Система тренингов в рамках реализации программы "Социально–психологическое сопровождение студентов" Курганского базового медицинского колледжа

Разделы: Школьная психологическая служба


Сегодня мы живем в эпоху, полную противоречий. Наша жизнь постоянно претерпевает различные изменения. И всем нам нужно успевать за этими изменениями, чтобы не выпасть из целостной цепочки взаимодействия с окружающими нас людьми и событиями.

Часто педагоги жалуются, что даже маленькие дети теперь уже не такие вежливые и "невинные", как раньше. А что же тогда говорить о современных подростках!? Для многих подростков все труднее становится нормально взаимодействовать со сверстниками, и уж тем более с взрослыми. И все больше и больше подростков страдают от одиночества и изоляции, выплескивая свою боль в агрессию или в равнодушие к окружающему миру.

Но и взрослые часто не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей подростков, все меньше говорят о действительно существенных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями.

На подростков давят не только описанные выше изменения. Они чувствуют, что и в профессиональной жизни происходят события, уже сейчас влияющие на их жизнь. Рынок труда стал придирчивым. Для того, чтобы найти свое место и успешно реализовываться в профессиональной сфере, нужно быть не только квалифицированным специалистом, но и обладать рядом социальных навыков: важно уметь общаться с самыми разными категориями людей, быть готовым работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других. А это под силу лишь независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации. Для развития данных навыков необходимо создать жизненное пространство, в котором возможно развитие у подростков способности к самоопределению, самоорганизации и самореализации.

В системе среднего профессионального образования решать данную проблему призваны различные категории специалистов: педагоги-психологи, социальные педагоги, преподаватели различных дисциплин и кураторы групп.

В колледже первой ступенью в реализации данной задачи является организация взаимодействия куратора группы со студентами первого года обучения.

Как грамотно построить перспективные отношения с подростками, впервые встретившимися в одной учебной группе? Как с первого дня увидеть потенциал каждого из студентов? Как из разрозненных, чужих друг другу ребят, создать команду единомышленников, ведь общепризнанно, что производительность команды выше, чем работа такого же числа отдельных индивидуумов?

Социально-психологической службой колледжа разработана комплексная программа "Социально-психологическое сопровождение студентов". В процессе реализации этой программы предусмотрено последовательное проведение тренингов в учебных группах студентов. Так как тренинг представляет собой наиболее целенаправленное и экономически выгодное вложение в личность при ограниченном объеме времени (студенты обучаются в колледже три - четыре года), поскольку в процессе тренинга отрабатываются лишь те навыки, которые необходимы человеку для достижения конкретных целей. В тренинге сочетаются различные формы обучения - лекции, разбор ситуаций, деловые игры, упражнения на отработку необходимых навыков, нацеленные на решение конкретных проблем участника. Сочетание различных форм обучения способствует тому, что материалы тренинга усваиваются намного эффективнее, чем на традиционных занятиях. (Таблица 1).

Таблица 1

Система тренингов в рамках реализации программы

"Социально-психологическое сопровождение студентов"

Год обучения Тема, цель и задачи тренинга
Первый год Первый семестр тренинг "Команда".
Цель: Формирование и сплочение коллектива студентов.

Задачи:

Расширение представление участников тренинга друг о друге.

Обучение анализу, навыкам активного слушания, обратной связи.

Снижение уровня тревожности в группе.

Создание комфортной обстановки.

Внедрение норм взаимовыручки.

тренинг "Конструктивные коммуникации"
Цель: Определение своей стратегии построения взаимоотношений

Задачи:

Развивать умения и навыки межличностного общения.

Развивать способности к деловому взаимодействию.

Предупреждать и разрешать возникшие конфликты.

Развивать умение вести дискуссию.

Формировать навыки вербального и невербального общения.

Мотивировать на конструктивность взаимоотношений.

Второй семестр тренинг "Лидер"
Цель: Формирование лидерских качеств и активной жизненной позиции.

Задачи:

Обучать распределению обязанностей и ролевым формам внутригруппового взаимодействия.

Развивать организаторские способности.

Формировать умения устанавливать и поддерживать личные контакты с ровестниками.

Воспитывать способность оставаться независимым в группе, уважать мнение и учитывать интересы других членов группы.

Побуждать активность студентов.

Второй год Третий семестр тренинг "Креативности"
Цель: Мобилизация творческих возможностей и спонтанности у студентов.

Задачи:

Формировать готовность к восприятию новых понятий, образов, идей, кодов.

Формировать новый опыт анализа ситуации.

Развивать способность видеть многообразие вариантов решения индивидуальной или коллективной задачи.

Развивать креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение.

Четвертый семестр тренинг "Публичное выступление".
Цель: Формирование индивидуальной копинг-стратегии "Публичное выступление".

Задачи:

Формировать позитивное отношение к публичному выступлению.

Продолжить развитие способности к эффективному взаимодействию.

Продолжить развивать умение вести дискуссию.

Формировать навык самопрезентации.

Обучить навыкам саморегуляции и рефлексии.

Третий - четвертый год Пятый семестр Тренинг "Самопрезентация"
Цель: Осознание студентами собственной ценности.

Задачи:

Прояснение своих профессиональных мотивов и потребностей.

Развитие самосознания и самоисследования.

Осознание своих профессиональных умений.

Выявление сильных сторон своей личности.

Овладение приемами преодоления сомнений.

Развитие и закрепление уверенности в своих профессиональных способностях.

Шестой - седьмой семестр Тренинг "Саморегуляции".
Цель: Предупреждение раннего эмоционального выгорания среднего медицинского работника.

Задачи:

Обучить навыкам саморегуляции.

Снять эмоциональное и физическое напряжение.

Снизить уровень тревожности.

Активизировать концентрацию внимания.

Обучить способам повышения работоспособности.

На первом году обучения, в сентябре, в каждой учебной группе предусмотрено проведение командообразующего тренинга "Команда". В ходе этого тренинга каждый студент осознает и проявляет свои личностные особенности и особенности участников группы, сближаются позиции студентов и куратора группы.

Целью проведения командообразующих тренингов является: формирование и сплочение коллектива студентов.

В тренинге важна активная жизненная позиция куратора. Его энтузиазм, стремление к личностному и профессиональному росту являются залогом максимальной самоотдачи в работе с группой и, как результат, высокий уровень самосознания и развитие личности студента. В ходе тренинга происходит сближение позиций куратора и студента. Куратор получает информацию о потенциальных лидерах коллектива студентов. А студенты начинают рассматривать куратора, как члена своего коллектива.

Командообразующий тренинг можно считать отправной точкой во всем процессе обучения студента в колледже, так как эффективность проведения командообразующего тренинга влияет на успешность адаптации студентов.

На основе опыта, полученного студентами при проведении командообразующего тренинга (навык активного слушания, обратной связи, взаимовыручки), возможно формировать следующие умения: умение слушать, объяснять, принимать решения, использовать вербальные и невербальные средства общения.

Для формирования и развития перечисленных умений в ноябре первого года обучения проводится тренинг "Конструктивные коммуникации"

Тренинг "Конструктивные коммуникации" позволяет студентам определить свою стратегию построения взаимоотношений с ровесниками и взрослыми. Взаимоотношения могут строиться по-разному:

  • работая рядом друг с другом, но против друг друга, каждый только за себя самого и против других;
  • работая рядом друг с другом, проявляя готовность вступать в позитивные отношения с другими людьми ради общих достижений.

Все люди имеют одинаковые или похожие проблемы. Но насколько конструктивны их взаимоотношения, зависит от того, как они эти проблемы пытаются решать.

Важным условием для эффективного проведения такого интерактива является формирование на начальном этапе тренинга мотивации на построение конструктивных взаимоотношений.

Упражнения тренинга подобранны таким образом, что каждый студент имеет возможность самовыражения и максимального контакта с группой.

Тренинги "Команда" и "Конструктивные коммуникации" являются базовыми в процессе адаптации студентов нового набора и роль куратора в этой программе - быть острием вектора, лидером, наставником, другом.

Успешность адаптационного периода позволяет студентам раскрыть свои индивидуальные способности. Для этого в апреле первого года обучения проводится тренинг "Лидер", цель которого: формирование лидерских качеств и активной жизненной позиции.

В процессе проведения тренинга раскрывается концепция лидерства:

  • роль лидера в социуме;
  • формальность и неформальность лидерства;
  • личностные качества лидера.

Выполняя упражнения тренинга, студенты приобретают опыт активной жизненной позиции, формируют принципы лидерства в собственной жизни.

Успешность тренинга возможна только при создании условий в колледже для проявления лидерских качеств студента: участие в самоуправлении группы, отделения, колледжа, выполнение исследовательских проектов, участие в проведении профориентационной работы колледжа, участие в волонтерском движении, выступление на тематических конференциях.

Упражнения тренинга провоцируют студентов на проявление индивидуальных лидерских способностей и их дальнейшее развитие. Таким образом, каждый студент получает шанс познакомиться с новой гранью своей личности и расширить горизонты своих возможностей.

Тренинги, проведенные в течение первого года обучения студентов в колледже, позволили снять эмоциональное напряжение, преодолеть чувство отверженности, приобрести и развить навыки конструктивного поведения и групповой сплоченности, проявлять лидерские способности.

На втором году обучения для студентов становится актуальным успешное освоение специальных дисциплин и приобретение профессиональных умений. В связи с этим перед психологической службой колледжа стоит задача создания условий для расширения креативного поля личности студента в его будущей профессиональной деятельности.

И для решения этой задачи в октябре - ноябре в каждой учебной группе проводится тренинг "Креативности". Упражнения тренинга, при правильном использовании:

  • настраивают на работу вне привычного мыслительного шаблона и с высокой спонтанностью;
  • обеспечивают новый опыт анализа ситуации, возникающей из столкновения разных взглядов, которых придерживаются участники группы; готовность к восприятию новых понятий, образов, идей, кодов;
  • развивают способность видеть многообразие вариантов решения индивидуальной или коллективной задачи, снимает страх перед неизвестным или перед дилеммой выбора;
  • создают проблемную и недирективную среду, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
  • побуждают участников к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения.

Но основным условием для успешных результатов тренинга необходимо актуализировать качества, приобретенные студентами в тренингах первого года обучения: - активного слушания, обратной связи, взаимовыручки,

  • использовать вербальные и невербальные средства общения,
  • активной жизненной позиции.

Риском данного тренинга может явиться отклонение участников группы от контекста тренинга при строгом дозировании времени на каждое упражнение.

Навыки, приобретенные на тренинге, позволяют студентам успешно решать проблемные ситуационные задания на практических занятиях специальных дисциплин.

Одной из видов деятельности среднего медицинского работника является медицинское просвещение и пропаганда здорового образа жизни среди различных слоев населения. Для этого будущему специалисту необходимо овладеть навыками публичного выступления.

Во втором семестре этого года студенты участвуют в работе тренинга "Публичное выступление". Содержание программы тренинга базируется на умениях, приобретенных на предыдущих тренингах: проявлении лидерских и коммуникативных качеств, креативности.

Цель тренинга: формирование индивидуальной копинг-стратегии "Публичное выступление". Для реализации этой цели решаются следующие задачи:

  • Формировать позитивное отношение к публичному выступлению.
  • Развивать способности к деловому взаимодействию.
  • Развивать умение вести дискуссию.
  • Формировать навык самопрезентации.
  • Обучить навыкам саморегуляции и рефлексии.

Методы тренинга: мозговой штурм, деловая игра, проектирование, самостоятельная работа, групповая работа, медитация, театральная мастерская.

Каждое упражнение тренинга содержит интригу: преодоление внутреннего страха перед проявлением себя на публике, владение эмоциями, чувствование времени, осознание своих сильных и слабых сторон и самореклама.

Тренеру необходимо быть готовым к возможности отказа студента от выполнения упражнения и тогда, уважая выбор студента, с ним нужно согласиться.

Качество результатов тренинга зависит от уровня мотивации студентов: каждый из них готовится участвовать в волонтерском движении по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся школ, профессиональных училищ, студентов СПО и ВУЗов, пациентов учреждений здравоохранения города и области.

Тренинги второго года обучения дают студентам уверенность в своих силах, учат трансформировать слабые стороны личности в сильные и формируют позитивное отношение к самопрезентации.

Для студентов выпускных групп (третий и четвертый год обучения) становится важным дальнейшее трудоустройство и успешность в профессиональной деятельности. Для этого необходимо научиться презентовать себя и свои профессиональные возможности. А также овладеть навыками саморегуляции в целях профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.

В ноябре - декабре проходит тренинг "Самопрезентация". Цель тренинга: осознание студентами собственной ценности. Эта цель достигается через выполнение упражнений, в которых происходит:

  • прояснение своих профессиональных мотив и потребностей,
  • развитие самосознания и самоисследования,
  • осознание своих профессиональных умений,
  • выявление сильных сторон своей личности,
  • овладение приемами преодоления сомнений,
  • развитие и закрепление уверенности в своих профессиональных способностях.

Очень важно, что бы в ходе тренинга все студенты находились в поле зрения тренера и каждый из них получил свою долю внимания и поддержки.

Результатом тренинга является написание резюме, которое составляет каждый студент с учетом своих индивидуальных особенностей и талантов. Резюме - это подведение итогов самопознания и саморазвития студента, которые происходили во время всего обучения в колледже. Резюме - это показатель трансформации представлений о самом себе, о своих сильных и слабых сторонах, приятие самого себя.

Заключительный тренинг всего курса - тренинг "Саморегуляции". Он направлен на обучение выпускников способам саморегуляции. Владение навыками саморегуляции позволит снять эмоциональное напряжение у молодого специалиста в период профессиональной адаптации. А значит, предотвратит раннее эмоциональное выгорание среднего медицинского работника.

В тренинге используются техники и приемы, позволяющие снять эмоциональное и физическое напряжение, снизить уровень тревожности, активизировать концентрацию внимания, повысить работоспособность.

Для проведения тренинга важно выбрать оптимальное время (до начала подготовки к итоговой государственной аттестации) и место (зал с ковровым покрытием, музыкальное и световое сопровождение).

Этот тренинг отличается от всех предыдущих тем, что он проходит в более спокойном режиме. Это позволяет провести анализ и обсуждение внутреннего состояния, дискуссию, техники релаксации, наблюдение за влиянием света, музыки и запахов на общее состояние человека.

В ходе выполнения упражнений каждый студент составляет индивидуальную памятку саморегуляции, которая в дальнейшем позволит восстановить в памяти и применить на практике все техники и приемы.

Успешная реализация комплексной программы "Социально-психологическое сопровождение студентов" возможна только при следующих условиях:

Наличие и реализация целевых воспитательных программ в колледже.

Наличие воспитательных программ в группах.

Соответствие содержания тренингов целям и задачам целевых воспитательных программ колледжа и воспитательных программ групп.

Благоприятные условия в колледже для повышения социально-психологической компетентности педагогов (самообразование, курсы, семинары, конференции, тренинги).

Действующий управленческий механизм мотивации педагогического коллектива на проявление активной профессиональной позиции (моральный, материальный).

Наличие у психолога опыта ведения и работы в составе тренинговых групп (желательно в тренингах данных тем).

Цель образовательного учреждения системы среднего профессионального образования не только в подготовке профессионалов среднего звена, но и в формировании у них системы ценностей, востребованных в современном обществе. И тренинги - как интенсивные краткосрочные обучающие занятия, направленные на создание, развитие и систематизацию определенных навыков, необходимых для выполнения конкретных личностных, учебных или профессиональных задач - играют свою ведущую роль.

Приложение.