Снежная мозаика

Разделы: Работа с дошкольниками


Если вы хотите узнать, какое направление принимают работы детского воображения, то наблюдайте внимательно за играми ребёнка…

К.Д. Ушинский

 

В последнее десятилетие родители больше затрачивают времени на материальное обеспечение, при этом всё меньше уделяют внимание детям и не замечают, как теряют самое ценное и дорогое – радость общения с детьми. Из-за чего возникают сложности в воспитании детей, ярко проявляются негативные факты, такие как непонимание, душевная черствость. Что естественно отрицательно отражается в дальнейшем в поведении детей не только дома, но и в дошкольных учреждениях. Растёт число неуправляемых жестоких и замкнутых детей, не умеющих общаться. Родители недооценивают именно дошкольный возраст, когда надо развивать детей в эстетическом и социальном направлении, именно в этом возрасте необходимо больше уделять внимания детским увлечениям: танцам, музыке, рисованию и игре. Главная задача педагогов – это своевременно помочь родителям устранить причины недопонимания и отдаления их от детей, из-за чего у дошкольников возникает отрицательное отношение к обучению, и происходит снижение познавательных и творческих способностей. Главная из задач, которая стоит перед родителями – это ценить детство. Больше времени уделять своим детям, радоваться вместе с ними, каждому новому открытию, чтобы у ребёнка проявлялась личная заинтересованность, творчество.

В небольшом сибирском городке Междуреченске есть детский сад “Колокольчик” с приоритетным развитием эколого-эстетического направления.

Каждый день сюда приходят дети от 2-х до 7 лет их встречают чуткие, грамотные и умные педагоги, которые стараются сделать каждый день ребёнка – счастливым. Каждый воспитатель нашего детского сада огромное внимание уделяет развитию эмоциональной сферы ребёнка. Педагоги создали все условия для полноценной, интересной, радостной жизни детей.

Ни для кого, не секрет, что дети развиваются в игре. Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. И как сказал А. С. Макаренко: “… Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре”. Для детей игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для него именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. Ведь именно игра очень непосредственно воздействует на эмоциональное состояние человека, с её помощью можно быстро активизировать, или, наоборот успокоить ребёнка.

Каждый воспитатель детского сада “Колокольчик” уверен, что игра для детей – это способ существования, способ познания и способ освоения окружающего мира. Именно она – детская игра отличается верой в подлинность и правду вымысла: стоит малышу сказать себе: “как будто бы” и вымысел уже живёт в нём. Игра, фантазирование, сочинительство – это, несомненно, самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости.

За долгие годы работы детский сад приобрёл своё лицо, свои традиции. Нашим педагогам есть, чем гордиться. На пороге – Новый год, дети живут в предвкушении праздника. Издалека видны окна детского сада, подсвеченные разноцветными огоньками и украшенные сказочными рисунками: здесь и Дед Мороз со Снегурочкой, и упрямый бычок, и трусливый зайчонок, косолапый мишка и хитрая лисичка. Ребятня с удовольствием путешествует по коридорам садика, переходя из одной групповой комнаты в другую. Каждый торопиться придумать занимательную историю из жизни сказочных персонажей тех, которые смотрят с разрисованных окон. Вот где простор творчеству и фантазии! Дети благодарны своим педагогам, которые от всей души старались для них, делая сказку своими руками. Вот где наяву ребёнок учится видеть, слышать и воспринимать окружающий мир и эмоционально на него откликаться. Он не только глубоко чувствует и понимает происходящее вокруг, но, и в тоже время, становится способен к соучастию, сопереживанию. Ведь как близок и понятен каждому краснощёкий Дед Мороз и нежная Снегурочка. Сколько неповторимых, необыкновенно сказочных историй, навеянных витражами, рождается из уст маленьких рассказчиков. Может быть здесь перед нами стоят будущие поэты и писатели. Как знать?!

А как торопятся зимой дети на прогулку. Так и манит всех пышная ёлка, разряженная цветными кусочками льда в форме ягодок, сердечек, шишек. Интересны дошколятам и кормушки для птиц, выполненные в форме домиков, паровозиков, снеговиков и гномиков. Эти самодельные игрушки – кормушки сделали своими руками ребята под руководством умелых воспитателей. Мгновенно замирают дети при виде красногрудых снегирей и суетливых сорок, сидящих на зелёных ветвях и клюющих зёрна из кормушек. Каждый малыш знает сибирских лесных обитателей: перелётных и зимующих.

И где как в ни нашем снежном городке дошколят ожидают сюрпризы, улыбки и волшебство. Снежный городок представлен разнообразными постройками. Главные в нём – горки: одна для малышей, другая для детей старшего дошкольного возраста. Привлекают внимание фигуры Бычка (символ наступающего Нового года) и его подружки Бурёнки. Именно Бурёнка очаровывает малышей своими огромными глазами с пушистыми чёрными ресницами. Особенно колоритно выглядит белоснежный Ангел с хрупкими крыльями за спиной. Неподалёку расположились краснощёкий Дед Мороз со своей внучкой Снегурочкой.

Мы старались, чтобы все постройки были не только красивыми, но и функциональными. Все они служат для освоения разных видов движений: прыжков, лазанья, метания.

Для подлезания мы лепим дракона, медведя, которые держат в лапах обруч.

Для метания в горизонтальную и вертикальную цель годятся бочки, корзинка, ступа Бабы – Яги.

Для прыжков, перетягивания, ходьбы и бега змейкой лепим грибы, лягушек.

Для скольжения используем песочницу. С первыми заморозками заливаем её водой: образуется ледяная корка, затем она повторно заливается. И каток готов. Можно украсить его снежками и звёздочками: смоченные в воде тканевые звёздочки легко приклеиваются к ледяной поверхности катка. Последняя заливка катка делает его гладким, скользким и, самое главное, привлекательным.

Техника изготовления фигур удивительно проста и состоит из нескольких этапов. Сначала устанавливаем деревянные короба, наполняем их снегом, тщательно утрамбовываем. Когда снег спрессуется, пройдёт несколько дней, только тогда можно убрать короба. Снежные кубы готовы. Вот теперь можно непосредственно перейти к вырезыванию конкретных фигур. Полученные фигуры обмазываем снежным месивом и заливаем водой, которая скрепляет фигуры и даёт им возможность сохраниться как можно дольше. Рецепт снежной массы не сложен: в ведро, до половины наполненное водой, надо положить чистый, пушистый снег тщательно перемешать. Снежная масса готова!

При строительстве снежного городка много внимания уделяется украшению фигур. Чтобы они стали яркими и красочными используем ткань, бахрому, тесёмки, ветки, искусственные цветы, пластмассовые бутылки. Их очень легко наклеить на снег. И, конечно применяется краска. А тканью украшать удобно и красиво. Например, фигура поварёнка – кулинара колоритно смотрится в ситцевом голубом костюме, а поварёшка в руках вызывает только улыбку.

В процессе многолетней практики мы пришли к выводу, что детали украшений сначала надо смочить водой, потом подморозить и только затем с помощью воды приклеить к фигуре. Именно в результате этого, детали не деформируются.

Снежный городок детского сада “Колокольчик” очень привлекателен для детей и родителей. С утра и до вечера здесь звучит весёлый ребячий смех. Все постройки из снега многофункциональны. Обилие фигур, горок, а также и свободное пространство – всё предусмотрено для проведения подвижных и самостоятельных игр. Особенно обожают ребятишки кружить хороводы вокруг Деда Мороза, каждый торопится шепнуть ему на ушко своё самое заветное желание. Каждая из фигур снежного городка имеет не только эстетическое значение, но и служит для проведения конкретных игр. Вот некоторые из них:

Поварёнок

Повар готовит обед,
Ничего удивительного здесь нет!
Вы снежинки быстрей кидайте
И котёл тот пополняйте.

(На поварёнка надевается обруч и снежинки летят в него)

Вкусный обед

(По типу эстафеты)

Я на страже здесь стою,
Во все стороны гляжу.
Подходи, не зевай
И к обеду поспевай.
Раз, два, три – поскорей беги!

(Дети с ложками в руках стоят в двух шеренгах перед фигурой поварёнка, после слов 1,2,3 – беги, бегут по очереди, оббегают повара и передают ложку следующему и т.д.)

Снежок

Бык с бурёнкой к нам пришли
И снежок они нашли,
Стали спорить и кричать,
Кому из них его бы взять.
Раз, два, три, четыре, пять –
Снежок мы будем догонять.

(Дети стоят в кругу, передают снежок по кругу, у кого он падает, то выбывает из игры).

Волшебная снежинка

Вот по кругу я иду,
И снежинку вам кладу.
Руки крепче зажимайте,
Да следите, не зевайте,
1,2,3 – у кого снежинка выходи!

(Передают снежинку по кругу, водящий отгадывает у кого снежинка, ребята со снежинкой выполняют задание. Например: прокукарекать, прокуковать и т.п.)

Дед Мороз

Дед Мороз, Дед Мороз,
Расскажи, где был?
Дед Мороз, Дед Мороз,
Ты к кому ходил?

(Дети идут по кругу, вокруг Деда Мороза. Дед Мороз (водящий ребёнок) идёт противоходом внутри круга)

Дед Мороз (водящий ребёнок)
Я по лесу всё ходил,
По сугробам всё бродил.

  1. Был в лесу, видел лису (дети изображают лису)
  2. Я в лесу бывал, я там зайца видал (дети изображают зайчиков)
  3. Я в лесу бывал и медведя повстречал (дети изображают медведей)
  4. Я в лесу бывал птичек там видал (дети изображают птичек)

Не пора ли пробежаться?

(Дети стоят друг против друга в двух шеренгах, после слов: бежит ребёнок первой команды, стараясь разбить шеренгу другой. Если разбивает, то забирает себе соперника, если нет, то сам остаётся в этой команде)

Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть
Не пора ли пробежаться,
И местами поменяться?

Саночки – самокаточки.

Раз, два, три! Саночки вращайтесь
В снежный домик для ребят
Скорее превращайтесь!

(Дети стараются занять санки. По количеству санок меньше, чем детей. Опоздавший выбывает из игры, санки тоже убирают. Игра начинается с начала).

Волшебный Ангел.

Раз, два, три! – вокруг ангела ходи!
В то во что мы захотим,
В то тебя и превратим

(В птицу, в белку, осу и т.п…По сигналу дети замирают в позе названного животного)

Погляди и отгадай.

Уж ты зимушка-зима,
Зима снежная была,
Зима вьюжная была,
Рождество нам принесла
Вокруг Ангела пойдём
И в игру мы попадёт.
А в какую не скажу,
Поглядите, покажу.

(Ведущий замирает в определённой позе, нужно отгадать заданный персонаж. Кто правильно угадывает, становится ведущим).

Снегурочка.

Ходим кругом друг за другом,
Эй, ребята, не зевай!
Что Снегурочка покажет,
То и будем выполнять.

(Дети идут по кругу, повторяют движения за снегурочкой, например: играют на дудочке, прыгают, барабанят…).

Бычок.

Как попал ты к нам в кружок,
Так и оставайся,
Не уйти тебе бычок, как не вырывайся!

(Игра по типу игры “кошки-мышки”: идут по кругу, с окончанием слов ведущий-бычок старается вырваться из круга.).

Бурёнушка.

Корова сердится, корова молчит,
Звонко копытцами стучит
Головой своей трясёт,
Никак сено не найдёт.
Раз, два, три, четыре, пять – выходи играть опять!

(Водящий идёт по кругу противоходом, с окончанием слов “выходи играть опять”, два ребёнка, напротив которых остановился ведущий, бегут по кругу в противоположные стороны. Кто быстрее возьмёт ветку, тот – водящий)

Дед Мороз и дети.

(Догонялки)

Я Дед Мороз, бородой оброс,
Ищу в лесу зверей, выходите поскорей.

Дети: А каких тебе зверей?

Д/М: Мне зайчиков

Дети: А ты их любишь?

Д/М: Люблю

Дети: А ты их догонишь?

Д/М: Догоню.

(Игра продолжается с варьированием изображаемых персонажей: например, медведей, синичек, лисичек, белочек и т.д.)

Снежные ворота.

Снежные ворота, проходите. Господа,
Я и сам пройду и друзей проведу
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз – не пропустим вас.

(Двое водящих держатся за руки “воротами”, через “ворота” проходят дети “паровозиком”, на последние слова ворота закрываются. Кто попал, встают ведущими).

Ёлочка, замри!

Много елочек в лесу,
Зелено и весело!
Будем бегать и играть,
Будем елочкой стоять!

(Дети бегают врассыпную, по окончании слов, встают парами в позе “елочки”, т.е. спинами друг к другу, держась при этом за руки).

Попрыгунчики.

Зайке скучно так стоять,
С зайкой нужно поиграть.
Будем весело скакать,
Зайку морковкой угощать.
1,2,3 – зайку угости!

(Дети с ледяными морковками в руках стоят в две колоны после слов – “1,2,3 – зайку угости!” выполняют прыжки, кладут морковь в корзинку)

Петушиный бой

Кто сильнее?
Кто ловчее?
Спор возник у нас такой
Мы устроим петушиный бой!

(Дети на одной ноге встают напротив друг друга, стараясь столкнуть соперника со снежного вала)

Смелые снеговички

И ни ночью, и ни днём,
Не загонишь снежных в дом.
Снеговички смело здесь стоят
Охраняют детский сад.
Надоело им стоять,
Надо с ними поиграть.
Метко мы снежки метаем
Точно в цель попадаем!

(Дети метают снежки в снеговиков)

Игра – снежки

Пушистыми сугробами,
Засыпало весь двор.
Совсем мы не ленились,
Вот замки появились.
Скучать нам некогда друзья,
В снежки играть пора!

(Дети метают снежки друг в друга из-за снежных крепостей)

Игра – импровизация

(со снежными фигурами)

Вот какие мы!

– Мы бычки! – Мы мишки! – Мы зайчики!
– Какие вы? – Какие вы? – Какие вы?
– Бодастые! – Косолапые! – Прыгучие!
– А мы волчата! – Мы девочки! – А вы, какие мальчики!
– Ой, – Какие вы? – Мы сильные!
– Да вы зубастые! – Красивые!  

(Дети, стоя в кругу, обыгрывают каждую снежную фигуру)

Саночки-ледяночки

Покатились с горки вниз,
Крепче ты за них держись!
Ты ледянки-то держи,
Да смотри – не упади!

(Дети катаются с горки)

Игра “Два Мороза”

Выбираются два водящих ребенка.

– Я Мороз Красный нос!

– Я Мороз Синий нос!

– Кто из вас решится, в путь дороженьку пуститься!

Дети: - Не боимся мы угроз,

И не страшен нам Мороз!

Дети перебегают на противоположную сторону, водящих пытаются “заморозить” перебегающих.

Приложение 1