Практическая работа "Объяснение причин миграционных процессов в мире"

Разделы: География


1 Цель: формирование знаний о миграционных процессах в мире, их причинах и значении
2 Задачи урока Обучающая: формирование умений работать с различными источниками информации, участвовать в обсуждении предложенных вопросов, готовить краткие устные сообщения, выделять по итогам занятия выводы

Развивающая:  развитие умений учащихся составлять и анализировать карты, схемы, текст учебника; умений и навыков работы с контурными картами

Воспитывающая: развитие эстетического вкуса, чувства толерантности

3 Планируемые результаты обучения: создание единого представления о населении мира, развитие творческого мышления и вариативности мышления
4 Личная значимость изучаемого материала для школьников Достижение положительного результата в учебной деятельности: формирование чувства успеха, умения общаться, умения ставить перед собой задачи и добиваться их осуществления, умения сотрудничества и взаимопомощи
5. План урока 1. Орг. момент

2. Мотивационно-целевой этап (формулирование целей)

3. Процессуально-содержательный этап

4. Рефлексивно-оценочный этап

6. Методы и приемы обучения Частично-поисковый, беседа
7. Формы организации учебной деятельности Индивидуальная, групповая
8. Форма урока практикум с применением интерактивной доски
9. Приемы деятельности учителя организация выбора деятельности учащихся и их организации, ведение беседы, подведение итогов
10. Познавательные задания и вопросы Карточка-инструкция содержит задания, предусматривающие актуализацию знаний по данной теме, задания для выполнения на контурной карте
11. Организация деятельности учащихся Работая коллективно формулируются цели работы, вспоминают ранее изученный материал. Индивидуально учащиеся выполняют практическую работу
12. Развитие умений учащихся Вести познавательную деятельность, использовать имеющиеся знания в новой ситуации, развивать умения работать с интерактивной доской. Учатся рационально выполнять задания, доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей
13 Основные понятия и термины урока
  • Миграция
  • Эмиграция
  • Иммиграция
  • Гастарбайтер
  • Репатриация
  • Депортация
14 Источники информации карты атласа, учебник В. П. Максаковского "География. 10 класс", инструктивные карточки
15 Оборудование интерактивная доска, презентация, контурные карты, карты атласа, учебник В. П. Максаковского "География. 10 класс", инструктивные карточки

Ход урока

Содержание деятельности Цель Организационные формы Действия учителя Действия учащихся
1. Организационный момент
2. Мотивационно-целевой этап.
Знакомство с темой урока, эпиграфом, постановка целей урока. Обобщить имеющиеся знания. Найти противоречия.

Построить план работы

Коллективная работа. Постановка вопроса.

Демонстрация презентации.

Озвучивание своих точек зрения по данному вопросу.
3. Актуализация знаний (задание 1)
Индивидуальная работа по вариантам Обобщить имеющиеся знания. Самостоятельная работа Постановка задач Работа над заданиями
Подведение итогов деятельности. Развивать умение презентовать свою деятельность и монологическую речь, работать с картой. Индивидуальная работа. Дополняет выступления. Выступают с отчетом о работе при помощи интерактивной доски
3. Процессуально-содержательный этап (задание 2-4)
Практическая работа Формирование умения работать, самостоятельно работать с дополнительными источниками информации Самостоятельная работа с дополнительными источниками информации Консультирует по необходимости Выполняют практическую работу
4. Рефлексивно-оценочный этап
Подведение итогов деятельности. Формирование умения делать выводы. Коллективная работа. Беседа. Демонстрация презентации. Ответы на вопросы.

 Карточка-инструкция
Практическая работа. Объяснение причин миграционных процессов в мире

Эпиграф:

Миграции оказывают сильное влияние на структуру населения, социальную и хозяйственную сферу.
Учет миграционных процессов очень важен для социально-экономического роста любой страны.

Н. Н. Баранский

Цели работы:

  • Установить главные направления миграций в мире.
  • Научиться объяснять причины миграционных процессов на примере отдельных стран и регионов мира.

Ход практической работы

Задание 1. Для того, чтобы успешно выполнить практическую работу

- Вспомните и выполните следующие задания

1 вариант

Поставьте напротив каждого термина следующие знаки:

! - знаю (устно дайте определение), ? - не знаю

2 вариант

Заполните пропуски, приведите примеры данных миграций:

Миграция

Эмиграция

Иммиграция

Гастарбайтер

Репатриация

Депортация

По мотивам:

1. Социально-экономические

2. _________________________

3. Военные

4. __________________________

По направленности:

1. ___________________________

2. ___________________________

По способу реализации

1. _________________________

2. Принудительные

По продолжительности

1. Постоянные

2. ____________________

- Приведите примеры (работа с картой)

Задание 2. Пользуясь учебником, составьте в тетради таблицу главных стран и регионов эмиграции и иммиграции.

Страны, регионы эмиграции Страны, регионы иммиграции
   
   

Задание 3. На основе заполненной таблицы, выполните в контурной карте:

Укажите на контурной карте главные страны и регионы эмиграции и иммиграции населения.

Стрелками покажите направления миграций.

Задание 4. Приведите примеры и отметьте на контурной карте "горячие точки". Какие миграционные процессы они вызвали?

Сделайте вывод: объясните причины миграционных процессов в мире (какие центры притяжения населения сформировались здесь, каковы причины этих миграций)