Урок "Роль личной инициативы граждан в защите прав и свобод человека"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Изучение учащимися международных документов, регламентирующих права человека и способы защиты своих прав и свобод в государственных и межгосударственных органах.
  2. Развитие практических навыков получения и анализа информации.
  3. Повысить мотивацию учащихся в вопросах защиты своих прав и свобод.

Информационные ресурсы урока:

  1. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
  2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ООН).
  3. Конвенция о правах ребёнка 1989 г. (ООН).
  4. Конституция Российской Федерации 1993 г.

План урока:

  1. Понятия, знания которых необходимо для изучения темы.
  2. Права человека, их юридическая фиксация.
  3. Права человека: гарантированность и реальность
  4. Как защитить свои права:

а) судебная защита прав и свобод;
б) Омбудсмен или Уполномоченный по правам человека.

Класс делится на группы для изучения материала.

ХОД УРОКА

1. Каждая из групп работает с понятиями самостоятельно с помощью нескольких компьютеров с установленными мультимедийными энциклопедиями или получает от учителя готовый материал (письменная распечатка или термины выведены на экран).

Основные понятия:

– права человека,
– свободы человека,
– гражданские права,
– политические права,
– экономические права,
– социальные права,
– культурные права,
– судебная защита прав и свобод человека,
– правовая культура.

2. Для раскрытия второго пункта плана можно использовать межпредметную связь, задав вопрос: в каких документах, изученных на уроках истории, был поднят вопрос о правах человека? В зависимости от ответов учитель делает экскурс в историю и вместе с учащимися определяет, как история развития института прав человека зависела от особенностей национальной культуры и религии различных народов.

Исторические документы о правах человека
(информационно-справочный материал)

Англия США Франция
1215 г. – Великая хартиявольностей.
1628 г. – Петиция о праве.
1689 г. – Билль о правах.
1701 г. – Акт о будущем ограничении монархов и лучшем обеспечении прав и свобод подданных
1832 г., 1867 г. – Акт о народном представительстве.
1871 г. – Акт о тред-юнионах.
1776 г. – Декларация независимости.
1787 г. – Конституция США.
1789–1791 гг. – Билль о правах.
1863 г. – Прокламация об освобождении рабов.
1787 г. – Декларация прав и свобод человека и гражданина.
С 1791 г. по1799 г. – принято 4 Конституции.
1804 г.– Гражданский кодекс Наполеона.

Международные документы о правах человека.
(информационно-справочный материал)

Документы ООН

Региональные системы защиты прав человека

1948 г. – Всеобщая декларация прав человека.
1948 г. – Конвенция о предупреждении геноцида и наказания за него.
1959 г. – Декларация прав ребёнка.
1966 г. – Международный пакт о гражданских и политических правах.
1966 г. – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
1984 г. – Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
1989 г. – Конвенция о правах ребёнка.
1990 г. – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
1993 г. – Венская декларация и программа действий.
1948 г. – Амнриканская декларация прав и обязанностей человека.
1950 г. – Европейская конвенция о защите прав и основных свобод.
1969 г. – Американская конвенция прав человека.
1975 г. – Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
1981 г. – Африканская хартия прав человека и народов.
1989 г. – Итоговый документ Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и Сотрудничеству в Европе.
1990 г. – Каирская декларация прав человека в исламе.
1990 г. – Парижская хартия для новой Европы.

Группы получают для работы документы, выбор которых зависит от степени подготовленности класса и от степени влияния документа на современное состояние прав и свобод человека:

– Декларация независимости 1776 г. США
– Билль о правах (первые 10 поправок к Конституции США) 1789 г.
– Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г. Франция
– Конституция СССР 1977 г.
– Конвенция о правах ребёнка 1989 г.
– Конституция Российской Федерации 1993 г.

Через 15-20 минут работы с документами учащимся предлагается обсудить деление прав человека на группы. В ходе обсуждения определить, какие установленные мировым сообществом права человека существуют на данный момент времени и рассмотреть главу 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» в соответствии с международным пониманием прав человека. Итогом этой работы должна стать систематизация прав человека:

Группа прав человека

Права человека

Ст. Конституции РФ
Гражданские (личные) – неотъемлемые права человека, принадлежащие ему от рождения и не зависящие от конкретного государства. – на жизнь, свободу, личную неприкосновенность;
– на защиту чести, достоинства;
– на равенство перед законом;
– на невмешательство в личную жизнь;
– на тайну переписки и переговоров;
– на неприкосновенность жилища;
– не подвергаться пыткам и жестокости;
– на гражданство;
– на свободу передвижения и выбор места жительства;
– на информацию.
Статьи 19-25; 45-54; 60; 62.
Политические – обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны. – избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
– на свободу мысли и слова;
– на свободу совести, вероисповедания;
– на создание союзов и объединений;
– на собрания, митинги, демонстрации.
Статьи 28-33,63.
Экономические – определяют возможности человека в экономической сфере. – на частную собственность;
– на наследование собственности;
– на свободное предпринимательство;
– на труд;
– на свободный выбор профессии и рода занятий;
– на справедливое вознаграждения за труд.
Статьи 34-37.
Социальные – дают возможность человеку претендовать на получение от государства материальных благ. – на достойный уровень жизни;
– на социальное обеспечение;
– на жилище;
– на образование;
– на охрану здоровья;
– на отдых и досуг.
Статьи 38-43.
Культурные – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. – на участие в культурной жизни;
– на доступ к культурным ценностям;
– на свободу творчества;
– на защиту интеллектуальной собственности.
Статьи 26; 44.

3. Для рассмотрения третьего вопроса плана учащимся в каждой группе предлагается заполнить следующую таблицу:

Положения Всеобщей декларации прав человека Примеры нарушения прав из истории или современности
   
   
   
   
   
   

Примечание: в зависимости от подготовленности класса (или группы) таблицы могут быть с заполненным левым столбцом или нет.

4. «Воевать за своё право по всем правилам …». Эти слова В.И. Ленина, основателя первого в мире социалистического государства могут стать эпиграфом к четвёртому вопросу плана.

Соблюдение государством прав и свобод человека и гражданина предполагает не только их провозглашение и законодательное закрепление в конституции страны, но и создание реальной возможности отстаивания и защиты этих прав и свобод всеми доступными законными способами.

Каждый гражданин может проявить личную инициативу и использовать для защиты своих прав, свобод и интересов все предусмотренные Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами механизмы их защиты.

При нарушении или ущемлении его прав гражданин может использовать все виды обжалования в соответствующих органах государственной власти и управления, обращаться к общественности и в средства массовой информации, создавать комитеты или движения в свою защиту, проводить различные виды пикетирования в разрешённом законодательством порядке. Учащимся может быть интересен экскурс в историю создания знаменитой в настоящее время правозащитной организации Международная амнистия, а также о зарождении правозащитного движения в СССР.

Рассмотрим некоторые основные механизмы защиты прав и свобод человека.

А. Конституция РФ гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав и свобод.

В суде можно обжаловать:

– решения органов государственной власти;
– органов местного самоуправления;
– общественных объединений;
– должностных лиц.

Кроме того, обжалованы могут быть действия или бездействие этих органов. Человек может обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Членство России в Совете Европы (с 1996 г.) даёт право гражданам России на основе «Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод» (принята 4 ноября 1950 г. в Риме, внесены изменения 11 мая 1994 г. в Страсбурге) обращаться в Европейский Суд по правам человека.

Согласно ст. 34 Протокола № 11 к «Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод», в Суд могут обращаться с жалобой физические лица, неправительственные организации или любые группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством их прав, предусмотренных положениями Конвенции и протоколом к ней. Суд принимает дело к рассмотрению после того, как были исчерпаны все соответствующие общепринятым нормам международного права внутренние средства защиты. Он принимает дело к рассмотрению в течение шести месяцев, начиная с даты принятия окончательного решения на национальном уровне.

Конвенция устанавливает следующие права,подлежащие защите в Европейском Суде:

  1. Уважение прав человека;
  2. Право на жизнь;
  3. Запрещение пыток;
  4. Запрещение рабства и принудительного труда;
  5. Свободу и безопасность;
  6. Справедливое судебное разбирательство;
  7. Наказание, основанное исключительно на законе;
  8. Уважение частной и семейной жизни;
  9. Свободу мысли, совести и религии;
  10. Свободу выражения мнения;
  11. Свободу собраний и ассоциаций;
  12. Право на вступление в брак;
  13. Право на эффективные средства правовой защиты;
  14. Запрет дискриминации;
  15. Отступление от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях;
  16. На собственность;
  17. На образование;
  18. На свободные выборы;
  19. Запрет лишать свободы за долги;
  20. На передвижения;
  21. На свободу от высылки;
  22. На свободу от смертной казни;
  23. На равные права супругов.

По рассматриваемым делам Европейский Суд большинством голосов выносит решение, которое является окончательным. Государство, к которому относится решение суда, обязано ему подчиниться.

Б. Институт омбудсмена

Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления и злоупотреблений властью со стороны чиновников
особое место занимает скандинавский институт омбудсмена – Уполномоченного по правам человека, или, как он ещё именуется в других странах, парламентского комиссара (Англия), народного защитника (Австрия), медиатора (Франция), и т.д. Созданный в начале ХIХ в. в Швеции (1809 г.), институт омбудсмена в период после Второй мировой войны получил широкое распространение в европейских странах и других регионах мира.

Особая популярность и авторитет данного института объясняются многими демократическими чертами, характеризующими его статус: независимым положением в системе государственных органов; несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается; правом законодательной инициативы; открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; бесплатностью оказания помощи гражданам и т.д.

Уполномоченный по правам человека – в Российской Федерации должность, учрежденная в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой. При осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Такая должность может быть и в субъекте Российской Федерации. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет. Он обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий: не может быть без согласия Государственной Думы привлечен в уголовной и административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску и т.д.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства (заявителей).

Им рассматриваются жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал или решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество, адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. Жалобы, адресованные уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются по адресу.

Подведение итогов занятия

В конце занятия учитель подводит итог:

– возвращается к вопросам, сформулированным в начале урока и совместно с классом делает выводы;
– даёт оценку работы групп и класса в целом;
– отмечает и оценивает работу отдельных учащихся.

Домашнее задание

1. Составить жалобу на нарушение конституционных прав и свобод:

а) в Шкотовский районный суд Приморского края;
б) Уполномоченному по правам человека в Приморском крае.

2. Привести случаи нарушения прав человека, свидетелями которых вы являлись. Как общество может противостоять этим нарушениям?

Нарушения прав человека Способы борьбы с нарушением