Информационно–познавательный час в 1-м классе "Книги в нашей жизни"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Задачи:

  • Познакомить учащихся с историей появления книги на земле.
  • Способствовать развитию интереса к книге, чтению, стимулировать познавательный интерес, любознательность.
  • Стимулировать потребность стать любителем книг, уважать людей создающих книги.

Подготовительная работа:

  • Конкурс рисунков "Обложка моей любимой книги" и закладок в неё.
  • Список рекомендуемой литературы для домашнего чтения.

Ход информационного часа

Звучат фанфары, нарядные дети читают стихи:

Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.
Жить без книг мы не смогли бы,
Дорог нам их вечный свет.

Книгам добрым, интересным
Всем мы классом шлём привет!

Книга - наш друг, большой и умный,
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор - весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.

Расскажет про героев книжка,
На юг, на север поведёт.
С ней даже космос как-то ближе:
Она на всё ответ найдёт.

И пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
"Спасибо, книжная страна!"

2 ученик. Русская народная пословица гласит: "Кто много читает, тот много знает" (показывает рукой на доску, где эта пословица красиво оформлена). И это правильно. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, о мире, в котором мы живём, о прошлом и будущем людей.

3 ученик. Другая пословица говорит, что "Книга - наш помощник в труде". Рабочий читает книгу о станках и машинах, чтобы научиться, как можно лучше ими управлять, крестьянин - как получить хороший урожай, врач - как успешней лечить людей, учитель - как учить и воспитывать детей.

4 ученик.

Хорошая книга мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.

5 ученик.

Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про тайны Земли и движенья планет -
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.

( в класс входит странник с посохом и девочка, одетые в старинные одежды)

Странник: Здравствуйте, ребята! Это ученики второго класса?

Дети: Нет!

Странник: А какого?

Дети: Первого.

Странник: Первого? Значит, нам надо вас покинуть.

Дети: Почему? Оставайтесь с нами!

Странник: Нет, ребята, я спешу, мне хочется встретиться с ребятами, которые уже умеют читать книги. Им, конечно, есть, что рассказать мне, а я тоже хочу с ними многим поделиться и рассказать им о книгах.

Воспитатель: Подождите, не спешите уходить, хоть наши дети и в первом классе, но тоже знакомы с книгами, мы их читаем и можем вам об этом рассказать.

Учитель: Оставайтесь с нами. Мы с удовольствием послушаем ваши рассказы о книгах.

Странник: Ну, что скажешь, внучка?

Девочка: Я думаю, что нам стоит здесь задержаться. Посмотри, у них на столах лежат книги. Разные, их много, значит, мы правильно попали сюда.

Странник: Ну, что ж, остаёмся. Это моя внучка. Её зовут Буквица. А меня зовут Книжник.

Учитель: Уважаемый Книжник! Уважаемая Буквица! Хоть мои ребята - первоклассники, но они очень любят книги. Им интересно узнать от вас о том, как пришла книга в нашу жизнь, какими были книги раньше, из чего состоит книга. Не уходите! Мы рады встрече с вами!

Девочка: Дедушка! Ты посмотри, как ребятам хочется поговорить с нами и узнать как можно больше о книге.

Странник: Ну, что ж, так и быть, я согласен поговорить с вами о самом большом и важном изобретении человечества - книге! Скажу по секрету, мне очень интересно знать, как относятся к книге первоклассники. Уважаемая учительница! А что вы мне скажете по этому поводу?

Учитель: А может, сами ребята скажут? Ребята, почему вы любите книги?

(ответы детей)

Учитель: Книжник! Вы довольны ответами детей?

Странник: Да, только мне хотелось бы узнать, что ребята знают о книге?

( на экране древний сундук, а в нём лежит книга; перед детьми тоже лежат их любимые книги)

Учитель: Ребята! Перед вами лежат ваши любимые книги. Они вам очень дороги, вы любите их перелистывать их страницы, рассматривать в них рисунки. А задавали ли вы себе когда-нибудь вопрос о том, из каких частей состоит книга? Кто может их назвать? Я думаю, что Книжнику и Буквице будет интересно услышать ваши ответы.

Ответы учащихся:

Книга состоит из обложки, названия, страниц, оглавления.

В книге всегда есть автор или группа авторов.

Книжка может состоять из одного произведения или нескольких произведений.

В книжке может быть словарь сокращений или пояснений.

В книжке могут быть картинки или репродукции картин.

Книга может быть оформлена цветным или черно-белым шрифтом и т.д.

Странник: Молодцы, ребята! А может, вы мне подскажете, чем отличается от обычной книги ваш учебник?

(ответы детей)

Странник: Вы много знаете о книге. А хотите ли вы узнать о том, как появилась книга на Земле? Тогда садитесь поудобнее и слушайте. (Книжник достает из сумки разные предметы: листья деревьев, кости, кусок коры, кусочки глины, ракушки, кусочки кожи, верёвочки с узелками и т.д.)

- Как вы думаете, почему эти предметы нашли место в моей сумке?

Странник: Правильно, молодцы! Я много лет брожу по свету, перехожу из века в век, из одной эпохи в другую. Я помню время, когда человек создал первое подобие книги. Для этого он использовал самые различные материалы, среди которых были и те, что лежат у нас на столе. Острой костью или камнем человек пытался оставить послание своим родным, близким людям. В Древнем Вавилоне писали острой палочкой на куске мягкой глины, затем обжигали глину в печи. Такие книжные страницы были долговечны, но неудобны. И тогда человек стал думать: как писать так, чтобы книга была нетяжёлой и долговечной. В Древнем Египте появился материал, который и стал первоосновой современной книжной страницы. Я прошу вас составить слово, которое обозначает материал, из которого была сделана настоящая книжная страница.

(Учащиеся работают в группах (складывают пазлы) и составляют слово ПАПИРУС; на доске рисунок )

Странник: (рассказывает по рисунку) Это изобретение было сделано египтянами примерно 2000 лет до н. э. По берегам реки Нил в Египте в болотистых местах росло странное растение с длинным голым стеблем и кистью цветов наверху. Это- папирус. Стебель папируса разделяли иглой на тонкие широкие полоски. Эти полоски приклеивали одну к другой так, чтобы получилась страничка. Выполняли эту работу на столах, смоченных илистой водой из реки Нил. Этот ил и заменял клей. Склеив ряд полосок, получали что-то вроде ткани. Пачку листков прессовали, положив сверху что-либо тяжелое. Потом высушивали на солнце и полировали клыком или раковиной. Это и был папирус. Но он был очень хрупким материалом. Папирус нельзя было перегибать. Поэтому люди придумали делать свитки из папируса. Это были длинные ленты, которые наматывали на палочку с ручкой. Читали свиток так: левой рукой держали палочку, а правой разворачивали текст. Примерно в течение двух с половиной тысячелетий папирус был единственным материалом для письма. Кроме папируса для написания книг использовали стебли некоторых пальм. Эти пальмы растут в Индии и Тибете.

Девочка: И всё-таки, дедушка, ты помнишь, как изобрели бумагу?

Странник: Я-то помню, а вот знают ли об этом ребята? (ответы детей)

Девочка: Бумагу изобрели в Китае. Материалом для изготовления бумаги служили волокна бамбука, некоторые травы, старые тряпки. Поместив материал в каменную ступку, его растирали с водой в кашицу. Из кашицы и отливали бумагу. Затем её осторожно снимали, клали на доску и высушивали на солнце. Затем бумагу гладили валиками, полировали и покрывали мелом. Вот какой трудный путь проходила бумага, прежде, чем стать книгой.

Странник: Прошло много лет, прежде чем книга вошла в каждый дом. Я знаю, что и сегодня во многих домах живут книги, которые передаются из поколения в поколение.

Девочка: Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и представить себе, как выглядела старая книга (ответы детей, фотографии старых книг)

Девочка: А теперь я вам расскажу о том, какой была древняя книга на самом деле. Совсем не случайно на экране появился кованый сундук. Древняя книга была похожа на кованый сундук. Старинные книги укреплялись медными бляшками, наугольниками, на книгах были красивые кованые застёжки и замки. Переплет книги обтягивали дорогой тканью, оковывали серебром и золотом, украшали драгоценными камнями. Такую книгу делал не один человек, а много людей. Один человек выделывал кожу, другой полировал её, третий писал текст, четвертый рисовал картинки, пятый делал переплет, шестой переплетал книгу, седьмой рисовал обложку. Когда книга попадала в дома или в библиотеку, она всегда была на самом видном месте, а чтобы её не украли, хозяин приковывал книгу к столу цепями.

Странник: Видите, какой трудной была жизнь книги! Но всё равно книги любили и читали. А интерес к книге часто начинался с обложки.

Учитель: Уважаемые гости! Посмотрите на выставку работ наших ребят, и вы убедитесь, что ребята тоже любят книги. Давайте пройдем с вами по выставке рисунков "Обложка моей любимой книги", а дети расскажут, о каких книгах идет речь.

Ученик:

В моём шкафу теснятся к тому том.
И каждый том на полке - словно дом,
Обложку - дверь откроешь второпях -
И ты вошёл, и ты уже в гостях:
Как переулок, каждый книжный ряд,
А весь мой шкаф - чудесный Книгоград.
Когда ты будешь в этот город вхож -
Из Прошлого в Грядущее пройдёшь,
Заглянешь в страны и во времена:
Любая книга - время и страна.
Здесь в комнате моей из года в год ,
Всё человечество в ладу живёт.

(Ребята рассказывают об обложках любимых книг и показывают к ним закладки, определяются победители и награждаются грамотами.)

Странник: Спасибо, ребята. Вы постарались, и ваши обложки получились очень интересными. Видно, что они были сделаны с любовью.

Девочка: Дедушка! А давай поиграем с ребятами. Пусть они назовут нам как можно больше пословиц русского народа о пользе чтения и учения. (дети говорят пословицы и объясняют их смысл)

Учитель: Книги помогают понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо внимательно, вдумчиво. К книгам мы должны относиться бережно.

(Две ученицы разыгрывают сценку по стихотворению М. Ильина "Две книжки").

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки? -
Одна спросила у другой.
- Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки: Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей:
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, -
О них и говорить то неприлично:
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на "отлично".
- Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе:

Учительница:

В этой басне нет загадки:
Расскажут напрямик
И книги, и тетрадки,
Какой ты ученик!

Странник:

Чтоб урок прошёл не зря,
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!

Мы без книги, как без рук,
Книга - это первый друг.
Ведь без книги, как без света,
Как без доброго совета.

Девочка:

Кто с книгой по жизни шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить.

Книга всё тебе расскажет,
С ней беседа не наскучит,
Край родной она покажет
И любить тебя научит.

Странник: Загостились мы с тобой, внученька. Нас ведь и другие ребята ждут. Нехорошо заставлять себя ждать, пойдём уже. А с этими ребятами мы ещё с тобой встретимся, только в следующем году. Договорились?

Девочка: Конечно, дедушка! Я и забыла, что мы спешим. Так интересно было с ребятами. Давай пожелаем им как можно больше читать и узнавать нового! (уходят)

Учитель: Ребята! Только того человека считают образованным, который любит книгу и регулярно её читает. Сегодня мне хотелось бы вручить вам список литературы для чтения, который позволит вам шагнуть в мир удивительных и интересных книг.