Урок по русскому языку по теме "Проверка написания гласной в суффиксах -ек, -ик"

Разделы: Начальная школа


Цель:

обучающая: формировать умения определять, какую гласную следует писать в словах с суффиксами -ек, -ик; повторить понятия – состав слова, безударная гласная в корне слова; развивать орфографическую зоркость.

развивающая: расширять кругозор и развивать речь учащихся.

воспитательная: формировать активную деятельность на уроке; повышать мотивацию обучающихся; развивать интерес к предмету “Русский язык”; формировать бережливость.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

План урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок русского языка. Сегодня нам понадобится учебник, пособие для уч-ся “Дидактический материал”, тетрадь, дневник, ручка, карандаш, линейка и листочки для самостоятельной работы. Проверьте, пожалуйста.

- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату и “Классная работа”.

- Сегодня на уроке мы должны познакомиться с новой темой, а также повторить ранее изученный материал. Давайте вспомним, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

(Развитие орфографической зоркости)

“Дежурная” орфограмма на нашем уроке – сочетание чу-щу. Вспомните правило.

II. Минутка чистописания.

- Как всегда традиционно отведём немного времени на чистописание. Сегодня будем отрабатывать написание строчной буквы к в сочетании с другими буквами.

к к кк кк ке ек ко ки ик ка кв

- На доске написана пословица. Прочитайте её.

Какова м…стерица, такова и работа.

- Объясните смысл пословицы.

- Объясните правописание пропущенной орфограммы.

- Давайте вспомним способы проверки безударной гласной в корне слова.

- Запишите её себе в тетрадь. Выделите орфограмму.

- А с помощью какой части слова образовано оно?

- Выделите суффикс.

III. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня к нам на урок пришёл один очень известный сказочный герой, который очень любит путешествовать. Он побывал на Луне, в Солнечном городе. Кто же это? Догадались?

- Правильно.

- Как называется книга, и кто её написал?

- Правильно. Вот и сегодня он путешествовал. Шёл он, шёл и пришёл в Страну Невыученных уроков. Неизвестно откуда появилась классная доска и повисла перед самым его носом. “- Пиши! - приказали ему. Кирпич..к, ореш…к, сыноч…к. Напишешь эти слова правильно, и только тогда пойдёшь дальше”. Думал он, думал и решил попросить помощи у нас.

- В какой части слова возникает трудность написания?

- А почему?

- Может кто-нибудь из вас сказать, какая буква пишется в суффиксе и почему?

- Значит, чтобы правильно написать, надо проверять.

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

(Открывается запись темы урока на доске)

- А какая цель сегодня, чего мы должны достичь?

- Правильно.

- Чтобы достигнуть цели урока можно взять готовое правило или попробовать сформулировать его самостоятельно. Какой вариант выберем?

- Молодцы. Это доказывает то, что вы не боитесь трудностей. И так вперёд.

V. Работа над новым материалом.

- Итак, у нас возникла проблема. Сформулируйте её.

- Предложите свои варианты решения данного вопроса.

(После нескольких высказываний даётся компьютерная презентация: 1 и 2 слайды)

- Как всегда в сказках на помощь приходит фея. Вот и нам сегодня на уроке будет помогать фея, только не сказочная, а “компьютерная”. Посмотрите, какую подсказку она принесла. (Приложение № 1)

(Проанализировав таблицу, самостоятельно делается вывод по теме урока)

- Как вы думаете, мы правильно сделали вывод? А теперь давайте проверим по учебнику. Откройте учебник на с.133 и найдите правило. Прочитайте его.

(Чтение правила на с. 133 и соотнесение его с выводом, сделанным самостоятельно)

- Теперь попробуем закрепить это правило. (Приложение № 1)

(Ученикам предлагается игра в компьютерной презентации: 3 и 4 слайды)

- Если у нас всё так хорошо получается, то поможем теперь Незнайке выполнить его задание.

VI. Закрепление.

1. Работа по учебнику.

Выполнение упражнения № 109 в тетради и коллективно у доски с объяснением.

2. Выводы по новой теме.

- О чём говорили на уроке?

- Что нового узнали?

3. Домашнее задание.

- Откройте дневники, запишем дом. задание: учебник с 133 – выучить правило; с.67 упр. 46 из пособия для уч-ся “Дидактический материал”.

4. Физкультминутка.

Цапля весело шагала,
Всех лягушек разогнала.
Головою покачала,
Тину с лапок обобрала.
Шейкой длинной повертела,
Всю округу осмотрела.
К солнцу сладко потянулась,
Вся встряхнулась, вытянулась.
И, укрывшись в камышах,
Притаилась …

- Какую проблему мы решали сегодня на уроке?

- Найдите в стихотворении физкультминутки слово на изученное сегодня правило.

- Объясните его написание.

5. Самостоятельная работа.

- Пока наш Незнайка путешествовал, он очень соскучился по своим друзьям. Давайте вспомним, как называется город, в котором живут Незнайка и его друзья?

- А как называют жителей этого города? И почему?

- Каждому из вас Незнайка приготовил письмо с рассказом о том, как живут малыши, но там есть задание, с которым он не может справиться. Возьмите, пожалуйста, карточки, которые лежат у вас у каждого на парте. Прочтите внимательно задание и выполните его.

Ф.И. ________________________

От выделенных слов образуйте и запишите слова с суффиксами -ек, -ик.

Был у них не дом, а _________ , не стол, а ___________.

По Огурцовой реке плавал не плот, а ______________ . В дальнее путешествие по реке они отправились не на пароходе, а на ____________ . С одного берега реки на другой они ходили по маленькому __________ .

- Найдите в карточке слово, написанное с заглавной буквы. Объясните его написание.

- Разберите его по составу.

Коллективная проверка. Выводы по работе.

VII. Повторение изученного.

1. Работа с деформированным предложением.

- Незнайка на доске у нас обнаружил карточки. Посмотрите, можно ли назвать это предложением. Почему?

треск, с, доносился, кузнеч…ков, поля

- Составьте это предложение. Объясните правописание пропущенной буквы.

- Запишите предложение себе в тетрадь. Выделите пропущенную орфограмму.

2. Работа с пособием для учащихся “Дидактический материал”.

- А теперь проверим, правильно мы его составили или нет. Откройте пособие “Дидактический материал” на с.69, найдите упр.52.

- Чем отличается это предложение от предыдущих. Как его можно назвать? Почему?

- Разберите это предложение по членам предложения.

- Найдите связь слов в предложении.

- Спишите 4 и 5 предложения.

- Объясните правописание пропущенных орфограмм.

VIII. Итог урока. Оценки.

- Молодцы. Вы сегодня очень хорошо работали на уроке, помогли Незнайке справиться с трудным для него вопросом. На следующем уроке мы снова с ним встретимся и посмотрим, какие задания он нам ещё принесёт.

IX. Рефлексия.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Чему учились?

- Какое задание вам больше всего понравилось?

- Какое задание было самым трудным?