Разработка урока математики в 6-м классе "Умножение и деление обыкновенных дробей"

Разделы: Математика


Цель урока: закрепление знаний и умений, полученных при изучении данной темы; ликвидация имеющихся пробелов в знаниях.

Задачи.

  • Образовательная: совершенствование навыков выполнения действий с обыкновенными дробями.
  • Развивающая: формирование умений определять тип задач.
  • Воспитательная: формирование волевых качеств; привитие интереса к математике.

 План урока

1. Организационный этап – 2 минуты.
2. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний. Устный   счёт – 10 минут.
3. Повторение:
а) фронтальная работа – 11 минут;
б) индивидуальная работа – 15 минут.
4. Подведение итогов урока; информация о домашнем задании – 2 минуты.

Педагогические технологии: классно-урочная с использованием элементов игровой деятельности.

ХОД УРОКА

1. Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие по стране, название которой «Обыкновенные дроби». Многое узнали об этой стране, многому научились. Задача на сегодня – освежить всё это в памяти. Завтра при изучении темы «Дробные выражения» умения выполнять действия с дробями будут крайне необходимы. Чтобы завтра было легче, сегодня нужно очень хорошо потрудиться. (Сообщается и записывается в тетради тема урока).

2. На уроке каждому ученику предстоит выступить в роли дешифровщика. Для этого необходимо найти секретное послание и ключ к нему. Мы приблизимся к цели, ответив на некоторые вопросы. Иногда бывает важно найти ошибку в предложенном решении. Один из учащихся должен определить, в решении каких заданий допущена ошибка, и в чём она заключается.  (Работает у стола учителя).

Карточки:

1) 4 . 3  =   = 8; 

2) :   =  = 1;

3) :  = ;

4) 1 .     =   = = 1 ;

5)  :  =   =

6)  :  =   = 1 ;

Остальные «отправляются на поиски» вместе со мной. (Подготовленные таблички с заданиями при помощи магнитов размещаются на доске).

Задания: (отвечающий проговаривает правило и ответ)

1)  .                                      2)  :                                  3)  х = 1

4) : 2                                     5)  .                                    6)    от 15

Задачи: (предлагается краткая запись условия; учитель проговаривает текст, ученик определяет тип задачи и предлагает решение).      
1. 40 га – это  поля. Всего ? га
2. Было 27 т картофеля. Вывезли . Осталось ? т.
3. Было 120 т бензина. Израсходовали 30 %. Осталось ? т.
4. Кто может предложить свою задачу на нахождение дроби от числа? (Решаем).
5. Предложите задачу на нахождение числа по его дроби. (Решаем).   
У каждого из вас есть возможность предложить свою задачу. Ваше домашнее задание: придумать и решить две задачи (на оценку «5» – разных типов; на «4» – одного; на «3» – одну любого типа). Проверяем работу нашего «контролёра». Удалось ли найти ошибки? (Ответ обосновывается).

3. Молодцы, ребята, вы успешно пришли к месту, где спрятана шифровка. Чтобы её получить, необходимо выполнить письменно несколько заданий. (Работают в тетрадях).

Задание 1. Из двух предложенных задач 1 вариант решает задачу на нахождение числа по его дроби, а 2 вариант – на нахождение дроби от числа. По одному человеку решают задачу своего варианта на доске, объяснив свой выбор. (Учитель не комментирует правильность). По окончании решения проверяем, все ли правильно определили тип и способ решения задачи. 

Задача 1. Было 150 кг муки. Использовали  части. Сколько килограммов муки осталось?
Задача 2. Прочли 64 страницы, а это  книги. Сколько страниц осталось прочитать?

Задание 2. Вычислить: 1) 1 :  + 3; (ученик решает с объяснением на доске).

2) (3 +   ) . 4; (ученик решает с объяснением на доске).

Выполнившие задание, получают свою часть «шифровки». При необходимости учитель может оказывать помощь. Проверяются ответы. Кто справился с заданием раньше, получает дополнительную карточку. По мере выполнения задания большинством учащихся класса, приступаем к расшифровке. В таблице, расположенной на правой части доски, каждый ищет ответ своего примера, определяет соответствующую ему букву, сообщает учителю номер  примера и полученную букву. Учитель вписывает буквы на ленту с числами от 1 до 31. В итоге получается:

«Сильнее всех – владеющий собой». (Сенека)

4. Учитель: В разных жизненных ситуациях разные люди ведут себя по-разному. Кто-то нервничает, кричит, ссорится, отступает от задуманного. А другой может справиться со своими эмоциями, заставить себя делать то, что нужно. О таком человеке говорят, что он умеет владеть собой. И в этом его сила. Желаю вам быть сильными. Сегодня вы показали, что кое-что умеете делать в этом направлении. Приложив определённые усилия, научились выполнять действия с дробями. Надеюсь, это поможет вам успешно усвоить новую тему. Ваши навыки дешифровщика оцениваю следующим образом: (сообщаются оценки за урок). Напоминаю домашнее задание: придумать и написать условие задачи, выполнить решение. Наиболее интересные задачи будут предложены для решения по карточкам.
– Наш урок окончен. До свидания.

Приложение