б) доброжелательный тон в момент оглашения оценки любого уровня (и положительной и отрицательной);

в) понимание душевного состояния ребёнка;

г) преобладание положительных оценок над отрицательными;

д) не наказание оценкой, а побуждение к действию!

В своей педагогической деятельности я всегда стараюсь соблюдать вышеизложенные принципы и никогда не забывать о том, что:

- Любой ребенок - отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля - заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом.

- Ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства у ребенка есть всегда ,- надо уметь их видеть.

- Не скупиться на похвалу.

- Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.

- Всякое повышение требований надо начинать с похвалы, даже авансом.

- Ставить перед ребенком достижимые на данном этапе обучения цели.

- Вместо приказаний просить совета или помощи, как у равного или старшего.

- Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.

- При необходимости наказания не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.

- Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.

Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивания, порицания просто не нужны! Лучше лишний раз сказать своему “шустрику” или “мямлику”: “Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!”,-погладить по голове, приобнять, пожать руку, подмигнуть, просто постоять или посидеть рядом…Свою любовь можно выразить взглядом ,жестом, словом.

“МНОГООБРАЗИЕ СПОСОБОВ СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ “Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ”

Молодец! Умница!

Хорошо! Неподражаемо!

Отлично! Очень ясно.

Уже лучше. Как в сказке!

Удивительно! Талантливо.

Ты одаренный. Великолепно!

Прекрасно! Ярко, образно.

Грандиозно! Красота!

Несравненно. Очень эффектно.

Незабываемо! Прекрасное начало.

Потрясающе. Ты просто чудо.

Остроумно. Здорово!

Экстра-класс. Ух!!!

Поразительно. Ты на верном пути.

Замечательно! Умничка!

Гораздо лучше, чем я ожидала.
Именно этого мы давно ждали.
Сказано здорово - просто и ясно.
Ты сегодня много сделал.
Научи меня делать так же.
Ты ловко это делаешь.
Тут мне без тебя не обойтись.
Я просто счастлива!
Мне очень важна твоя помощь.
Ты мне необходим.
Твои успехи - лучший подарок для меня!

Лучше, чем все, кого я знаю.
Это трогает меня до глубины души.
Еще лучше, чем прежде.
Для меня нет никого красивее тебя.
Ты в этом разобрался.

Это как раз то, что нужно.
Я знала, что тебе это по силам!
Я не смогла бы сделать лучше
Работать с тобой просто радость.
Я тобой горжусь!
Спасибо за работу!

Ты мне нужен именно такой, какой есть.
Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует.
С каждым днем у тебя получается все лучше!
Никто мне не может заменить тебя.
Я горжусь тем, что тебе это удалось”.

Уважаемые коллеги, умудренные опытом и начинающие! Я ни в коем случае не претендую на авторство всех написанных выше строк. Но, согласитесь, в современной взбалмошной жизни нам их так не хватает… А дети (наши с вами воспитанники) порою даже никогда не слышали их! И кто же, как не мы, педагоги, можем и должны использовать это богатство русского языка и добрых человеческих чувств, чтобы не застыла распахнутая душа, не погасли сияющие глаза, а отзывчивое сердце маленького Человека не превратилось в камень, с “выцарапанными” на нем знаниями.

В самом начал е своей педагогической деятельности (а это более двадцати лет назад) мне запали в душу слова: “Достаточно верить в ребенка больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера.”

Я всегда верю в своих учеников!