Логопедическое занятие во 2–3-х классах "Антонимы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • расширить представление детей об антонимах, научить самостоятельно подбирать антонимы к данным словам и по картинкам, выделять антонимы в тексте;
  • активизация словаря учащихся, развитие внимания,
  • памяти, коррекция недостатков произношения, совершенствование навыков чтения и письма;
  • воспитывать интерес к учебному процессу, чувство ответственности при выполнении заданий.

Оборудование: картинки к стихотворению Г.Сапгира "Яблоко" или презентация ppt, карточки со словами-антонимами, картинки яблок, мяч, картинки с изображением героев мультфильмов.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Сообщение темы, повторение пройденного.
  4. Разложить парами карточки с антонимами.
  5. Записать пословицы, вставляя пропущенные слова с противоположным значением.
  6. Найти антонимы в тексте.
  7. Физминутка.
  8. Работа по подбору антонимов к многозначным словам.
  9. Охарактеризовать с помощью антонимов героев мультфильмов.
  10. Разгадать кроссворд.
  11. Подведение итогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.

– Здравствуйте, ребята. Сядьте ровненько. Проверяю порядок на партах, а вы приготовьтесь внимательно слушать, правильно отвечать и активно работать.

2.

– Я вижу, вы готовы к занятию. А готовы ли ваши язычки? Проверим, как вы умеете выполнять упражнения:

1) губы "трубочкой"

2) "улыбка"

3) язычок высунуть наружу, спрятать внутрь

4) поднять язык кверху, опустить

5) кончиком языка двигать влево, вправо

3.

– Молодцы! Когда вы делали гимнастику, я называла слова с противоположным значением. Какие? (наружу-внутрь, поднять-опустить)

– А как называются эти слова?

– Правильно! Слова, противоположные по смыслу называются антонимы.

– Откройте тетради, запишите число и тему нашего занятия: "Антонимы".

– А теперь послушайте стихотворение Г. Сапгира “Яблоко”.

А нам помогут вот эти животные (на доске картинки яблока, коня, мышонка, воробья, улитки, телёнка, цыплёнка, котёнка, червячка) (Рисунок №1). Или предлагается просмотреть презентацию (Приложение №1)

– Отлично! Теперь назовите пары слов противоположных по смыслу, которые встретились в стихотворении.

(низко-высоко, близко-далеко, мало-велико, кислое-сладкое)

-Скажите, а где мы увидели яблоко, о котором спорили животные? (В саду)

– Верно, мы с вами попали в волшебный сад слов-антонимов.

Мы будем собирать яблоки.

4.

– Давайте сорвем с веточки яблоко. Тут написана загадка, попробуйте её отгадать:

Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится.
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять...

Н. Найдёнова.

– Правильно! Это волшебный ветер, он залетел в наш сад и сорвал, разбросал листья-антонимы из своей загадки. Вспомните загадку и соберите листья парами. (Рисунок №2) Запишите получившиеся антонимы в тетрадь.

– Посмотрите на пары и скажите, какими частями речи могут быть антонимы? (прилагательными, существительными, глаголами)

6.

– Следующее яблоко. Здесь пословицы. Проказник-ветер сдул последние слова. Придется нам закончить каждую пословицу.

"Знай больше, а говори ..."
"Маленькое дело лучше большого ... безделья"
" Лучшая вещь новая – лучший друг ..."
" Корень учения горек, а плод его ..."

Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. Объясните, как вы понимаете смысл пословиц. Запишите понравившуюся пословицу в тетрадь.

7.

Третье яблоко. Здесь много загадок и стихотворений. Каждый возьмет листочек с текстом и самостоятельно найдет слова – антонимы, а затем выпишет их в тетрадь.

(Рисунок №3)

Морж спросил у кенгуру:
– Как выносишь ты жару?
– Я от холода дрожу!-
Кенгуру сказал моржу.

Б. Заходер.

Далеко мой стук
Слышится вокруг,
Червякам я враг,
А деревьям – друг.

Как столкнутся– стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг,
Толстый тонкого побъёт,
Тонкий что-нибудь прибъёт
Кто приходит,
Кто уходит,-
Все её за ручку водят.

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
От дома начинается,
У дома и кончается.

По небу лебедь чёрный
Рассыпал чудо-зёрна.
Чёрный белого позвал,
Белый зёрна поклевал.

Молдцы! Кладём яблоко в корзину.

8.

- Что это за гостья? Это ворона Анютка залетела в наш волшебный сад. (Детям демонстрируется картинка вороны, которая постоянно сопровождает физминутки)

Прилетела к нам Анютка,
Начинаем физминутку:

-Вы мне возвращаете мяч со словом-антонимом:

"Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь : ... . (низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : ... .(близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь : ... .(пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты : ... .(нашел)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты : ... .(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай : ... .(конец)

9.

– Мы отдохнули, и я беру четвертое яблоко. Вот, что нам нужно сделать. Есть такие слова, к которым можно подобрать не одно, а несколько слов, противоположных по смыслу. Попробуем это сделать и попытаемся ответить на вопрос, почему так получается.

Свободное место – ... место
Свободная обувь – ... обувь

Мелкий дождь – ... дождь
Мелкая река – ... река

Свежий хлеб – ... хлеб
Свежий огурец – ... огурец

Запишите в тетрадь.

(Пока дети пишут, на доску вывешиваются картинки с изображением героев мультфильмов) (Рисунок №4).

10.

Сорвем следующее яблочко.

– Охарактеризуйте героев мультфильмов. Отвечайте полными предложениями:

"Медведь тяжёлый, а мышка лёгкая"

11.

– Последнее яблочко. К словам из первого столбика нужно придумать антонимы:

холод – жАра
мало – мНого
новый – сТарый
здоровый – бОльной
стужа – зНой
громко – тИхо
плакать – сМеяться
низкий – вЫсокий

Прочитайте слово, которое получилось по вертикали.

12. Итог занятия.

Вот и собрали мы все яблоки. Скажите, что же это за слова – антонимы? (Антонимы – это слова с противоположными значениями).

– Приведите примеры пар антонимов.

(Дети приводят примеры)

– А какое задание вам больше всего понравилось?

Презентация