Ислам: нравственные ценности

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


ЦЕЛЬ:

  • расширить знания учащихся о мусульманской религии; показать нравственные ценности ислама;
  • пробудить желание к нравственному очищению и духовному развитию личности.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Видеофильм из школьной видеотеки по курсу Культура РБ "Ислам", Текст Корана, журналы, книги (список прилагаю)

ОФОРМЛЕНИЕ: Стенд "Пять основных обязанностей мусульманина", тексты:

  • О том поразмысли,
    что ждет впереди,
    цель выбран благую,
    к ней прямо иди.
    Фирдоуси.
  • Если у человека нет золотого стержня совести, нет и личности. Мустай Карим.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Добрый день, уважаемые. Прежде, чем сесть, прошу вас приложить руки к сердцу и прослушать биение своих сердец. А сейчас подумаем о себе, о своем предначертании в жизни и о своих близких. Порадуемся тому, что мы все живы и здоровы в этом прекрасном беспокойном мире, где так часты трагедии и катаклизмы. Пожелаем себе и своим близким добра и здоровья. Спасибо, садитесь.

Я, Галимова Расиля Ахмадиевна, преподаватель Культуры Башкортостана, жена афганца, мать двух сыновей, рада встрече с вами. Предлагаю вам урок-размышление "Ислам: духовные ценности" Прочтем эту тему каждый для себя и напишем в тетрадях. У великого Пушкина вы помните: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет..." На башкирском языке есть слово РУХ. В переводе на русский язык - "дух", Рухи байлык - духовное богатство. Будьте добры, обратите внимание на дату, написанную на доске - 20 января.

Проводится беседа что это за дата?

Учитель: "Правильно, это священный день для мусульман - праздник Курбан Байрам". Еще какие мусульманские праздники мусульманские праздники вы знаете? (Ураза Байрам, Йома)

  • Кто они, мусульмане?
  • Что вы знаете об Исламе?
  • Где и когда возникла эта религия?
  • Кто был основателем новой религии?
  • Когда башкиры приняли Ислам?

Демонстрируются кадры из видео фильма: 922г-делегация Ахмада ибн-Фадлана в башкирские земли для распространения Ислама. 14 век - завершение исламизации башкир.

Учитель: Почему в наш век, когда в нашу жизнь прочно вошли компьютеры и интернет, люди снова обращают взоры к - религии вообще и к Исламу в частности.

Проводится беседа и делается вывод: Религия дает надежду на исцеление, надежду на лучшее.

Работа по таблице. Читается каждый пункт и проводится беседа и сло варная работа.

1. Вера - иман. Определение дети пишут в тетрадях. Иман - вера в религиозные убеждения ислама, другое значение - совесть, "Иманым камил", - я в своем уме, совесть моя чиста. "Иманын югалткан", - потерявший совесть. По исламу - человек должен жить по вере, значит по совести. Ученик читает слова патриарха башкирской литературы Мустая Карима: "Если у человека нет золотого стержня совести, - нет и личности".

2. Чтение второго пункта таблицы и беседа для чего мусульманин совершает пятикратную молитву. Беседа и вывод. Молитвой мусульманин вновь и вновь укрепляет свою веру и свое тело.

3. Пожертвования в пользу бедных. Беседа о добре и милосердии.

4. Беседа по четвертом пункту. Соблюдение поста УРАЗА. (Очищение души, очищение организма, стремление к социальному равенству, хотя бы во время поста, категории людей, которые по Исламу освобождаются от соблюдения поста)

5. Работа по пятому пункту. Совершение хаджа, посещение святых мест в Мекке и Медине для поклонения святыне мусульман Каабы.

Рассказ учителя.

Готовясь уроку вчера я беседовала с моим коллегой психологом Исхаковым Рушаном, который совершил хадж в 2001 году. Он выпускник медицинского института в Москве, получил высшее религиозное образование в Каире, университете Аль-Асхар, в переводе "раскрывающийся цветок". В данное время работает менеджером в ГОКе. Мне запомнилось его выражение "Если религию сохраним, то нация сама по себе сохранится.

А что мешает, по вашему мнению, сохранению и развитию нации?

Учитель подводит учащихся к выводу, что алкоголизм, наркомания, сектантство, болезни пристрастия с одной стороны, незнание своего языка, культуры, несоблюдение нравственных норм с другой, мешает развитию нации. Религия - это история народа, его многовековая культура, И надо признать, что в Башкортостане Ислам принял более мягкие формы. Башкирский языческий бог Тангре слился с мусульманским богом Аллахом. И даже форма тюбетейки у башкир и татар - круглая, тогда как на Востоке она четырехугольная.

Исторически сложилось так, что находясь, между Европой и Азией, между Западом и Востоком, между христианством и мусульманством, Башкортостан является своеобразным мостом, и мы должны помнить об этом. Наша школа приняла участие на Международном конкурсе "Урок толерантности", проведенном Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и ИД "Первое сентября" в 20001 г.,а я лауреатом конкурса.В 20008 -2009 уч.г. участвовали на 7 Международном конкурсе "Уроки Холокоста - путь к толерантности", получили грамоты Хадисова А. (8 кл), Галимов И.(9 кл.) и я, как руководитель. В нашем многонациональном Миндяке живут представители разных национальностей. Построены мечеть "Абдрахим",руками односельчан на средства предпринимателей Фазлетдиновых в память своего деда, Церковь, по инициативе уроженца Миндяка, отца Петра Кузьмина, протиерея Свято-Пантелеевской церкви Вознесенска. Наш урок не призывает вас проповедывать религию, у нас в стране свобода совести.Мы говорим о нравственных ценностях.

Учитель берет в руки текст Корана. Далее проводится беседа,

Что это за книга? Как переводится слово Коран? (Коран - чтение). Учащиеся делают записи в тетрадях.

В Коране изложены нравственные ценности. далее следует рассказ учителя с элементами беседы.

1. Бисмилла - любое дело начать с именем Аллаха.

2. Сама - чувство меры. Человек во всем должен знать меру. Методика незаконченных предложений. Учитель начинает, дети заканчивают. Если человек много ест, он становится (обжорой). Если много говорить о болезни, то (заболеешь). Если много спать, то становишься (Обломовым), Если много пить пива, то можешь стать (алкоголиком). И т.д.

3. Тауфик  - благоразумие, здравый смысл. Ученик читает слова Фирдоуси:

"О том поразмысли,
что ждет впереди,
цель выбран благую,
к ней прямо иди"

Учитель подводит учащихся к выводу, что человек должен быть благоразумным, быть ответственным за свою судьбу, здоровье и думать о своих близких. Получить образование, жить достойно.

4. Сабырлык  - терпение (Исбир сабран джамилян - терпи терпением красивым). Заложена идея толерантности, быть терпимым к человеку другой веры, с другим цветом кожи и т.д. Нетерпимость приводит к недоразумениям, ссорам между людьми и войнам между народами. Беседа о событиях в Чечне.

5. Сауат  - правдивый здравый смысл, благоразумие. Совершение добрых дел безвозмездно должно доставлять радость, возвышать человека. Благоразумный человек не совершает поступков, наносящих вред себе и другим. (Курение, алкоголизм, наркомания, сектантство, преступления)

Итак, чему учит Ислам? Жить в мире и согласии. В основе любой религии, мусульманства, христианства, буддизма лежат общечеловеческие ценности, человек должен стремиться к совершенству, нравственному очищению.

Учитель: Ребята, мы много говорили о религии, а кто-нибудь из вас был в храме? Кто был в мечети, а кто в церкви?

Какое впечатление произвело на вас посещение храма? Проводится тренинговое упражнение по методу группового единения. (Учащиеся соединяют руки ладонями друг к другу перед грудью и вместе произносят звук <м-м-м>, не открывая рот). Это упражнение способствует тому, что звуки, сливаясь, уходят вверх, тем самым очищают воздух, способствуют притоку энергии.

Мы с вами делали движения, подобные тем, которые совершают верующие для укрепления веры и очищения души.

В каких населенных пунктах имеются мечети, церкви?

Подведение итогов урока.

  • Что вы узнали нового на уроке?
  • Ваше отношение к религии и верующим?

Вывод: жить в мире и согласии, совершать благоразумные поступки, думать о своем предначертании в жизни учат Ислам и другие религии.

Спасибо всем за урок, кто участвовал, получают оценку. Пусть все ваши дела будут удачными, И всем вам я благодарна за хорошую работу, добра и счастья вам.Спасибо. Рахмат.