Организация научно-исследовательской деятельности учащихся как основы социализации личности школьника

Разделы: Администрирование школы


Осуществляя руководство методической работы педагогического коллектива по теме “Социализация личности школьника”, как заместитель директора по учебно-воспитательной работе большое внимание уделяю работе по развитию интеллектуально – творческих способностей учащихся.

Современное образование ориентированно на развитие личности. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе. Выходом из создавшейся проблемной ситуации стала организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Цель учебно-воспитательной работы МОУ “СОШ № 64” - сознание условий для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся через организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогов.

В школе создано научное общество “Эрудит” (2–11-е классы).

Уже в начальных классах учащиеся вовлечены в проектную деятельность, где учатся разрабатывать, выполнять и осуществлять презентацию проектов. В основе таких проектов лежит идея развития ребенка и обеспечение его самостоятельности. Так, во 2Б классе сложилась система проектной деятельности, где ученик, учитель и родители создали 12 проектов, с которыми успешно выступили на городской научно-практической конференции “Я - исследователь”. Победителями стали следующие проекты: “Разговор о питании”, “Памятники Барнаула”, “Подводный мир у нас дома”, “Парк: вчера – “Пороховой”, сегодня – “Юбилейный”, завтра - “Счастливый”.

Очень трогательной оказалась работа второклассника “Памятники Барнаула”. Ученик рассказал: “Много памятников в городе, но я хотел бы, чтобы был памятник, который будет любимым для каждого жителя – это памятник человеку близкому и дорогому. Моя мечта – памятник маме!” Мальчик хочет создать памятник маме из хрусталя, так как хрусталь так же прозрачен и чист, как душа матери, памятник будет представлять собой фигуру женщины с добрыми глазами, длинными красивыми волосами и выразительной улыбкой”.

В 5–11-х классах созданы 3 секции:

- физико-математическая;

- естественно-научная;

- гуманитарная.

Один раз в четверть в школе проходят научно-практические конференции по секциям, что является итогом исследовательской деятельности учащихся в течение года.

В ходе исследовательской деятельности старшеклассники не только учатся работать со словарем, проводить эксперимент, создавать проекты, но и формируют умение донести свою позицию до слушателя, учатся быть готовыми к экспертной оценке своей работы, представляя на конкурс презентацию своих исследовательских достижений. Повышается социальная компетентность учащихся, возрастает их авторитет среди сверстников.

Учащиеся школы систематически становятся победителями Краевых конкурсов “Будущее Алтая”, “Озарение”, “Ступени”, Всероссийских конкурсов “Первые шаги”, “Юность. Наука. Культура”, Международного конкурса “Старт в науку” по физике, астрономии, литературе, русскому языку, английскому языку, социологии, истории, краеведению, экономике. Учащиеся школы представляют свои исследовательские и творческие работы на Фестиваль “Портфолио”.

Исследовательская работа ученицы 11-го класса “Литературный анализ цикла детективных романов Бориса Акунина “Провiнциальный детективъ” оценена дипломом I степени лауреата Всероссийского открытого конкурса “Первые шаги”. В работе использованы 45 источников, прежде чем была сформирована тема исследования: “Признаки постмодернизма в цикле детективных романов Бориса Акунина: интертекстуальность, ироничность и другие”. Поставив целью исследования: рассмотреть цикл детективных романов “Провiнциальный детективъ” как произведение постмодернизма, автор работы обосновала актуальность исследования: читательский интерес к произведениям Б. Акунина, наличие в них постмодернистских приемов, соседствующих с прекрасной стилизацией. В выводах звучит заключение о наличии ироничности и интертекстуальности в цикле романов. Интеллектуальный читатель находит в них цитаты и намеки на известные исторические и культурные события; наслаждается блестящими стилизаторскими способностями автора. Кроме двух основных признаков постмодернизма, автор выделяет еще целый ряд особенностей, обусловленных этим литературным течением и характерных только для “Провинциального детектива”. Это “перенесение” актуальных проблем современности в тот век, где разворачиваются события цикла (XIX век): “постмодернистские корни” средств выразительности; определенная символики цвета и “говорящие имена”. “Провiнциальный детективъ” не относится к классическому жанру, так как многие правила традиционного детектива в нем нарушены. Исследовательская часть полностью соответствует целям и задачам работы. На конкурсе ученица представила презентацию своих исследовательских достижений как в стендовом варианте, как и в мультимедийном.

Победителем Международного конкурса по физике “Старт в науку ” в г. Москве стал ученик 10-го класса – “Наблюдение сонолюминисценции и изучение ее свойств”.

Призером городского конкурса “Человек и Вселенная” стал ученик 7-го класса - исследовательская работа “Метеоритное плато на территории Алтайского края”.

Диплом лауреата I степени Всероссийского открытого конкурса “Первые шаги”, Диплом лауреата I степени Всероссийского заочного конкурса “Юность, наука, культура” - исследовательские работы по английскому и русскому языкам “Ways of Re-creating English Pun in Russian Translation”, “Способы восприятия английского каламбура в русском переводе”.

Краеведение – исследовательская работа “Предпринимательство и предприниматели на Алтае: традиции и новации” - Диплом лауреата I степени Всероссийского заочного конкурса “Юность, наука, культура”.

Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, включает внутрипредметные и междисциплинарные связи. В исследованиях и проектировании учащиеся изучают предметный материал избирательно и осмысленно, активны в постановке и достижении целей. Этим исследовательская деятельность ценна, и этим она отличается от традиционного учения в школе.