Развитие связной речи посредством мнемотехники

Разделы: Работа с дошкольниками


Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить и запомнить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания даются ему с помощью вспомогательных средств: в виде действий с моделями, отражающие существенные черты изучаемых явлений, мнемотаблиц, которые несут в себе обучающую информацию, использование образцов и образных фантазий (эйдетизм), открывающими новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания. И таким образом, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия, т.е., на основе наглядно-действенной формы складывается наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

Я третий год успешно применяю приемы эйдетики, моделирования и мнемотехники во всех разделах программы. В разделе «Развитие  элементарных математических представлений» для ознакомления с цифрами, каждую цифру я выразила в виде определенного эйдоса (греч. – образа), например, цифра 1 в виде образа «одинокого мальчика с протянутой рукой, который хочет с кем-нибудь подружиться», а цифра 2 в виде «царевны – лебедя, которая дважды меняет свой облик» и т.д., таким образом, абстрактная цифра превращается для детей в понятный им и живой образ, который легко запоминается. «Числовая ось» – по своей сути, тоже является моделью, которая определяет количественные отношения.

Для ознакомления с сезонными изменениями в природе использую круговую диаграмму с четырьмя секторами, каждый из которых имеет определенный цвет и обозначает свое время года. По мере наблюдения за природой мы с детьми заполняем условными обозначениями, символизирующими природные явления эту диаграмму. В процессе заполнения детьми индивидуальных диаграмм происходит лучшее усвоение основных принципов экологии.

Для развития логического мышления при классификации используем модель «классификационного древа» и кругов Эйлера, которые наглядно отражают родо-видовые отношения.
Для усвоения звуко-буквенного анализа ввели забавных «звуковичков», наряд которых помогает дать характеристику каждого звука.

Неоценимо использование мнемотехники для развития связанной речи. Для составления описательных рассказов применяю мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляют более содержательные рассказы. Помогают пересказывать прочитанные сказки пространственно-временные модели. А изготовленные мною загадки о животных, которые представляют собой план-модель описания животного, дети с удовольствием используют даже вне занятий.

Модели выполнены в виде простых символов, что позволяет детям самим их изготовить и применять в своих играх.

В разделах «Ознакомление с пространственными отношениями» и «Конструирования» это всевозможные планы, схемы, карты, анализируя и самостоятельно их строя дети учатся ориентироваться и конструировать из различных материалов.

Такой подход мне позволил:

  1. Расширять представления детей об окружающем.
  2. Развивать связную речь.
  3. Развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие.

Конспект комплексного занятия по теме «Птицы»

Программное содержание:

  1. Обобщить знания детей о птицах. Формировать у детей знание о том, что эксперимент – один из способов познания окружающего мира.
  2. Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Развивать связную речь.
  3. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Поощрять любознательность и стремление к получению новых знаний.

Материалы:  книга, силуэты птиц из наждачной бумаги, карта, перья, тазик с водой, листы бумаги, дорожки, чучела, мнемотаблицы описания птиц, изображение силуэта синички на картоне, схема окраски, клей, кисточки, крупка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В нашу группу пришел замечательный подарок  –  волшебная книга знаний. Вы хотите все знать, быть умными, сообразительными, любознательными? Откуда же человек получает знания? Каким путем? (наблюдает, исследует, читает, слушает рассказы других людей, когда сам что-то изготавливает и т.д.)
Я предлагаю вам отправиться в поход за знаниями, и в этом нам поможет эта волшебная книга. Я надеюсь, что сегодня вы узнаете много нового, что не только книга поделилась с вами знаниями, но и вы можете пополнить ее, и другие люди уже смогут воспользоваться этим богатством – знаниями. А что послужит темой нашего занятия, вы узнаете из загадок.

1. Пестрая крякуша
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.

2. Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.

3. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.

4. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

5. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет.
Крошки подбирает.
Каких назвать одним словом?

Потренируемся перед дорогой. Вот задание для разминки:

– Отгадайте птицу по силуэту (на карточках контурное изображение ласточки, чайки, утки)
– Определите птицу на ощупь (на карточках из наждачной бумаги силуэты птиц)

Чтобы в походе было легче ориентироваться, все путешественники берут с собой карту. В нашей волшебной книге есть карта, которая подскажет нам правильную дорогу.

1.  Дорожка нас привела в научно-исследовательскую лабораторию. Вы говорили, что знания получают с помощью наблюдений, исследований. У вас по 2 пера. Давайте их исследуем. Как вы думаете, это перья одной птицы или разных птиц? Отличаются ли они друг от друга? Чем? Оказывается, это перья курицы. А разные они потому, что одно перо пуховое, а другое маховое. Попробуйте сами определить. Хорошо посмотрите на них и скажите, для чего они служат.
Как вы думаете, почему птицы летают и не падают? Давайте проведем научный эксперимент-опыт. Возьмем 2 листа бумаги, 1 лист сомнем в комочек. Проверим, какой лист упадет быстрее. Сделайте вывод.
Вы слышали пословицу « Как с гуся вода»? почему так говорят? У него не намокают перья в воде. Проведем еще один эксперимент. У нас есть гусиные перья и емкость с водой. Опустите перья в тазик. Тонут ли они в воде? Они очень легкие. Давайте их встряхнем, как это делают гуси и утки, когда выходят из воды. Как выглядят перья? Почему они не намокли? У водоплавающих птиц есть специальная железа, которая выделяет жир, а гуси и утки смазывают им перья. Как вы считаете, зачем? Птица с несмазанными и грязными перьями не сможет летать и может даже утонуть.
Скажите, что вам удалось узнать с помощью опытов и экспериментов, наблюдений? Значит, вы приобрели новые знания. Давайте их положим в нашу волшебную книгу и отправимся в путь за новыми знаниями.

2. По какой дорожке нам предстоит идти дальше? А здесь начинает свою работу научная конференция, на которой собрались молодые ученые. В роли ученых выступят наши дети. Откуда люди получают знания? Рассказывая и сообщая их друг другу. Сейчас мы с вами пополним не только свою книгу знаний, но и нашим гостям сообщим новые и полезные сведения. Чтобы сообщение было действительно научным и интересным, надо, чтобы люди не только услышали, но и увидели то, о чем им рассказывают. Поэтому наши выступающие представят чучела птиц. Сразу хотим сказать, что наши дети, так же как и я, любим птиц, эти чучела не настоящие, а сделаны из пластмассы и перьев. Полнее и интереснее раскрыть свои научные сообщения помогут мнемотаблицы (3 ребенка составляют описательные рассказа о воробье, соловье и утке.)

3.  Карта нам подсказывает, что мы отправляемся по голубой дорожке. Древние мудрецы говорили « Я лучше пойму, если сделаю это сам». Теперь мы с вами попали в творческую мастерскую. Я предлагаю вам на память о нашем занятии сделать аппликацию синички. Перед вами нарисованный контур синички и схема цветов, какими она должна быть украшена. На столе у каждого крупка разных цветов, кисточка и клей.

Повторим порядок работы:

  1. Определить цвет отдельной части по схеме и цифре.
  2. Аккуратно намазать клеем только эту часть.
  3. Посыпать на смазанное место крупку нужного цвета, пока не высохло можно поправить рукой, лишнюю крупку убрать.
  4. По этой же схеме выполнить остальные части.
  5. В конце работы фломастером подрисовать клювик и лапки.
  6. После работы не забудьте главное правило: убрать свое рабочее место.

Мы с вами сегодня совершили необычное путешествие за знаниями. Скажите, какие знания мы положим в нашу книгу? Что нового вы узнали на занятии? Какими способами вы получили эти знания? Я надеюсь, вы в своей жизни узнаете еще очень много нового, интересного и полезного.