Школьная пресса: от идеи к результату

Разделы: Внеклассная работа


Школьная пресса существует в России не первый год. У неё своё лицо и собственный стиль. В основном на её характер и содержание влияют не внешние политические или иные факторы, а потребности школы, её традиции, события, происшествия. Первое лицо здесь школьник – автор и читатель в одном лице. Такого не знает Большая пресса, в которой человек пишущий и человек читающий отделены друг от друга профессиональными, социальными и возрастными рубежами. Иной раз один умеет блестяще писать о том, чего не знает, а второй привыкает послушно читать о том, что его не касается. Здесь же автор и читатель сидят за одной партой, слушают одних и тех же учителей, переживают одни и те же проблемы.

«… Школьная пресса – явление неоднозначное. Онаживет втожевремя, чтоимы, страдает оттехжебедиболеет теми жеболезнями. Школьные издания тоже бывают «желтыми» и «гламурными», иневыносимо скучными, ибездарными, илживыми. Аещеяркими, талантливыми, умными, дерзкими – разными… Инициаторами открытия школьных газет обычно выступают учителя, желающие «точнее направлять педпроцесс», ноработают онивместе сучениками. Педагогика растворяется вжурналистике, журналистика – впедагогике, и ответ навопрос «что первее» – всежеимеется. Педагогизм опережает журнализм помногим параметрам… (Тенденции развития школьной прессы России, т.6, ЛГО, 2007)

По материалам Пресс-портфолио Всероссийского Конкурса школьной прессы «В российских школах сейчас издаются журналы, вестники иальманахи, ногазета все-таки остается самым мобильным идоступным типом школьного издания, ипотому многие начинают свою издательскую деятельность именно снее».

Детско-молодежная пресса стала массовым явлением нашей жизни. Любое дело начинается с мечты, но чтобы она осуществилась, надо все организовать наилучшим образом. Нельзя не согласиться с тем, что «…Если издание создается из имиджевых соображений типа «у всех есть, и нам надо», то руководитель будущего пресс-объединения, как правило, просто назначается администрацией и далек от газетного дела. Основные критерии посещения кружка детьми – хорошие оценки по профильным предметам и прилежанию.

В грамотных руках учителей газета может служить эффективным педагогическим инструментом. Для учеников – это, прежде всего, источник информации о собственной школе. Для юных журналистов – процесс самовыражения. От издания газеты выигрывают все участники процесса. Хотя всегда найдутся скептики, которые заявят, что журналистике должны учить профессионалы, а не учителя русского языка или информатики. Найдутся те, кто будет искать смысловые и орфографические ошибки, отдаляясь от понимания детского послания. Здесь важно понять, что газета, созданная школьниками, – это мостик к молодежи», с которой как это ни странно взрослые зачастую находятся на разных полюсах.

Написать хорошие материалы, сфотографировать яркие события – этотолько половина дела. Какизкучи текстов икартинок сделать издание – вотглавный вопрос.

Основам журналистики в традиционных рамках было организовано обучение во время работы лагеря и в течение учебного года. Учителем русского языка и литературы Борисовой И.И. составлено методическое пособие (2 части) в помощь учащимся и рекомендации для педагогов. Параллельно велись занятия по настольным компьютерным издательским системам. Ребята знакомы с программами Publisher, PageMaiker. Но все-таки газета издается в MS Word, что совсем не возбраняется, как это оказалось. В программе Publisher удобнее выпускать буклеты, информационные листы, объявления, открытки, плакаты, календари. Газета в PageMaiker, честно говоря, требует больших временных затрат. Да, создав шаблон, можно штамповать, но тогда они все похожи. И мы остановились на издании в MS Word, где сохраняя принятый шаблон, мы простыми средствами векторной графики можем придать каждому номеру свою оригинальность.

Средством достижения цели и задач юнкоровского образования является формирование культурного и грамотного человека, поэтому особое место в программе необходимо отвести теории журналистики. К сожалению, второй год мы без преподавателя-филолога. В прошлом учебном году помогли лекции по журналистике, высылаемы по школам из школы юных журналистов для подготовки к краевой олимпиаде. Но почитать теорию – одно, написать и отредактировать – другое. Прибегали к помощи учителей в школе, но это не всегда удавалось. Обучение было односторонним, хотелось бы с обратной связью. А мечты, как известно, сбываются! Нашли Портал Школьной прессы России. (http://konkurs.lgo.ru, http://portal.lgo.ru).

И теперь у нас появилась возможность дистанционно обучаться в мастер-классах, у каждого есть личный кабинет. Материалы, которые мы пишем у нас «проверяет» Типограф – это такая программа, которая убирает «всякие бяки», а после этого они загружаются на проверку Мастеру и Помощнику по сети.

Таким образом, задачи юнкоровского образования определены его целью и связаны как с познавательной деятельностью школьников, так и с практической функцией:

  • формирование представления о журналистике, занимающей специфическое место в жизни общества и человека;
  • осмысление журналистики как особой формы освоения и восприятия информационного пространства;
  • развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в газету в определенном жанре);

В соответствии с этим целью допрофессионального образования становится формирование учащегося-юнкора, способного к полноценному восприятию духовной культуры, подготовки к самостоятельной работе над словом, а также готового применить компьютерные технологии для работы с информацией.

Одна из конечных целей издания газеты– воспитание высоких человеческих и личностных качеств как авторов, так и читателей.

Готовя публикацию в газету, дети лучше постигают культуру человеческих отношений, быт, традиции, учатся оценивать характер и поступки интервьюируемых людей. Продолжается процесс самовоспитания (вежливость, деликатность, такт, простота).

Газета – одно из важнейших современных средств массовой информации, старейшее и во многом ещё не заменимое печатное периодическое издание.

Материальность печатного листа обеспечивает возможность сохранения её содержания в течение длительного времени. Со временем газета – как отдельный номер, так и их комплект – превращается в исторический документ.

Номер газеты – уникальное произведение, результат труда коллектива школьников. Для его подготовки и выпуска необходимы многие знания и умения, особые способности. Процесс подготовки номера требует специального мастерства, сочетающего признаки искусства и ремесла. Этому мастерству нужно учиться. Для знакомства с этим мастерством и был организован (сначала в профильном лагере «СКиФ», потом и круглогодично) курс «Основы журналистики». Вторая подпрограмма «Настольные издательские системы» – авторский курс, разработанный учителем информатики Вяткиной Л.В. (главный редактор газеты). Концептуальная цель интеграции двух образовательных программ: формирование информационной культуры учащихся. Стратегическая цель: создание условий для развития ключевых компетентностей учащихся, дать школьникам представление о журналистике, как профессии, знания о печатном периодическом издании – газете, его структуре, особенностях публикаций, процессе подготовки выпуска.

Редакция газеты – это не только творческий, но и производственный коллектив. В журналистике всегда сжаты сроки, всегда мы ограничены временем. Если нарушаются сроки, уменьшается актуальность темы, а публикация в газете может оказаться неактуальной. Из-за недостатка времени наши ребята порой не могут глубоко вникнуть в проблему, но нельзя допускать небрежности в работе. Мы должны прививать чувство ответственности перед читателем.

Журналист – это публицист, редактор и организатор в одном лице. Каждый ученик должен уметь писать (это один из основных критериев профессионального мастерства). Он должен научиться править, переделывать, переписывать не только свои произведения, но и тексты своих товарищей (т.е. должен овладеть искусством литературного редактирования, без этого его профессиональное мастерство не может считаться полноценным).

Сколько ребят могут обеспечить выпуск газеты? Однозначного ответа нет. В каждом конкретном номере – конкретное количество детей и взрослых.

У нас стабильный коллектив, а на время летнего отдыха в наш «Клон» – «Компьютерный Лагерь Особого Назначения» мы принимаем в свою семейку «юн-кор-жук»-ов еще 12 человек, которые потом в течение года оказывают нам помощь. Верстают газету ученики 9 класса Юлия Одинцова и Александр Югов, за фотоматериал отвечает Ольга Воронцова, она же продумывет оформление. Пишем и интервьюируем все вместе, набирают тексты очень быстро и аккуратно 8-классницы Анастасия Проневич, Евгения Старкова и Яна Кокшарова. Художниками «подрабатывают» Диана Аникина и Елена Якушева. Технические вопросы решают Никита Лебединцев и Александр Югов. Тесно с нами сотрудничают и родители: помогают материально, пишут заметки (Лена Ведерникова приносит в газету мамины стихи), делятся воспоминаниями, вместе с нами путешествуют, приходят на занятия и мероприятия, не так часто как бы хотелось, «по мере возможности», как они говорят.

Газета – печатный орган, призванный объединить разновозрастных детей, родителей, педагогов школы, независимо от возраста, статуса и уровня профессионализма, и всех кто так или иначе связан с ней, для организации единого информационного образовательного, просветительского и воспитательного процессов.

Ключевые составляющие концепции издания сложились по мере накопления опыта редакторской и издательской работы, основанной на обязательной обратной связи с читателями. Мы можем выделить три составляющие: образовательная, культурно-просветительская, личностная (имиджмейкерская).

Газета за 6 лет регулярного периодического выхода в свет стала площадкой, на которой более чем успешно отрабатываются важнейшие элементы современного образования: самостоятельность и творческий поиск. Письменное публичное изложение мыслей в свободной форме требует от автора аккуратности в высказываниях, доступности их для понимания огромным количеством других детей и взрослых, которые становятся и ценителями, и критиками. Именно критический взгляд на публикацию заставляет повышать свою эрудицию, чаще обращаться к словарям, энциклопедиям, исторической и художественной литературе.

Один из основных элементов грамотно построенного учебного процесса – регулярность, определяющая также и живучесть периодической печати. Наша газета выходит один раз в месяц: с одной стороны, достаточно времени, чтобы успеть собрать материал (взять интервью, провести опрос, приготовить репортаж и т.д.), подготовить его к публикации, выполнить корректуру, проверить достоверность; с другой стороны, за это время тема не перестаёт быть актуальной (тем более, когда материал готовится к предстоящим событиям), не устаревает.

Эссе издания «Поднимаем паруса», регистрационный номер – 1248 на портале «Школьная пресса России»

Издатель: МОУ «Нердвинская СОШ», Карагайский район, Пермский край
Год основания: 2002
Тираж: 3 – 30 экз.
Периодичность: 1 раз в месяц
Руководитель: Вяткина Любовь Васильевна, педагог дополнительного образования, преподаватель информатики
Достижения: победитель муниципального конкурса школьных электронных газет в 2007, 2008 гг, в рамках месячника Политической активности молодежи Карагайского района.
Слоган:

1 год – Что видим, то и пишем.
2, 3, 4 – Услышать и увидеть, найти и напечатать!
5, 6 и теперь – Постарайся сделать хорошо, плохо всегда получится.

Цели издания: способствовать развитию личности наприоритете общечеловеческих ценностей вусловия информационного общества; формирование уучащихся навыков позитивного взаимодействия, развитие лидерских качеств, интеллектуального потенциала, коммуникативных способностей; использование общения вкачестве фактора воспитания; создание воспитательного пространства, организованного длявключения детей висследовательскую, творчески развивающую деятельность

Решаемые задачи: содействие всаморазвитии каждого ребенка; развитие информационно-коммуникативных компетентностей; создание иразвитие коллектива единомышленников, способного ксамоорганизации исамоуправлению – социальная адаптация вобществе, реализация всоциуме; раннее вхождение вмирпрофессий – знакомство учащихся сосновами журналистского мастерства и издательским делом.

Главное достоинство издания: стабильность выпускаемых номеров, информирование учеников, педагогов и жителей о социально-значимых событиях, происходящих в школе Нердвинском поселении.

Портрет издания:

Название нашей газеты родилось уже к выходу первого номера. Предложений было много, но остановились на этом «Поднимаем паруса», оно было созвучно самому первому мероприятию нашего тогда еще профильного компьютерного лагеря «СКиФ». Это был сбор отряда «Как ты яхту назовешь, так она и поплывет». И вот мы уже плывем по бескрайнему океану компьютерных издательских систем, и еще более безграничному океану журналистики.

Мало кто верил в фундаментальность нашего издания, в первый номер мы «включили всё, что вышло из-под пера». Получился журналистский винегрет. Дети были разновозрастные: пришли все, кто мог хоть немножко что-то сочинять, и те, кто не боялся компьютера. В качестве логотипа газеты взяли обычную картинку парусника, «рисованного» компьютера и обязательный атрибут писателя – чернильницу с пером. И прижилось все. Так появился логотип газеты.

Газета включает две страницы информационного характера, посвященные теме выпуска. Это может быть Словарик по теме выпуска, разъяснение по поводу какого-либо события, информация о проводимой акции или мероприятии в общих чертах. Более подробно читаем в трех разделах газеты, количество страниц каждого по минимуму 2 стр, содержащих текст, размер 14 пт, фото, изображения.

Разделы:

«Душа обязана трудиться» – публикуются материалы олюдях нашего поселения, учащихся иучителях нашей школы.
«Откровение вечной души» – размещаем материалы начинающих авторов, выпускников прошлых лет, сочинения учащихся, стихи, сказки, загадки ит. д., в рубриках «Проба пера», «Перлы», «У школьной доски», «Наш гость».
«Школьный калейдоскоп» – иначе панорама школьных дел, достижения, участие вконкурсах, олимпиадах, поздравления… Создается совместными усилиями педагогов, школьников и родителей, а также руководителями территориальных организаций и предприятий.

Проблемы: главным образом сбор информации и ее грамотная обработка, поскольку второй год нет коллеги, ведущей «Основы журналистского мастерства». Несмотря на установленные сроки подачи материала для верстки газеты, все приходится на последнюю неделю.

P.S.: Большое внимание уделяем теме малой родины. Это кажется нам особенно актуальным в наше время, когда детям навязываются потребительские стереотипы.

Усилиями нашего творческого коллектива изданы: Альманах «Чем Ваше слово отзовется….». В сборник вошли стихи, проза, рисунки выпускников нашей школы, начиная с 1962 г. материалом послужили встречи, интервью, переписка, а также сохранившиеся номера школьных стенгазет прошлых лет в библиотечном архиве, материалы школьного журнала «Мечта», издаваемого до 1994 г.

К 165-летнему юбилею школы был реализован проект «Мы помним их заслуги», посвященный учителям, работающим в нашей школе с 1950 г.

К юбилею «Выпуска-77» выпущен сборник стихов «Я помню ритмы времени», иллюстрированный рисунками и фото учеников этого выпуска.

К предстоящему юбилею «Выпуск-1968» готовится к изданию сборник стихов, раасказов, писем учащимся школы «Я время составляю из мгновений…»

Собственные работы учащихся изданы в сборнике «Классный выпуск» (собраны работы участников издательства к юбилею школы). «Стихи и загадки», «Необыкновенные истории», «Дневниковые записи», «Басни?!» материалы собирались во время работы летнего и зимнего профильного лагеря с участие юнкоров из школ района – творческий отчет для районного Дома Детского Творчества.

У нас создано Общество «Творян» для работы профильных лагерей в каникулы, есть свои традиции и законы, тесно сотрудничаем с сельским ДК и посещаем литературную гостиную «У камина», являясь участниками и информаторами. Все выпуски газеты вывешиваются на предоставленных стендах «Информация» в 7 организациях села, а также в 12 населенных пунктах поселения. Благодарны Инд. предпринимателям, оказывающим материальную поддержку и базовому хозяйству ООО «Агрофирма Победа», нашим родителям-«скифовцам».

Опыт работы представлялся:

1. Победитель муниципального конкурса социальных и культурных проектов в номинации «Образование и общество», 2004 г. Проект «Летний профильный лагерь «СКиФ»: издательское дело и журналистика»

2. На VI Международной научно-методической конференции «Высокие технологии в педагогическом процессе», проводимой Волжской государственной инженерно-педагогической Академией (г. Н.Новгород). Доклад «Организация летнего отдыха в профильном компьютерном лагере «СКиФ»» на секции «Профильное обучение в условиях непрерывного профессионального образования» отмечен Дипломом.

3. На III Всероссийском научно-методическом Симпозиуме «Инфосельш-2005», г. Анапа.

4. Сертификат участников конкурса «Использование ИКТ в рамках образовательных мероприятий для учащихся», направление «Образовательный проект для детей с использованием ИКТ (профильные школы…)» с проектом «Детское творческое объединение «Школьный пресс-центр СКиф»», 2006 г.

5. Участники Муниципальной научно-практической конференции ученических исследовательских работ, 2007 год. Тема исследования «Школьная электронная газета: причуда или необходимость», Юлия Одинцова награждена Грамотой.

6. На Всероссийском научно-методическом Симпозиуме «СКО-2007» (тезисы и текст доклада в сборнике трудов).

7. 2008, 2009 гг. Газета «Поднимаем паруса» ДТО «СКиФ» награждена Дипломом победителя школьных электронных газет по итогам Муниципального месячника политической активности молодежи Карагайского района (Пермский край).

8. 2008 год – газета зарегестрирована на портале Школьная пресса России под регистрационным номером 1248, имеет свой штрих-код, участвуем в российском конкурсе «Больше изданий хороших и разных». Адрес сайта www.lgo.ru или www.portal.lgo.ru, где вы найдете массу интересного материала.

9. Мастер-класс на краевом семинаре «Дополнительное образование», с. Карагай 2009.

Материалы о нашем ДТО можно посмотреть на сайте Нердвинской школы http://59428s006.edusite.ru, страничка ДТО, «СКиФ», а также на отдельном сайте, ссылка будет дана со школьного сайта. Там же мы укажем адреса сайтов школьных издательств с которыми на связывают общие интересы. Будем рады знакомству и сотрудничеству с заинтересованными людьми.

Приложение 1 – Презентация к статье