Проектная деятельность в процессе социализации подростков

Разделы: Общепедагогические технологии


В социально-педагогическом контексте социализация выступает как процесс вхождения, адаптации человека в современное общество. Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для его семьи, ближайшего окружения. Социализация проходит также  через взаимодействие с институтами общества. Смысл социализации “раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие, самореализация” [1]. Единство этих процессов обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни.  Социальная адаптация характеризуется активностью личности по отношению к среде, способностью к продуктивной жизнедеятельности в обществе. Главное в механизме социальной адаптации личности – умение активно действовать, ставить перед собой цели и в зависимости от них планировать и строить свою жизнь, анализировать ее, уметь преобразовывать как личную жизнь, так и социальную действительность.

Сегодня во всем мире признано: чем выше и качественнее уровень образования граждан, тем более успешной будет их жизнь, тем эффективнее будут решаться социально-экономические задачи в государстве. Отсюда в обществе появилась потребность в модернизации школы, внедрении прогрессивных методик и форм обучения.

Правительственная Стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода. При этом компетентность рассматривается как «… самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики». Получается, быть компетентным означает умение ученика мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Понятие компетентности является более широким, чем «академические» знания. Компетентность включает в себя знания, умения, учебный и жизненный опыт, ценности и интересы, которые самостоятельно  реализуются учеником и используются им в определенной ситуации.

На сегодняшний день ключевыми, то есть универсальными по своему характеру и степени применимости,  являются следующие компетенции:

  • социальная (участие в совместном принятии решения);
  • коммуникативная (расширение сферы общения);
  • информационная (владение новыми технологиями);
  • учебно-познавательная (способность к обучению, владение знаниями, умениями и навыками).

Каждая из них основывается на определенных видах деятельности и выступает в качестве ведущей в отдельных учебных предметах. Для развития каждой компетенции применимо проектное обучение.

Под проектным обучением понимается весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационных средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащихся, то есть научить школьника проектированию. О. Рыбина называет проектом специально организованный  учителем и выполняемый учащимися  комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта. Что лежит в основе такой деятельности? Через целесообразную деятельность ученик будет заинтересован в результатах приобретаемых знаний. Обучение должно проходить как игровая, трудовая, исследовательская деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию.Организуя проектную деятельность, учитель только сопровождает и направляет самостоятельный поиск учащихся.

Условиями  успешности проектной деятельности, влияющими на дальнейшую социализацию ребенка, являются:

  • проблематизация учебного материала;
  • познавательная активность ребенка;
  • связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом и.т.д.;
  • помощь ребенку реализовать свои природные задатки и формировать определенные  индивидуальные качества.

Основная задача проектной деятельности – научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться. Это особенно важно для социализации подростков, так как в современной жизни обилие разнообразной информации в различных областях делает невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов в полном, углубленном  объеме.

Умение учиться, способность проектировать свое образование становятся жизненно необходимым для выживания в современном мире.

Зачем современному школьнику необходимо владеть проектированием?

В современном обществе проектирование все шире применяется в разных сферах и видах человеческой деятельности, таких как: архитектура, строительство, машиностроение, технологические процессы и др. Популярным становится проектирование экологическое, социальное, инженерное и т.п. Эти и гуманитарные проекты (в журналистике, в шоу-бизнесе, образовании) позволяют говорить о том, что проектирование  имеет широкие возможности применения, универсальный подход, закономерности.
Желая через проектирование обучить ребенка самостоятельно решать познавательные проблемы, мы, педагоги, должны вооружить его способами, приемами, такой деятельности в целях проектирования собственного обучения.

Для социализации личности школьника важно,  что с помощью проектирования достигается следующее:

  • формируется готовность к самостоятельному переходу предметных знаний учащегося в универсальные,
  • формируется сфера общения школьника (проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми, общешкольными, межшкольными, городскими),
  • интерес к сложным групповым проектам, имеющим социальную значимость,
  • применение проектирования в самообучении, самоорганизации (это важно и для будущей профессиональной деятельности)
  • самостоятельное проектирование решения личных проблем и задач.

Постепенное освоение школьником всех этапов проекта способствует развитию умения организовывать любую исследовательскую или творческую работу. На первом этапе ученик самостоятельно выбирает тему, цели, форму работы. На втором этапе учится анализировать проблему, планировать исследование, распределять роли в команде. Далее совершенствует умение находить и отбирать информацию в зависимости от поставленных целей. При выполнении иногда происходит корректировка плана. Далее – выбор формы презентации проекта. Исследовательская работа завершается рефлексией и оцениванием.

Педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» – формирование личностных качеств, мотивации, самообучения, обучения выбору и осмысление самого процесса проектирования и результатов собственной деятельности. А это важно для успешной социализации школьника, которую мы понимаем как «активную культурную деятельность и одновременно активное проживание детьми и подростками ситуации, изменяемой ими, творимой ими новой социокультурной среды» [2].

Проектная деятельность позволяет школьнику обрести собственный социальный опыт, самому строить свою личность и жизнь.

Список литературы:

  1. Гилязова О.Г. Сущность социализации и ее механизм// Проблемы социального самоопределения учащейся молодежи в условиях современного общества: Материалы международной научно-практической конференции. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. – С. 190.
  2. Там же. – С. 191