Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание мягкого знака в словах"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • повторить правила правописания мягкого знака в словах;
  • создать благоприятный микроклимат для восприятия материала урока;
  • развивать орфографическую зоркость, слух:
  • воспитывать бережное отношение к людям, к русскому языку.

Ход урока

1. Словарная работа.

1. Давайте подумаем, почему эти слова так называются?

Пенал – (латинское слово). Слово “перо” по латыне будет “пенна”. А где хранили перья? В специальной коробочке, которую и называли “пенал”.

Карандаш – (от тюрского слова “кара” – “черный”; “таш” – “камень”). Свой путь карандаш начинал от свинцовой палочки, служившей для письма. След от такого карандаша оставался очень слабый, а руки покрывались серым налетом. Потом появились черные палочки из графита, для них стали готовить “одежду” – кожаную, металлическую и, наконец, деревянную. А название осталось прежнее.

Каникулы – (на русский язык “собачьи дни”). В переводе с латинского языка значит “собачка, щенок”. “Каникулой” древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии “Большого Пса”.

Когда наступали самые жаркие дни (в середине июля до конца августа), солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступала “каникула”. В русском языке означает перерыв в занятиях, но уже не только летом.

Тетрадь – (греческое слово) и означает оно “сложеный вчетверо”. Лист перегибали пополам, а потом еще раз пополам. Остается разрезать эту книжечку, сшить ее посередине, и тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Такими и были первые тетради, потом листов стало больше, но название так и осталось.

Что обозначает “ь” в слове “тетрадь”?

2. Сообщение темы урока.

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

Я предлагаю повторить правила правописания мягкого знака в словах.

3. Актуализация знаний учащихся.

Прочитайте пословицы, объясните смысл. Найдите слова с “ь”, объясните, почему здесь написали “ь”?

  1. Что вылетает изо рта, бьет о голову.
  2. Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
  3. Хорошую речь приятно слушать.

Сделайте вывод, когда в словах мы пишем “ь”.

4. Закрепление правил правописания в словах “ь”.

1. Назовите лишнее слово:

вьюга, горько, льет.

а) Какая это часть речи?

б) Почему наречие?

в) Почему человеку иногда бывает горько?

2. Работа с сигнальными карточками (1, 2, 3).

Покажите, в какой столбик поместите слова.

Ь разделительный ь смягчающий ь после шипящих согласных

  Деньги, Софья, мысль, учиться, барьер, проверь, спишь, соловьи, восемь, несешь, бурьян, шестьдесят, сплошь, колья, беречь, ноябрь, дрожь, шить, жилье, отрежь, вьюнок.

а) Когда после шипящих пишется мягкий знак?

(Существительные 3 склонения, в глаголах и наречиях после шипящих.)

б) Вспомните, есть ли какие–то исключения из этого правила?

(В наречиях – уж, замуж, невтерпеж)

3. Работа с учебником.

Стр. 78, упр. 3.

а) Посчитайте, сколько ошибок.

б) Выпишите эти слова правильно.

(Постараешься, мощь.)

в) Почему нужно в этих словах написать “ь”?

г) Назовите в этом упражнении слова на шипящую, где “ь” не пишется. Объясните, почему?

(Луч – м. р., горяч – краткое прилагательное, рубеж – м. р., еж – м. р., колюч – краткое прилагательное.)

4. Вставьте, где надо “ь”. (Самостоятельная работа.)

Хлоп...я, акварел..., тиш..., танцуеш..., кирпич..., плащ..., скол...зиш..., надо радоваться, береч..., улыбает...ся, веревоч...ка, лис...тик, сплош..., замуж....

а) Объясните орфограммы.

б) Какие слова указывают на чувства человека?

в) Что обозначают эти слова?

г) Какой частью речи они являются?

д) Подберите антонимы к этим словам.

(Грустить, плакать.)

е) Что обозначает “ь” в этих словах?

ж) В какой форме употребили глаголы.

5. Итог урока.

  1. Сколько орфограмм мы повторили?
  2. Кому урок помог вспомнить и научил использовать изученные правила на письме?

6. Рефлексия.

Прикрепите свои жетоны в ту часть доски, которая отражает ваше состояние на уроке.

7. Задание на дом.

Стр. 78, упр. 4.