Проектная деятельность в социальной работе: образовательная программа "Юный исследователь"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


1. Пояснительная записка

В 2006 – 2007 учебном году ГОУ школа №*** отметила свой юбилей. Социокультурное пространство школы характеризуется следующими факторами. Школа расположена в районе, который имеет богатые традиции и историю. На территории района находится большое количество музеев, памятников, учреждений науки, ВУЗов, что позволяет решать задачи создания единого образовательного пространства, в котором осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социальной жизни.

С 1997 года в школе №*** работает ученическое научно-исследовательское общество (УНО), которое является структурой, органически связанной с жизнедеятельностью школы. Цель УНО – способствовать формированию яркой, творческой, разносторонне развитой личности учащегося.

В 1996 году был открыт музей истории школы. По своему профилю музей – историко-краеведческий с исследовательской, хранительской и учебно-воспитательной функциями. Основная экспозиция рассказывает об истории школы с момента создания по настоящее время.

Программа “Юный исследователь” (далее - Программа) направлена на подготовку учащихся 4, 5, 6 классов к исследовательской деятельности с целью привлечения детей к работе УНО и музея, что позволит не только разнообразить учебную деятельность, но и решить проблему адаптации школьников при переходе на старшую ступень обучения.

Таким образом, Программа является общеразвивающей, имеет исследовательскую ориентацию. Основная проблема, которую призвана решить Программа: социальная адаптация учащихся при переходе на следующую ступень обучения.

Программа “Юный исследователь” разработана в соответствии с Законом РФ “Об образовании”. При подготовке Программы использовались материалы программ, реализуемых в школе:

  • Программа развития школы №*** на 2006–2010 годы;
  • Воспитательная программа школы №***;
  • Программа “Укрепление толерантности и профилактика ксенофобии в среде несовершеннолетних учащихся школы №*** на 2007–2010 годы”.

Особенностью Программы является организация исследовательской деятельности учащихся 4–6 классов – как форма взаимодействия детей разных возрастов, а также как средство социально – педагогического сопровождения школьников при их переходе на следующую ступень обучения.

2. Цели и задачи

Основная цель: Программы – создание условий для социальной адаптации учащихся.

Программа направлена на:

  • социализацию учащихся в условиях культурного пространства Санкт-Петербурга через образование;
  • освоение учащимися положительного социального опыта, выработку ценностных ориентаций;
  • развитие творческого мышления, актуализацию способностей и самореализацию учащихся;
  • формирование общей культуры учащихся, коммуникативных навыков;
  • формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую идею;
  • подготовку к участию в работе УНО и музейной деятельности.

Задачи:

  • предоставить учащимся возможности для самореализации, проявления творческой активности;
  • привитие учащимся навыков самостоятельной работы и самообразования;
  • организовать исследовательскую деятельность учащихся;
  • отработать применение “метода проектов” в социально-педагогической деятельности.

Основой Программы является “метод проектов”. Таким образом, ожидаемыми результатами будут не только достижение поставленных целей и задач, но и создание учащимися проектов.

Задачи социального педагога, руководителя Программы:

1. Создание проблемной ситуации, которая позволяет сформулировать актуальную и интересную учащимся тему для исследования. В данном случае участниками Программы являются 4, 5, 6 классы, которые только готовятся к самостоятельным исследованиям, поэтому соцпедагогом заранее даны общие формулировки тем:

  • 4 класс – “Санкт-Петербург – культурная столица и наш город”
  • 5 класс – “Я – Ученик своей школы”
  • 6 класс – “Я и мои друзья”.

2. Предоставление школьникам возможности для конкретизации темы проекта (подтемы).

3. Организация распределения подтем по группам, распределение ролей и функций в группе (организатор, теоретик, программист, оформитель, докладчик). Наличие ролей подразумевает сотрудничество ребят в проектной группе и взаимодействие между группами и классами.

4. Способствовать проявлению у учащихся поисковой активности в их исследовательской деятельности, когда существует лишь приблизительное представление об ожидаемом результате.

5. Поддержание и поощрение использования учащимися различных направлений поиска информации, различных методов исследования.

6. Консультирование на всех этапах работы.

7. Организация подведения итогов промежуточных этапов работы.

8. Предоставление ребятам возможности для самооценки выполненных проектов и работы над ними.

9. Организация презентации всеми участниками их проектов.

10. Важно отметить, что Программа призвана решать не только образовательные, развивающие задачи, но и воспитательные, социальные:

  • воспитание терпимости к чужому мнению, внимательного, доброжелательного отношения к версиям и суждениям других учащихся;
  • воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы; и т.п.

“Проблема устанавливает цель мысли,
а цель контролирует процесс мышления…”
Е.С.Полат

3. Тематический план

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале ХХ века в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в образовании, разработанными философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.

Социально-педагогическая деятельность направлена, в первую очередь, на сопровождение и поддержку учащихся в образовательном процессе. Именно поэтому использование метода проектов в Программе является актуальным и соответствующим поставленным целям и задачам.

Программа рассчитана на два учебных года (72 часа).

2007–2008 учебный год:

  • подготовка к проектированию;
  • сбор и первичная обработка материала, распределение ролей в проекте;
  • обработка полученного материала.

2008–2009 учебный год:

  • оформление основных блоков проекта;
  • оформление и подготовка к презентации проекта;
  • представление проекта.

Тип проектов (по Программе):

  • по содержанию – комплексные;
  • по уровню интеграции – надпредметные;
  • по продолжительности – долгосрочные (2 года);
  • по количеству участников – групповые (5-6 человек);
  • по способу преобладающей деятельности – творческие, с компонентом исследования.

2007–2008 учебный год

№ п/п

Тема

Кол-во часов

теор.

практ.

всего

1.

Вводное “занятие – знакомство”    

1

2.

Что такое ПРОЕКТ

2

 

2

3.

Темы проектов (обсуждение тем):

4 класс – “Санкт-Петербург – культурная столица и наш город”

5 класс – “Я – Ученик своей школы”

6 класс – “Я и мои друзья”

1

1

2

4.

Умение видеть проблему и пути ее решения. Конкретизация тем проектов.

1

2

3

5.

Источники информации.

1

2

3

6.

Планирование и организация коллективной работы. Распределение ролей в группах.

1

3

4

7.

Строим отношения. Ответственность личности за коллектив и за свою работу.  

2

2

8.

Основные принципы и правила работы с полученной информацией. Музейная деятельность.

1

2

3

Индивидуальные и групповые консультации

   

16

Итого часов:

     

2008–2009 учебный год

№ п/п

Тема

Кол-во часов

теор.

практ.

всего

1.

Обсуждение и обработка полученного материала по темам проектов. Способы представления информации.

1

 

1

2.

Распределение большого количества материала согласно цели и задачам проектов

1

3

4

3.

Соотношение практического и теоретического материала в каждом блоке проектов  

3

3

4.

Компьютерные технологии, их применение. Правила работы с компьютером.

2

3

5

5.

Дизайн общего вида проектов.

1

4

5

6.

Структурирование материала, необходимого для презентации проекта.  

3

3

7.

Подготовка к презентации проектов. Самооценка.

1

3

4

8.

Представление проектов.  

3

3

9.

Выводы и перспективы работы по проектам.

1

 

1

Индивидуальные и групповые консультации    

7

Итого часов:

     

4. Ожидаемые результаты

  1. Привитие учащимся навыков самостоятельной работы и самообразования.
  2. Воспитание терпимости к чужому мнению, внимательного, доброжелательного отношения к версиям и суждениям других учащихся.
  3. Воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы.
  4. Создание и презентация учащимися своих проектов.
  5. Формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую идею.
  6. Подготовить учащихся к участию в работе УНО и музейной деятельности.
  7. Выявить возможности применения “метода проектов” в социально-педагогической деятельности.